Вы на портале

Основания и условия освобождения от ответственности по договору перевозки груза

События текущего года определенно заставили юристов пересмотреть свое отношение к недооцененным ранее договорным положениям, касающимся освобождения от ответственности сторон договора за полное или частичное неисполнение либо ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Как показала практика, общие типовые формулировки в договорах могут не только не вносить ясность, но иногда и прямо препятствовать использованию стороной такой возможности. 

Факторы внешней среды, а также пандемия, в результате которой были усилены меры санитарного контроля, восстановлен пограничный контроль между государствами — членами Европейского союза, введен карантин в отдельных государствах и ограничения на перемещение между странами и регионами, напрямую влияют на сроки и возможность исполнения обязательств, принятых на себя сторонами по договорам перевозки грузов. Грузовладельцы (заказчики перевозок) и перевозчики оказались наиболее заинтересованными в подробном регламентировании вопросов ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязательств, а также вопросов освобождения от такой ответственности.

Лещинская Надежда
Лещинская Надежда

Руководитель юридической службы Дирекции по инвестициям, управлению рисками и активами международной транспортной компании TELS CARGO

3815 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Форс-мажор как основание для освобождения от ответственности

В результате событий, происходящих в мире, в качестве основания для освобождения от ответственности на первый план вышел форс-мажор, или, как определено в гражданском законодательстве Республики Беларусь, обстоятельства непреодолимой силы, имеющие чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Чрезвычайность подразумевает неожиданность, непредвиденность, исключительный и существенный характер обстоятельств, наступление которых в конкретных условиях является необычным, непредотвратимость — объективную невозможность избежать наступления последствий, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, при разумной степени заботливости и осмотрительности и имеющихся технических и иных средствах.

Из общей формулировки, приведенной в ч. 2 ст. 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), следует, что наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, которых стороны не могли избежать:

1) приостанавливаетисполнение обязательства постольку, поскольку такое исполнение невозможно в течение срока действия обстоятельств непреодолимой силы. При этом сам по себе факт наступления каких-либо обстоятельств, упомянутых сторонами в договоре в качестве основания освобождения от ответственности одной из сторон договора за ненадлежащее его исполнение либо неисполнение, может не препятствовать стороне в исполнении обязательств, принятых ею на себя.

Например, затопление отдельных территорий в результате весеннего разлива рек при наличии объездного пути или паромного сообщения может не препятствовать предъявлению транспортного средства в срок к месту загрузки или доставке товара в согласованное сторонами место доставки в оговоренные сроки.

Возможность приостановления исполнения обязательства появится только в том случае, когда технически невозможно исполнить обязательство в срок каким бы то ни было образом не только для конкретного контрагента по договору, но также для любого субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность в данных условиях;

2) если соглашением сторон не определено иное, не освобождает окончательно сторону от исполнения обязательства по договору, если такое исполнение остается возможным после того, как обстоятельства форс-мажора отпали и при этом сторона, ожидающая исполнения, не утратила интерес в таком исполнении.

Например, если груз, переданный для перевозки, не был утрачен полностью в результате обстоятельств непреодолимой силы, он должен быть доставлен получателю либо иному лицу, указанному грузовладельцем; выполненная перевозка должна быть оплачена.

Поскольку по общему правилу после окончания действия обстоятельств форс-мажора обязательство должно быть исполнено, стороне, для которой создалась невозможность такого исполнения, необходимо фиксировать как момент начала действия таких обстоятельств, так и момент окончания их действия.

Поскольку в момент действия обстоятельств форс-мажора невозможно предугадать точную их продолжительность, во избежание неопределенности стороны договора могут оговаривать право на односторонний отказ от исполнения договора в случае, если обстоятельства непреодолимой силы действуют в течение продолжительного периода времени либо когда при наступлении определенного срока или события сторона утрачивает интерес в получении исполнения;

3) освобождает сторону от ответственности за неисполнение обязательств. