Вы на портале

Ограничение ответственности при перевозке грузов и принятие дополнительной ответственности по договору

В повседневной практике при заключении договора на перевозку груза стороны недостаточно акцентируют внимание на вопросах ограничения ответственности перевозчика при повреждении, недостаче или утрате груза в процессе перевозки. Однако важно учитывать данный аспект для минимизации возможных рисков.

Микулич Александр
Микулич Александр

Ведущий юрисконсульт сектора претензионно-исковой работы юридического управления ЗАСО «Промтрансинвест»


7404 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Пределы ответственности экспедитора и перевозчика при утрате, недостаче или повреждении груза

Транспортно-экспедиционная деятельность в Республике Беларусь регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Законом Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон), международными договорами (конвенциями) и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора.

Отметим, что на практике крайне редко в товарно-транспортных документах присутствует отметка экспедитора о принятии груза в свое ведение, следовательно, по данным основаниям исходя из положений законодательства экспедитор может быть освобожден от ответственности при несохранной перевозке груза.

Если по факту несохранной перевозки будет установлено, что экспедитор не принял груз в свое ведение, требование о возмещении ущерба необходимо направить перевозчику, выполнявшему перевозку груза, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Большинство грузовладельцев полагают, что перевозчик обязан возместить убытки в полном объеме, и не учитывают содержание норм национального и международного права. В большинстве случаев при осуществлении международной перевозки груза ответственность перевозчика ограничивается международными конвенциями. Перевозчик несет ответственность за сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.

По общему правилу ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком (экспедитором): в случае утраты или недостачи груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения (порчи) груза – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости; в случае утраты груза, принятого к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной ценности груза или части объявленной ценности, пропорциональной утраченной (недостающей) части груза, но не выше его реальной стоимости.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 750 ГК).

Стоит обратить внимание на то, что, например, п. 3 ст. 23 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее – КДПГ) ограничена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный полной или частичной утратой груза, – размер подлежащей возмещению суммы не может превышать 8,33 расчетной единицы  (SDR – специальные права заимствования) за килограмм недостающего веса брутто.

Справочно.
SDR – специальные права заимствования, платежное средство Международного валютного фонда. Курс SDR ежедневно публикуется Национальным банком Республики Беларусь. 

Приведем пример расчета ответственности перевозчика по КДПГ: УП «Б» осуществляло международную перевозку груза (мобильные телефоны) по маршруту г. Москва (Российская Федерация) – г. Минск (Республика Беларусь). На месте разгрузки получателем груза СООО «М» была выявлена недостача 20 мобильных телефонов на общую сумму 8000 долларов США и весом брутто 11 килограмм. По курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 25.05.2021 (дата заявления требования), 1 SDR составлял 1,44 доллара США. СООО «М» в своей претензии к УП «Б» заявило к возмещению ущерб в размере 8000 долларов США. УП «Б» удовлетворило заявленные требования частично – исходя из ограничений, установленных п. 3 ст. 23 КДПГ, в сумме 131,95 долларов США (11 кг x 8,33 x 1,44 долларов США).

Следует отметить, что ответственность перевозчика (экспедитора, если применимо) при утрате, недостаче или повреждении груза также ограничена положениями международных конвенций, регламентирующих международные воздушные, морские, железнодорожные перевозки грузов.

Так, в силу норм Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве от 12.10.1929), при перевозке грузов ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков за килограмм, за исключением случаев, когда отправитель сделал перевозчику особое заявление о заинтересованности в доставке и уплатил дополнительный сбор. (п. 2 а) ст. 22). В случае, если перевозчик докажет, что вина лица, которому причинен вред, была причиной вреда или содействовала ему, суд может снять или ограничить ответственность перевозчика.

Пункт 5 а) ст. 4 Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) определяет, что, если характер и стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки и внесены в коносамент, ни перевозчик, ни судно ни в коем случае не отвечают за любые потери или повреждения, причиненные грузу или связанные с ним, в сумме, превышающей 666,67 расчетных единиц за место или единицу либо 2 расчетных единицы за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, в зависимости от того, какая сумма выше.

Положения Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 06.12.1950) устанавливают ограничение ответственности только в отношении грузов, которые вследствие своих естественных свойств подвержены убыли в массе при перевозке. Параграф 1 ст. 43 СМГС определяет, что перевозчик, независимо от пройденного грузом расстояния, несет ответственность лишь за ту часть недостачи, которая превышает приведенные в указанном параграфе нормы в процентах.

