Вы на портале

Нюансы и риски при заполнении CMR-накладной. Внедрение международной электронной транспортной накладной e-CMR

КДПГ содержит рамочные положения, определяющие условия автомобильной перевозки грузов в международном сообщении, предоставляя государствам, ратифицировавшим Конвенцию, возможность конкретизировать ее положения внутренними нормативными правовыми актами.

Лещинская Надежда
Лещинская Надежда

Руководитель юридической службы Дирекции по инвестициям, управлению рисками и активами международной транспортной компании TELS CARGO

7570 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В Республике Беларусь положения КДПГ относительно порядка оформления CMR-накладной, оформляемой в виде бумажного документа, конкретизированы положениями Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 (далее – Инструкция).

Указанная Инструкция существенно дополняет и адаптирует к реалиям современного транспортного процесса положения КДПГ относительно порядка оформления CMR-накладной. Проведем сравнительный анализ положений КДПГ и Инструкции.

Сравнительный анализ положений КДПГ и Инструкции

Основные критерииПоложения КДПГПоложения Инструкции
Минимальное количество экземпляров CMR3:
один – для отправителя;
один – для следования вместе с грузом в процессе перевозки и последующей передачи получателю;
один – для перевозчика
6 и более:
один – для отправителя;
один – для получателя;
два – для перевозчика (один – для расчетов с заказчиком перевозки, второй – для учета оказанных транспортных услуг).
Остальные экземпляры – для таможенных и иных государственных органов, а также для экспедитора (при необходимости)
Лицо, ответственное за оформлениеНе определеноГрафы 1–15, 21, 22 заполняются грузоотправителем;
графы 16–17, 23, 25–26 и графы 18, 19, 27–29 (при необходимости) заполняются перевозчиком (последующим перевозчиком);
графа 24 заполняется грузополучателем
Перевозка грузов на одном транспортном средстве в адрес нескольких получателейПрямо не определено, но необходимость оформления отдельной CMR для каждого получателя вытекает из требования ч. 1 ст. 5 КДПГ о передаче одного экземпляра CMR получателюCMR оформляется на каждого получателя
Перевозка грузов в нескольких транспортных средствах в адрес одного получателяГрузоотправитель или перевозчик имеют право требовать составления отдельной накладной на каждое используемое транспортное средствоCMR оформляется для каждого транспортного средства
Неоднородный по своему характеру груз или груз, разделенный на партииГрузоотправитель или перевозчик имеют право требовать составления отдельной накладной на каждый вид груза или на каждую партию грузаНе предусмотрено


Составлению и надлежащему заполнению CMR-накладной сторонам договора перевозки необходимо уделять пристальное внимание, поскольку некорректное оформление CMR может повлечь за собой не только гражданско-правовые риски (как, например, риск неоплаты выполненной перевозки), но и административно-правовые последствия (штраф за недостоверное декларирование, штраф за перевозку товаров без товаросопроводительных документов, непринятие налоговым органом CMR в качестве подтверждения затрат для целей налогообложения, непринятие налоговым органом CMR в качестве документа, подтверждающего обоснованное применение ставки НДС 0 % по услугам международной перевозки, и т.д.).

К заполнению CMR применимы такие же требования, как к заполнению любого первичного учетного документа, оформляемого для целей бухгалтерского учета, – в первую очередь должны быть заполнены все обязательные графы документа, а исправления, при их наличии, должны быть заверены печатью и/или подписью уполномоченного лица. Здесь необходимо отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 КДПГ перевозчик вправе вносить изменения в CMR-накладную и при этом такие исправления считаются сделанными от имени грузоотправителя.

Проверка правильности заполнения основных граф CMR-накладной

Нормативные показателиНесоответствиеКорректирующие мероприятия
Графы CMR заполнены полностью;
исправления, при их наличии, заверены печатью и/или подписью уполномоченного лица
Не заполнены графы 1–4, 22 либо есть исправления, не заверенные печатью и подписью уполномоченного лицаПеревозчику лучше настоять на заполнении указанных граф отправителем либо на основании данных транспортного заказа воспользоваться возможностью, предусмотренной ст. 7 КДПГ, и заполнить данные самостоятельно;
либо стоит получить от заказчика перевозки письмо (на официальном бланке с подписью и печатью (при ее наличии)) о сведениях, которых нет в накладной или они некорректно исправлены. Такое письмо должно прилагаться к CMR-накладной и следовать вместе с грузом
Есть исправления в графе 3 (не заверенные печатью и подписью грузовладельца) о переадресации транспортного средства в другое место разгрузки с указанием адреса и наименования нового получателяИмеет смысл получить от заказчика перевозки письмо о переадресовке транспортного средства либо письмо об оплате фрахта по CMR-накладной, оформленной таким образом (на официальном бланке с подписью и печатью (при ее наличии))

