Каковы основные положения?
Законопроект направлен на совершенствование правоотношений в сфере массовой информации и предусматривает ряд ключевых изменений в регулировании деятельности интернет-ресурсов, включая следующие:
- новые понятия, к примеру, «интернет-ресурс» и «сетевое издание»;
- новые обязанности для владельцев интернет-ресурсов, в том числе обязательную идентификацию пользователей;
- обновленный порядок ограничения доступа к интернет-ресурсам;
- дополнительные случаи привлечения к ответственности.
Ниже рассмотрим, как предлагаемые изменения в случае их принятия могут отразиться на деятельности интернет-ресурсов, в частности социальных сетей.
Справочно.
В Беларуси наиболее распространены иностранные соцсети, такие как Facebook, ВКонтакте, Instagram, Youtube, Twitter, Linkedin.
На кого будет распространяться действие Закона о СМИ?
Законопроект уточняет сферу действия Закона о СМИ касательно иностранных интернет-ресурсов. Предполагается, что его действие будет охватывать иностранные СМИ также в части, касающейся распространения их продукции на территории Беларуси, например, информационных сообщений или материалов в Интернете. Национальное регулирование сможет применяться и к иностранным интернет-ресурсам, доступным в Беларуси.
Владелец интернет-ресурса — кто он?
Законопроект предлагает дополнить ст. 4 Закона о СМИ определением «владелец интернет-ресурса». К таковым могут относиться как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и физические лица, реализующие гражданские права в отношении интернет-ресурса. В качестве его разновидности выделяется «сетевое издание», которое отличает прохождение процедуры регистрации (в том числе добровольной), приравнивающей интернет-ресурс к СМИ.
В свою очередь, под «интернет-ресурсом» понимается любой информационный ресурс (его составная часть), размещенный в Интернете, посредством которого распространяется массовая информация, включая:
- интернет-сайт или его отдельную страницу;
- форум;
- блог;
- приложение для мобильного устройства.
Таким образом, владельцем интернет-ресурса сможет считаться, к примеру, блогер или владелец страницы в соцсети. И на данных субъектов, которые являются в большинстве случаев обычными пользователями, также будут распространяться требования Закона о СМИ.
Что с обязанностями владельца интернет-ресурса?
Поправки предусматривают ряд обязанностей для владельцев соцсетей, которые предполагают внедрение дополнительных мер анализа и контроля информации на таком интернет-ресурсе.
В частности, Законопроект предлагает обязать владельцев соцсетей не допускать размещение материалов, содержащих нецензурные слова и выражения, и незамедлительно удалять такую информацию по требованию государственного органа в сфере массовой информации, то есть Министерства информации. Как правило, крупные соцсети и ранее имели собственные внутренние политики для пользователей, которые устанавливали стандартные «правила игры». В будущем же такая обязанность может быть регламентирована законодательно.
В связи с новыми требованиями соцсетям может понадобиться внедрить дополнительную систему модерации контента, включая содержимое комментариев. В случае нарушения требований и неустранения такого нарушения доступ к соцсети в конечном итоге может быть ограничен через поставщика интернет-услуг (ISP).
Для владельцев интернет-ресурсов предусмотрена обязанность указать свой адрес электронной почты на интернет-ресурсе. К примеру, такая необходимость может возникнуть для профилей в Instagram, которые периодически распространяют информационные сообщения или материалы, предназначенные для неопределенного круга лиц.
Законопроект предусматривает применение действующего сейчас перечня информации, распространение которой запрещено в СМИ, и в отношении информации, содержащейся в соцсетях. Кроме того, данный перечень дополняется информацией о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, информацией, пропагандирующей или побуждающей к самоубийству, а также ненадлежащей рекламой.
Справочно.
За размещение в соцсети и распространение информации, пропагандирующей и побуждающей к самоубийству, владелец группы может быть привлечен к уголовной ответственности, а орган государственного управления в сфере массовой информации сможет предпринять действия по ограничению доступа к интернет-ресурсу в силу прямой нормы законодательства о СМИ.
Дублирование в законодательстве о СМИ уже существующих норм в других отраслях правового регулирования позволит привлекать виновных лиц к ответственности напрямую.
Как будут идентифицировать пользователей?
