Вы на портале

Ошибки при заполнении CMR-накладной

Деятельность по перевозке грузов регулируется различными правовыми актами, как национальными, так и международными.

Документом, на который наиболее часто ссылаются участники международной дорожной перевозки, является заключенная в г. Женеве 19.05.1956 Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Широкая география стран, присоединившихся к КДПГ, позволяет говорить о том, что значительная часть дорожных грузоперевозок, осуществляемых белорусскими перевозчиками, регулируется именно этим документом.

Принимая во внимание то количество груза, которое было перевезено в рамках КДПГ, вопросов, касающихся ее применения и уж тем более порядка заполнения документов, оформляющих такую дорожную перевозку, остаться не должно.

Тем не менее на практике встречается достаточно много ошибок при заполнении транспортных документов. Рассмотрим основные из них.

Фадеева Инна
Фадеева Инна

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Фадеев Сергей
Фадеев Сергей

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

7686 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Начать необходимо с правовой природы основного документа перевозки, осуществляемой в рамках КДПГ, а именно CMR-накладной.

В соответствии со ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается накладной. Таким образом, CMR-накладная является не только грузосопроводительным документом, но и документом, устанавливающим договорные отношения в договоре перевозки груза.

CMR-накладная имеет устоявшуюся форму и единообразный порядок заполнения. При этом обязанность по заполнению различных граф лежит на всех сторонах перевозки: грузоотправителе, перевозчике, грузополучателе.

Рассмотрим порядок заполнения CMR-накладной каждым из участников перевозки.

Грузоотправитель ожидаемо заполняет большую часть CMR-накладной, а именно графы с 1 по 15, а также 21, 22.

Грузоотправитель обладает всей полнотой сведений о лицах, производящих отгрузку и получение груза (графы 1,2), месте загрузки (графа 4) и доставки (графа 3), формирует пакет прилагаемых документов (графа 5), указывает характеристики груза, включающие наименование (графа 9), количество грузовых мест (графа 7), вес (графа 11), объем груза (графа 12), тип упаковки (графа 8) и класс опасности по ДОПОГ (графа 6), а также наименование таможни, совершающей таможенные операции, и объявленную стоимость груза (графа 13). Кроме того, именно грузоотправителем заполняются графы, содержащие сведения об условиях поставки в соответствии с ИНКОТЕРМС (графа 15) и сведения о хронологии подачи транспортного средства под погрузку и его убытия (графа 22).

Таким образом, перевозчик до начала осуществления перевозки получает частично заполненную CMR-накладную и в соответствии с подп. а) п. 1 ст. 8 КДПГ обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров.

Кроме обязанности по проверке точности записей на перевозчике лежит обязанность по заполнению «своей» части CMR-накладной.

Графы, заполняемые перевозчиком, относятся к персонализации перевозчика и перевозке. В частности, он указывает сведения о себе (графа 16 либо графа 17), транспортном средстве, осуществляющем перевозку (графы 25, 26), фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя – подпись водителя, принявшего груз (графа 23).

Кроме того, есть факультативные графы CMR-накладной, заполнение которых является правом, а не обязанностью перевозчика.

К ним относятся графы 19, 27, 28, 29, в которых указывается информация о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг, включающих использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.

И, безусловно, наиважнейшая для перевозчика графа – 18. В эту графу перевозчик вправе вносить оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Важность графы 18 CMR-накладной определяется тем, что согласно КДПГ если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

Участие грузополучателя в заполнении CMR-накладной ограничивается графой 24.

Получатель указывает в графе 24 дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Кроме того, по сложившейся практике именно в графе 24 получатель вносит отметку о несохранной перевозке, если таковая имела место.

Чем грозит перевозчику неправильное заполнение либо осуществление перевозки по неправильно заполненной CMR-накладной?

Очевидно, что заполненная с ошибками накладная может принести перевозчику неприятности, связанные с ответственностью как перед заказчиком перевозки, так и перед третьими лицами, к которым можно отнести таможенные и иные контролирующие органы.

Рассмотрим некоторые из возможных негативных последствий, связанных с ошибками в заполнении CMR-накладной:

— неверное заполнение сведений о грузе (наименование, количество грузовых мет, вес груза) ожидаемо создаст проблемы уже на стадии прохождения таможенного, весового и прочего контролей, последствиями которых могут быть как срыв срока доставки, связанный с осуществлением мер дополнительного контроля, помещением на СВХ и т.д., так и финансовая ответственность перед таможенными органами, а также предъявление претензий со стороны грузополучателя, связанных с несохранной перевозкой;

— неверное заполнение сведений граф, относящихся к отслеживанию хронологии осуществления перевозки, может повлечь за собой негативные последствия в виде применения штрафных санкций за нарушение сроков подачи транспортного средства на загрузку и сроков осуществления перевозки в целом;

— пренебрежение перевозчика правом на внесение оговорок в отношении внешнего состояния груза и его упаковки гарантированно приводит к проблемам при сдаче груза, поскольку перевозчик, принявший груз без оговорок, должен либо сдать его в надлежащем виде, либо возместить ущерб от несохранной перевозки.