Не внесена информация, которая должна быть внесена в графы 16, 23, 25, 26, либо есть исправления, не заверенные печатью и подписью уполномоченного лицаПеревозчик самостоятельно вносит требуемые сведения либо заверяет исправления печатью перевозчика
Нет отметки о сдаче груза получателю в графе 24 либо в иной графеНеобходимо получить письмо от заказчика перевозки о том, что груз доставлен надлежащему получателю, с гарантиями оплаты по такой CMR-накладной
Сведения в графе 2 («Грузополучатель») соответствуют отметкам в графе 24,
и/или сведения в графе 3 («Место разгрузки») соответствуют отметкам в графе 24
Сведения в графе 2 не соответствуют отметкам в графе 24Нужно проверить соответствие с графой 24 наименования/адреса грузополучателя, указанного в графе 3 (при наличии таких сведений), либо наличие отметок в графе 13 (при разгрузке на таможенном складе либо указание на переадресацию).
В случае, если наименование грузополучателя, указанное в графе 24, совпадает с одной из указанных граф, CMR считается соответствующей нормативным показателям.
В случае, если наименование грузополучателя, указанное в графе 24, не совпадает ни с одной из указанных граф, необходимо получить от заказчика перевозки:
- откорректированную заявку с указанием сведений о наименовании грузополучателя, которому необходимо сдать груз. Наименование, указанное заказчиком перевозки в заявке, должно совпадать с наименованием грузополучателя, указанным в графе 24,
либо
- письмо об оплате фрахта по CMR-накладной, оформленной таким образом (на официальном бланке с подписью и печатью (при ее наличии))
Маршрут в заявке заказчика совпадает со сведениями в графе 3, но не совпадает с отметкой о месте выгрузки в графе 24Необходимо получить подтверждающий документ (доверенность на получение груза, письмо о переадресации в иное место разгрузки либо письмо заказчика перевозки об оплате перевозки по CMR, оформленной таким образом).
Специалист по работе с клиентами обязан получить у заказчика перевозки письменные инструкции о переадресации (на официальном бланке с подписью и печатью (при ее наличии)).
Счет на перевозку должен быть выставлен с указанием конечного маршрута перевозки (с учетом переадресации)
Сведения в графе 4 соответствуют фактическому месту погрузки и месту погрузки по заявкеСведения в графе 4 не соответствуют фактическому месту погрузки и месту погрузки по заявкеНужно получить у заказчика перевозки письмо об оплате фрахта по CMR-накладной, оформленной таким образом (на официальном бланке с подписью и печатью (при ее наличии)).
При выставлении документов для оплаты необходимо сверить в том числе совпадение сведений о маршруте перевозки в счете, CMR и заявке
Отсутствуют оговорки и замечания относительно внешнего состояния груза и упаковки (в графах 18, 24 либо иных графах CMR)Наличие оговорок и замечаний в CMRНеобходимо зафиксировать факт несоответствия (возможно, уведомить страховую компанию о потенциальном страховом случае)


Необходимо отметить, что Конвенция и Инструкция определяют только минимальное количество экземпляров CMR, которые необходимо оформить. В процессе организации конкретной перевозки в зависимости от ее особенностей и условий может возникнуть необходимость в оформлении большего количества экземпляров CMR, чем это предписано нормативно.

Так, в частности, когда по условиям договора перевозки для оплаты требуется не один оригинал CMR, а более (такая ситуация встречается, когда транспортный заказ поступает перевозчику от экспедитора и после перевозки один экземпляр CMR остается у экспедитора, а второй – лицу, имеющему право распоряжения грузом), перевозчик, как лицо, наиболее заинтересованное в оплате транспортных услуг, должен обеспечить оформление нужного количества экземпляров CMR для заказчика перевозки и непосредственного грузовладельца.

В то же время, поскольку составленная CMR-накладная подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза, перевозчику для учета и подтверждения факта оказанных им транспортных услуг рекомендуется также иметь оригинал CMR-накладной.

В качестве альтернативного варианта по взаимному согласию стороны могут согласовать в договоре, что для целей оплаты оказанных транспортных услуг они признают копию CMR с оригинальным оттиском печати получателя груза равнозначной оригиналу.

Также при планировании перевозки перевозчику необходимо учитывать тот факт, что, поскольку международная перевозка напрямую связана с пересечением государственных границ и, соответственно, таможенным контролем за перемещаемыми товарами и транспортными средствами, для целей такого контроля некоторое количество экземпляров CMR-накладных изымается таможенными органами.

