Вы на портале

Налоговый кодекс — 2019: обновленная реальность для бизнеса

Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З, который вступил в силу с 1 января 2019 г., изложен в новой редакции Налоговый кодекс Республики Беларусь. Революционных изменений новая редакция НК не привнесла, тем не менее на ряд из них следует обратить внимание.

Обновлено
Ботян Александр
Ботян Александр

управляющий партнер Borovtsov & Salei

8876 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Корректировки Общей части Налогового кодекса

Изменен порядок приостановления операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет, и введено разделение плательщиков на группы по добросовестности исполнения налоговых обязательств. Если плательщик в определенный НК срок не допускал просрочек в уплате налогов, решение о приостановлении операций по счетам принимается не ранее 5 или 10 рабочих дней с даты неуплаты налогов.

Установлен ряд ограничений при взыскании налогов за счет дебиторов плательщика. В частности, предусмотрено, что решение о взыскании налогов за счет средств дебитора не принимается в отношении дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Справочно.
Введена норма о возврате взысканной суммы дебиторской задолженности дебитору при установлении налоговым или таможенным органом факта представления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности.

В части начисления пени установлено правило, согласно которому размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины), не должен превышать сумму подлежащего уплате по результатам проверки налога, сбора (пошлины).

Лжепредпринимательство по-прежнему наказуемо

В НК введены основные положения из отмененного Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

В соответствии с п. 4 ст. 33 НК налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— установлено искажение сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности;

— основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;

— отсутствует реальность совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Справочно.
Увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин с 3 до 5 лет.

Первое и третье основания заимствованы из вышеназванного Указа, а второе основание является новацией в белорусском налоговом законодательстве. Только практика, в том числе судебная, покажет, каковы будут подходы контролирующих органов и судов при оценке доказательств хозяйственной операции, когда она фактически совершена и подтверждена подлинными первичными документами, но направлена на неуплату (неполную уплату) налога.

Справочно.
Предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль (по недвижимости — с 10 % до 15 %, по машинам и оборудованию — с 20 % до 30 %).

Налог на прибыль

Систематизировано регулирование затрат, учитываемых и не учитываемых при налогообложении, уточнено понятие контролируемой задолженности, а также введена специальная статья, регулирующая нормируемые затраты, то есть затраты, которые можно учесть при налогообложении только в рамках установленных законодательством предельных размеров.

Справочно.
К нормируемым затратам отнесены расходы на управленческие услуги, оказываемые ИП, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, например, упрощенную систему налогообложения. Они рассчитываются исходя из коэффициента соотношения средней заработной платы руководителей организации и средней заработной платы по организации в целом.

С 2019 г. в состав внереализационных расходов можно включать резервы по сомнительным долгам, созданные по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности, в размере не более 5 % от выручки организации.

Справочно.
Сомнительной задолженностью может быть признана любая задолженность, не погашенная в установленный в договоре срок и не обеспеченная гарантиями.

Резервы рассчитывают следующим образом:

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 % от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;

— по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 календарных дней сумма создаваемого резерва не увеличивается.

Стоит обратить внимание на то, что в пределах 1 % от суммы выручки можно отнести к затратам вознаграждение по итогам работы за год, единовременные выплаты на оздоровление, вознаграждения членам совета директоров, компенсации за использование личных транспортных средств, представительские расходы и другие, так называемые «прочие затраты». Некоторые из таких затрат в 2018 г. вообще не учитывались при налогообложении прибыли.

Справочно.
При нераспределении последовательно прибыли между участниками (акционерами) организации в течение 3 предшествующих календарных лет ставка налога на прибыль по дивидендам устанавливается в размере 6 %, а при нераспределении в течение 5 предшествующих календарных лет — в размере 0 %.

Постоянное представительство иностранных организаций

Увеличен срок оказания услуг (выполнения работ) на территории Республики Беларусь иностранными организациями для признания деятельности такой организации в качестве постоянного представительства. Ранее данный срок составлял 90 дней, с 2019 г. он составляет 180 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде. Это же правило относится и к строительству, монтажу, реконструкции объектов недвижимости.

Налог на доходы иностранных организаций

Изменен налоговый период для налога на доходы иностранных организаций: теперь налоговым периодом является квартал (ранее — месяц). Таким образом, представлять налоговую декларацию и уплачивать этот налог плательщики будут ежеквартально.

Упрощенная система налогообложения

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, увеличены критерии валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения (для организаций сумма выручки составляет 1 465 565 бел. руб. за 9 месяцев предшествующего года, для индивидуальных предпринимателей — 315 000 бел. руб.). Для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2019 г. предусматривается возможность учета выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления.

Налог на недвижимость

Введены специальные пониженные ставки по налогу в отношении недвижимости, возведенной организацией после 1 января 2019 г.: 0,2 % — в течение второго года эксплуатации; 0,4 % — в течение третьего года; 0,6 % — в течение четвертого и 0,8 % — в течение пятого года эксплуатации (вместо базовой ставки в 1 % от оценочной стоимости недвижимого имущества).

Справочно.
Сохранено право местных Советов депутатов устанавливать повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость в 2019 г. до 2,5, а с 2020 г. — не более чем 2,0 (но данное право не распространяется на специальные пониженные ставки налога).

Из НК исключена специальная ставка налога на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, в размере 2 %, а также отменено право местных Советов депутатов увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

8876 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме