Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»
Дата вступления в силу: 19.07.2019
Предпринимательская деятельность: декриминализация и ее последствия
Законом № 171-Зст. 233 УК изложена в новой редакции, что привело к исключению уголовной ответственности за предпринимательскую деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной либо осуществляется без регистрации в установленном законодательными актами порядке.
С 19.07.2019 незаконная предпринимательская деятельность в двух указанных формах может влечь лишь административную ответственность по ч. 1-1 либо 2 ст. 12.7 КоАП.
Справочно.
Статья 12.7 КоАП квалифицирует незаконную предпринимательскую деятельность как административное правонарушение и предполагает ответственность в виде штрафа (с конфискацией предмета правонарушения и без).
Согласно ч. 3 ст. 9 УК на лиц, которые до вступления в силу Закона № 171-З осуществляли предпринимательскую деятельность в любой из двух названных форм, распространяется обратная сила этого Закона. Поэтому уголовные дела в отношении таких лиц вне зависимости от стадии уголовного процесса подлежат прекращению в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 29 УПК («в случае вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния»). По этой же причине лица, осужденные за осуществление предпринимательской деятельности в любой из двух указанных форм и не отбывшие назначенное им наказание или иные меры уголовной ответственности, подлежат освобождению от их исполнения и признаются не имеющими судимости.
Специальная конфискация дохода
По уголовным делам о преступлениях, прекращаемым ввиду декриминализации двух форм незаконной предпринимательской деятельности, не подлежит специальной конфискации доход, полученный от такой деятельности.
Специальная конфискация может применяться только в случаях осуждения лица в соответствии с обвинительным приговором суда (ч. 6 ст. 61 УК), а с 19.07.2019 — также и при освобождении лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным УК (ч. 2 ст. 46 УК). Тем не менее «вступление в силу закона, устраняющего наказуемость деяния» (п. 10 ч. 1 ст. 29 УПК) не выделено в УК в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности.
Справочно.
Независимо от категории преступления и вида назначенного наказания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от использования этого имущества, которые непосредственно связаны с преступлением (ч. 6 ст. 61 УК).
Не подлежит исполнению приговор по уголовному делу о незаконной предпринимательской деятельности, не исполненный в части специальной конфискации дохода от такой деятельности (ч. 6 ст. 61 УК) ко дню вступления в силу Закона № 171-З или исполненный частично. Такое решение обосновывается тем, что применение специальной конфискации базируется на признании полученного дохода преступным.
Справочно.
Согласно ч. 2, введенной в ст. 46 УКЗаконом № 171-З и вступающей в силу с 19.07.2019, при совершении преступления наряду с уголовной ответственностью, а также при освобождении лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным УК, применяется специальная конфискация.
Специальная конфискация в исполнительном производстве
Признание двух форм незаконной предпринимательской деятельности некриминальными влечет признание таковым и дохода, полученного в результате ее совершения, что исключает обращение его в доход государства в порядке применения специальной конфискации.
В этом случае исполнительное производство в части специальной конфискации подлежит прекращению. Такое основание для прекращения исполнительного производства не предусмотрено в ст. 52 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». При решении вопроса о прекращении исполнительного производства этот Закон надлежит применять по аналогии, что не запрещено Конституцией и Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Справочно.
Исполнительное производство подлежит прекращению в случае отмены судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, судебного постановления, являющегося исполнительным документом, решения иного уполномоченного органа (уполномоченного лица) либо признания утратившим силу исполнительного документа (абз. 7 ст. 52 Закона № 439-З).
Предпринимательство без лицензии: по-прежнему наказуемо
Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, сопряженная с получением дохода как минимум в крупном размере, сохранила статус преступной.
В этой части Закон № 171-З едва ли отвечает предписаниям п. 1 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», предусматривающим необходимость получения специального разрешения (лицензии) только для осуществления экономической деятельности, потенциально сопряженной с угрозой причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
На наш взгляд, для пресечения нарушения запрета на осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) достаточно мер административного взыскания, предусмотренных в санкции ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Необходимо учитывать, что в указанном случае субъект хозяйствования осуществляет предпринимательскую деятельность легально: он прошел государственную регистрацию, уплачивает налоги и иные обязательные платежи, в том числе в ФСЗН, обеспечивает занятость работников. Криминализация предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) допустима лишь в случае, когда она повлекла причинение смерти, телесных повреждений, ущерба в крупном размере окружающей среде, существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам.
Справочно.
Часть 1 ст. 12.7 КоАП предусматривает административную ответственность за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (штраф с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью).
Криминализация предпринимательства без лицензии не в ладах с Конституцией
Сохранение уголовной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), обусловленное исключительно размером полученного от этой деятельности дохода (как минимум крупного), полагаем, не соответствует ст. 23 Конституции. Такое законодательное решение нарушает принцип пропорцио-нальности правовых ограничений, которые должны обеспечивать надлежащий баланс интересов граждан и государства, не отвечает принципу справедливости уголовной ответственности, закрепленному в ч. 6 ст. 3 УК, будучи несоразмерным и неадекватным. Решение Конституционного Суда от 28.12.2018 № Р-1165/2018 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь"», которым Закон № 171-З признан соответствующим Конституции, представляется спорным, в нем отсутствует анализ указанного законодательного решения.
Справочно.
Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23 Конституции Республики Беларусь).
В примечаниях к ст. 233 УК увеличено пороговое значение определяемого в базовых величинах размера дохода, полученного от предпринимательской деятельности, осуществляемой без специального разрешения (лицензии). Иными словами, осуществлена частичная декриминализация указанной деятельности.
Такая корректировка ст. 233 УК обязывает органы уголовного преследования и суды прекратить находящиеся на любой стадии уголовного процесса уголовные дела о такой деятельности, совершенной до 19.07.2019, сопряженной с получением дохода в размере от более 250 до 1000 БВ включительно.
Лица, осужденные по ст. 233 УК за предпринимательскую деятельность, осуществляемую без специального разрешения (лицензии), сопряженную с получением дохода в указанном размере, не отбывшие наказание или иные меры уголовной ответственности, подлежат освобождению от их исполнения и признаются не имеющими судимости.
Лжепредпринимательство: исключение уголовной ответственности
Статья 234 УК, предусматривающая уголовную ответственность за лжепредпринимательство, исключается из УК с 19.07.2019.
Несмотря на неоднократные изменения и дополнения, статья не удовлетворяла в должной мере интересам правоохранительных органов, ее применение не отвечало принципу справедливости уголовной ответственности (ч. 6 ст. 3 УК) ввиду того, что за одни и те же деяния лицо нередко несло уголовную ответственность как по ст. 234 УК, так и по ст. 233 или 243 УК.
Исключение статьи за лжепредпринимательство не приведет к устранению уголовной ответственности за действия, предусмотренные в ней в настоящее время: они будут влечь ответственность за пособничество в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов, изготовление подложных документов, служебные подлоги и другие преступления, предусмотренные в УК.
Справочно.
Действия, признаваемые преступными в исключаемой из УК ст. 234, с 19.07.2019 будут влечь уголовную ответственность за пособничество в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов, изготовление подложных документов, служебные подлоги и иные преступления, предусмотренные в УК.
Декриминализация лжепредпринимательства возлагает на органы уголовного преследования и суды обязанность прекратить находящиеся в их производстве уголовные дела о преступлении, предусмотренном ст. 234 УК, совершенном до 19.07.2019.
Вступившие в законную силу приговоры о таких преступлениях, не исполненные до указанной даты, подлежат пересмотру в порядке, предусмотренном пп. 4 и 5 ст. 6 Закона № 171-З. Отметим, что число лиц, в отношении которых приговоры подлежат пересмотру, невелико: с 2015 по 2018 г. по ст. 234 УК было осуждено лишь 11 человек.