Например, процесс таможенного контроля при экспорте товаров с территории России выглядит следующим образом: после экспортного таможенного оформления товаров российский таможенный орган отправления проставляет на двух экземплярах CMR-накладной штамп «Выпуск разрешен» и оставляет у себя один из проштампованных экземпляров CMR.

При вывозе таких товаров с таможенной территории Союза через пограничную таможню Республики Беларусь последняя (после проведения таможенного контроля и выдачи разрешения на убытие товаров с таможенной территории) на двух экземплярах CMR-накладной проставляет номер разрешения на убытие товаров с таможенной территории, который заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица, выдавшего разрешение на убытие товаров с таможенной территории.

Один экземпляр CMR из проштампованных белорусской таможней содержит отметку российского таможенного органа «Выпуск разрешен», а второй – только отметки отправителя и перевозчика.

Экземпляр CMR, отмеченный российской и белорусской таможнями, остается в таможенном органе, выдавшем разрешение на убытие товаров с таможенной территории (в пограничной таможне), другой – следует далее с перевозимым грузом.

Отметки в CMR при экспорте

Правовое основаниеКто проставляетКогдаОписание отметки
Российская Федерация
Абзац 6 подп. 1.3 п. 1 Положения о порядке подтверждения фактического вывоза товаров с территории Союзного государства, утвержденного письмом ФТС РФ от 15.05.2009 № 04-22/22039Российский таможенный орган места отправленияВ день таможенного оформления груза в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта), иной таможенной процедуре, применимой при вывозе товаров с таможенной территории ТСШтамп «Выпуск разрешен», заверенный личной номерной печатью
Пункт 3 приказа ФТС РФ от 18.12.2006 № 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)Российский таможенный орган (таможенный пост) места фактического убытия товаров с таможенной территории (российская пограничная таможня)В день таможенного оформления разрешения на убытие товараШтамп «Вывоз разрешен», заверенный личной номерной печатью
Пункт 15 приложения к приказу ФТС РФ от 18.12.2006 № 1327 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)»Российский таможенный орган, в зоне деятельности которого находится таможенный пост – место фактического убытия товаровВ течение 20 дней от получения таможенным органом мотивированного обращения заинтересованного лицаШтамп либо запись «Товар вывезен» с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров, заверенный личной номерной печатью

Республика Беларусь
Инструкция о порядке регистрации таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на территорию Республики Беларусь и убытии с такой территории, утвержденная приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21.12.2010 № 468-ОДБелорусский таможенный орган (таможенный пост) места фактического убытия товаров с таможенной территории ТС (белорусская пограничная таможня)В день таможенного оформления разрешения на убытие (день фактического вывоза) товараШтамп «Груз паступiý», заверенный личной номерной печатью с указанием номера разрешения на убытие


При импорте товаров на территорию стран ЕАЭС в соответствии с п. 13 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, после выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита один оформленный лист транзитной декларации, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации и идентифицированных таможенным органом отправления, возвращаются перевозчику для представления таможенному органу назначения.

Пункты 17, 21 и 22 указанного Порядка устанавливают, что для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения один лист транзитной декларации и один комплект транспортных (перевозочных) документов с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

Должностное лицо таможенного органа назначения проставляет в соответствующей графе транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах с отметками о выпуске товаров штамп о поступлении товаров, заполняет его (с указанием в том числе количества фактически прибывших в место доставки товаров при представлении в таможенный орган назначения документа, подтверждающего отцепку грузовых вагонов (контейнеров)), а также указывает выявленные признаки нарушений регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Союза, и (или) законодательства государства-члена, после чего заверяет заполненный штамп и сведения о выявленных признаках нарушений оттиском личной номерной печати.

В таможенном органе назначения остается один лист транзитной декларации, один экземпляр транспортного (перевозочного) документа с отметками о поступлении товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации.

Таким образом, в соответствии с описанной процедурой после таможенного оформления импортного товара у перевозчика может вообще не остаться экземпляра CMR-накладной с оригинальными печатями пограничной таможни и таможни назначения. В лучшем случае будет экземпляр CMR с оригинальным штампом таможни назначения.

Отметки в CMR при импорте

Правовое основаниеКто проставляетКогдаОписание отметки
Республика Беларусь
Инструкция о порядке регистрации таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на территорию Республики Беларусь и убытии с такой территории, утвержденная приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 21.12.2010 № 468-ОДБелорусский таможенный орган (таможенный пост) места фактического прибытия товаров на таможенную территорию ТС (белорусская пограничная таможня)В день таможенного оформления выпуска (день фактического ввоза) товаровШтамп «Выпуск дазволены», заверенный личной номерной печатью с указанием регистрационного номера выпуска товаров
Российская Федерация
Пункт 28 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067Российский таможенный орган назначенияВ день завершения таможенной процедуры таможенного транзитаШтамп «Товар поступил»
Пункт 2 ст. 118 ТК ЕАЭСРоссийский таможенный орган назначенияВ день оформления товара в таможенной процедуреШтамп «Выпуск разрешен», заверенный личной номерной печатью


В целом отметки таможенных органов стран следования ранее являлись неотъемлемой частью надлежаще заполненной CMR, оформляемой в виде бумажного документа, что способствовало осуществлению таможенного контроля за перемещением товаров.