После принятия поправок в Закон о СМИ на владельца интернет-ресурса может быть возложена обязанность по недопущению размещения сообщений и материалов пользователями без их предварительной идентификации. Внедрение идентификации пользователя может потребоваться при оставлении сообщения в комментариях или на форуме. При этом порядок идентификации сейчас неизвестен и должен быть дополнительно разработан Советом Министров Республики Беларусь.
На данный момент в качестве механизма идентификации пользователя рассматривается возможность использования SMS-сообщений. На практике это может потребовать внедрения дополнительных механизмов для сбора и хранения массива идентифицирующих данных о пользователях. Кроме действующих требований к обработке персональных данных в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», уточненных в приказах Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, в будущем для интернет-ресурсов также может потребоваться внедрение дополнительных мер защиты на основании разрабатываемого сейчас Закона «О персональных данных».
С правовой точки зрения важным является вопрос о том, будет ли предусмотрена возможность использования различных механизмов идентификации. Действующие положения о порядке идентификации в иных сферах предусматривают для этого различные способы.
Справочно.
В России внесена на рассмотрение новая версия законопроекта о регулировании социальных сетей, многие положения которого схожи с белорусскими. Основные примечательные нововведения законопроекта заключаются в том, что все крупные соцсети должны:
— открыть представительства в России;
— идентифицировать своих пользователей по номеру мобильного телефона;
— по требованию пользователей в течение суток удалять противоправную информацию;
— удалять информацию по требованию Роскомнадзора.
Как будет ограничиваться доступ?
В настоящий момент список интернет-ресурсов, подлежащих блокировке, составляется на основании решений Министерства информации Республики Беларусь (далее — Министерство информации), которые, в свою очередь, основываются на решении судов. Обратиться с предложением об ограничении доступа к ресурсу может любое физическое лицо. Для этого необходимо сделать соответствующий запрос в Министерство информации в соответствии с законодательством об обращениях граждан.
Если Министерство информации принимает решение о блокировке, то в течение 3 рабочих дней оно уведомляет об этом владельца ресурса (при условии нахождения данного интернет-ресурса в белорусском сегменте Интернета) и республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ», которое ведет список сайтов, подлежащих блокировке.
К этому списку имеют доступ интернет-провайдеры (ISP), которые должны проверять его ежедневно. После того как сайт включают в список, поставщики интернет-услуг обязаны ограничить к нему доступ в течение суток. Стоит отметить, что не все интернет-ресурсы, признанные распространяющими неправомерную информацию и подлежащими блокировке, фактически заблокированы. Это может объясняться техническими трудностями блокировки отдельных веб-страниц (например, страниц с использованием протокола шифрования HTTPS), размещенных на крупном интернет-портале.
Справочно.
Для белорусских пользователей по-прежнему доступны определенные веб-страницы из Республиканского списка экстремистских материалов, публикуемого Министерством информации. В то же время отдельные веб-страницы уже недоступны на территории Беларуси (в частности, это касается контента на сайте youtube.com).
Для таких случаев Законопроект прямо предусматривает возможность блокировки всего интернет-ресурса, например социальной сети. Полностью заблокировать ее для Беларуси можно, если отсутствует техническая возможность ограничить доступ к определенной части соцсети и ее владелец откажется по требованию уполномоченного государственного органа удалить неправомерную информацию самостоятельно. Блокировка в Беларуси крупной глобальной соцсети, такой как youtube.com, может вызвать широкий международный резонанс, в связи с чем практическая применимость такой нормы представляется ограниченной.
Сейчас ограничения вводятся «точечно» — например, в отношении конкретных веб-страниц пабликов или групп. Законопроект не предусматривает возможности обжаловать решение об ограничении доступа в судебном порядке. Восстановить доступ к сайту можно будет только после устранения нарушений и обращения в Министерство информации, которое может рассматривать его в течение месяца.
Справочно.
Законопроект предусматривает введение штрафа за распространение владельцем интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, информации, распространение которой запрещено на интернет-ресурсах, в размере до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 200 базовых величин.
Как будут наказывать?
Законопроект также предусматривает поправки в КоАП и вводит дополнительную административную ответственность в виде штрафов для тех, кто зарегистрирован и не зарегистрирован в качестве СМИ. Примечательно, что протоколы по фактам нарушения законодательства о СМИ смогут составлять сотрудники милиции, которые, в свою очередь, не являются специалистами в медиасфере.