Некорректное заполнение CMR-накладной: примеры из судебной практики

Для иллюстрации вышеизложенных доводов приведем несколько примеров из судебной практики.

Кейс 1

В рамках заключенного договора об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и заявки на перевозку перевозчик принял к перевозке груз (техника) по маршруту Германия – Российская Федерация. Согласно CMR-накладной груз был принят к перевозке без замечаний. В республиканском пункте таможенного оформления «Брузги-2» был осуществлен выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой транзита по транзитной декларации с обязательством по доставке товаров в Ленинградский таможенный пост Московской областной таможни Российской Федерации.

При выгрузке части товаров из грузового отсека транспортного средства истца на СВХ, находящийся в регионе деятельности Ленинградского таможенного поста Московской областной таможни, было установлено отсутствие нескольких паллет с товаром. В процессе таможенного досмотра установлен факт отсутствия части товара, заявленного в таможенной декларации.

В связи с выявленным нарушением, выразившимся в недоставке товаров, перевозимых в соответствии с режимом транзита, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчика составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением мирового судьи судебного участка Солнечногорского судебного района Московской области перевозчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 российских рублей.

В связи с неисполнением перевозчиком обязанности по доставке товаров в установленное таможенным органом место и необеспечение в полном объеме сохранности перевозимых товаров Гродненской региональной таможней вынесено решение о взыскании с истца таможенных платежей и пеней в размере 27 764,25 рублей.

Обжалование в обоих случаях результата не принесло. Доводы о том, что имел место недогруз товара, судами как Российской Федерации, так и Республики Беларусь приняты не были, поскольку в данном случае проверка соответствия фактического количества грузовых мест количеству, отраженному в документах, является не правом, а обязанностью перевозчика.

Кейс 2

Белорусский перевозчик принял в рамках последовательной перевозки с логистического склада груз (цветной металлопрокат) для доставки грузополучателю в Великобританию. При приемке груза грузополучатель обнаружил влажную упаковку (комбинация картона и полиэтиленовой пленки). Вскрытие транспортных пакетов показало наличие следов коррозии на половине груза. Перевозчику была заявлена претензия о возмещении стоимости поврежденного груза и пропорциональном снижении стоимости фрахта.

При рассмотрении спора судом перевозчик приводил доводы о том, что характер перевозящего транспортного средства (тент) и полная его исправность (герметичность) не могли быть причиной повреждения груза водой. Дополнительным доводом служило то, что груз был принят к перевозке с открытой площадки, где и могла быть повреждена водой упаковка в результате попадания осадков.

Указанные доводы не были приняты судом, поскольку право перевозчика на внесение оговорок относительно внешнего состояния упаковки реализовано не было, следовательно, достоверным принимается надлежащее внешнее состояние упаковки принятого к перевозке груза.

Кейс 3

В соответствии с CMR-накладной перевозчиком был принят к доставке груз (фольга в бобинах) по маршруту Блоне (Польша) – В. Новгород (Российская Федерация). По факту доставки транспортное средство было разгружено без участия водителя перевозчика. Водителю был передан комплект документов, включая экземпляр CMR-накладной, не содержащих отметок о претензии к состоянию груза. В дальнейшем грузополучателем в одностороннем порядке был составлен акт о повреждении груза и предъявлены претензии грузоперевозчику.

Рассматривая спор, суд констатировал, что грузополучателем была нарушена ст. 30 КДПГ, согласно которой приемка груза должна осуществляться в присутствии перевозчика. В CMR-накладной в графе 24 должна быть сделана письменная отметка, указывающая на общий характер утрат или повреждений. Учитывая, что при получении груза грузополучатель претензий по сохранности груза не предъявлял, приемка груза осуществлялась без присутствия перевозчика, акт о браке, составленный грузополучателем в одностороннем порядке, не содержит сведений, позволяющих определить характер повреждения груза, объем причиненного грузу вреда и лицо, виновное в повреждении груза. По совокупности указанных обстоятельств суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований о возмещении вреда.


В заключение хотелось бы отметить, что правильное заполнение всех грузовых документов всеми причастными лицами позволяет если не избежать споров, то хотя бы в полном объеме использовать в процессе письменные доказательства.

7686 Shape 1 copy 6Created with Avocode.