С развитием электронной формы декларирования, автоматизированных систем учета и таможенного контроля движения товаров в ЕАЭС и налаживанием взаимодействия между таможенными органами государств – членов ЕАЭС постепенно отпадает необходимость в проставлении отметок таможенных органов на CMR, оформленной в виде бумажного документа, что находит отражение в издаваемых в ЕАЭС нормативных правовых актах.

Так, в настоящее время введено в действие Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 «О непроставлении отметок таможенным органом в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде», а также Порядок подтверждения таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.02.2018 № 25, который регулирует порядок проведения таможенного контроля за экспортными товарами.

Таким образом, все меньше документов оформляется таможенными органами с проставлением печатей и все больше деклараций оформляется в электронном виде.

Перевозчику необходимо учитывать это при согласовании документов, необходимых для оплаты фрахтов, так как среди типовых требований заказчиков перевозок до сих пор сохраняется требование о предоставлении оригинала CMR-накладной с отметками отправителя, перевозчика, получателя и таможенных органов.

e-CMR

В свете всеобщего стремления к цифровизации и для реализации положений дополнительного протокола к КДПГ, касающегося электронной CMR-накладной, одним из приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 г. (утвержденное Решением Совета глав правительств СНГ от 29.05.2020) является создание благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок путем внедрения международной электронной транспортной накладной e-CMR.

В Республике Беларусь принято постановление Совета Министров от 30.12.2019 № 940 «О функционировании механизма электронных накладных», в соответствии с которым субъекты хозяйствования вправе при наличии у них программных и технических средств использовать электронные накладные, а также в виде электронных документов транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами – членами Евразийского экономического союза.

В соответствии с указанным выше постановлением создание, передача и получение электронных накладных, а также транспортных и иных документов осуществляются через систему электронного обмена данными (Electronic Data Interchange (EDI)) на основании соглашений, заключаемых между оператором электронного документооборота – резидентом Республики Беларусь и другими участниками электронного документооборота, а электронные накладные считаются созданными и приобретают юридическую силу, если они подписаны электронными цифровыми подписями ответственных лиц участников электронного документооборота, выработанными с использованием личных ключей, сертификаты открытых ключей которых изданы республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

Иностранный сертификат открытого ключа признается на территории Республики Беларусь путем установления доверия к нему доверенной третьей стороной. Такой доверенной третьей стороной в Республике Беларусь является республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» (РУП «НЦЭУ») на основании Указа Президента Республики Беларусь от 08.11.2011 № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь».

В соответствии с комментарием, размещенным на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.gov.by), механизм электронного документооборота (в том числе оборота e-CMR) планируется осуществлять следующим образом:

1) субъект хозяйствования, например, Российской Федерации создает электронный транспортный (товаросопроводительный) и (или) иной документ, подписывает его ЭЦП и направляет EDI-провайдеру Российской Федерации;

2) указанный документ от EDI-провайдера Российской Федерации поступает EDI-провайдеру Республики Беларусь;

3) при получении электронной накладной EDI-провайдер Республики Беларусь делает запрос в РУП «НЦЭУ» (национальному оператору доверенной третьей стороны);

4) РУП «НЦЭУ» при получении запроса от EDI-провайдера обращается к оператору доверенной третьей стороны Российской Федерации для удостоверения подлинности электронного документа, поступившего из Российской Федерации;

5) информация о подтверждении подлинности электронного документа передается от национального оператора Российской Федерации РУП «НЦЭУ» и далее EDI-провайдеру Республики Беларусь;

6) после получения соответствующей информации EDI-провайдер Республики Беларусь передает электронную накладную субъекту хозяйствования Республики Беларусь.

Сторонам договора перевозки необходимо учитывать, что доступ к информации об электронных накладных, а также транспортных (товаросопроводительных) и (или) иных документах, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли между государствами – членами ЕАЭС, посредством удаленного доступа к информационной системе электронного документооборота предоставляется налоговым и таможенным органам соответствующих стран.

Следует отметить, что нормативная база для использования e-CMR пока сформирована только в пределах ЕАЭС. Как скоро стороны договора перевозки смогут использовать e-CMR при организации перевозки между странами ЕАЭС и Евросоюза, пока неясно.

7570 Shape 1 copy 6Created with Avocode.