Дополнительно к сумме ущерба на перевозчика (экспедитора) может быть возложена обязанность возместить грузовладельцу провозную плату, таможенные платежи и пошлины, а также иные расходы, связанные с перевозкой груза: полностью в случае утраты (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичном повреждении груза (частичной утрате).

Обращаем внимание на то, что при заключении договора экспедитором или перевозчиком с клиентом стороны вправе закрепить в договоре условие о том, что к их отношениям применяются нормы международных конвенций, при этом не будет иметь значение факт ратификации той или иной конвенции Республикой Беларусь. В данном случае договорная ответственность, в том числе размер ущерба за несохранную перевозку груза, будет определятся договорными отношениями сторон, равно как и применимое при этом законодательство.

Кроме того, рекомендуем обратить внимание на наличие в договоре транспортной экспедиции ответственности экспедитора при причинении вреда грузу привлеченными экспедитором третьими лицами, поскольку в данной ситуации в случае непринятия груза в свое введение экспедитор может снять с себя ответственность за такой ущерб.

Из изложенного следует, что в большинстве случаев при осуществлении международных перевозок ответственность перевозчика (экспедитора) за утрату или повреждение груза при перевозке ограничивается рядом международных конвенций.

Случаи, когда ограничения ответственности экспедитора и перевозчика не применяются

Как уже отмечено выше, ответственность перевозчика (экспедитора) при осуществлении международных перевозок грузов при утрате или повреждении груза ограничивается международными конвенциями. Однако есть случаи, когда ограничения ответственности не применяются. Например, перевозка груза с объявленной ценностью и причинение ущерба злоумышленным поступком или по вине перевозчика (экспедитора), которая в соответствии с законодательством приравнивается к злоумышленному поступку. То же самое применимо к случаям, когда ущерб был вызван злоумышленным поступком или виной привлеченных для осуществления перевозки третьих лиц.

В случае объявления ценности груза отправитель вносит соответствующее указание в накладную. Кроме того, стороны по обоюдному согласию должны установить надбавку к провозной плате. При этом необходимо в заявке на перевозку (организацию перевозки) груза выделить сумму надбавки к стоимости услуг по перевозке груза с указанием на то, что данная сумма денежных средств будет уплачена с целью увеличения пределов ответственности перевозчика (экспедитора) за груз при утрате, недостаче или повреждении во время перевозки. Как правило, объявление ценности груза производится, если груз легкий, но при этом имеет большую стоимость.

Обстоятельствам причинения ущерба злоумышленным поступком или виной привлеченных перевозчиком или экспедитором третьих лиц, не позволяющим перевозчику (экспедитору) применять установленные законодательством ограничения ответственности, дает надлежащую правовую оценку только суд.

Минимизация рисков при заключении договора на перевозку грузов

Прежде чем заключать договор на перевозку груза, рекомендуем обратить внимание на условия договора. Ответственность перевозчика и экспедитора все же стоит разграничивать, так как данные виды деятельности регулируются как общими, так и различными нормами законодательства.

Если договор на перевозку заключается экспедитором, следует помнить об обстоятельствах, устанавливающих факт принятия груза в свое ведение, – выдаче расписки экспедитора, проставлении отметок в товарных (товарно-транспортных) документах. Важно обратить внимание на наличие в договоре условия о возложении на экспедитора ответственности за привлеченных к исполнению договора третьих лиц, ведь при его наличии с экспедитора можно взыскать убытки. Применение экспедитором ограничений ответственности, устанавливаемых для перевозчика, возможно только в случае, если экспедитор докажет, что ущерб причинен при перевозке и при этом в действиях экспедитора (привлеченных им третьих лиц) не будет установлено фактов совершения злоумышленного поступка.

При заключении договора перевозчиком рекомендуем обратить внимание на вид транспорта, которым будет осуществляться перевозка груза, поскольку от этого будет зависеть применимое к правоотношениям законодательство. Следует также обращать внимание на указание клиентом в заявке на перевозку, а также в товарных (товарно-транспортных) документах в графе «Объявленная стоимость груза» ценности груза и сведений о добавлении суммы к стоимости услуг по перевозке. Данные рекомендации актуальны и для экспедитора.    

Подводя итог, хотелось бы отметить, что для защиты своих интересов при осуществлении деятельности в сфере перевозок грузов экспедиторам и перевозчикам следует внимательно относиться к условиям заключаемых сделок и знать нормы законодательства, применимого к правоотношениям по перевозкам. Знание правовых норм, в частности, о случаях применения и неприменения ограничений ответственности, об установлении дополнительной ответственности при перевозках грузов, поспособствует защите коммерческих интересов транспортной организации при возникновении претензий, связанных с причинением ущерба грузу.

7404 Shape 1 copy 6Created with Avocode.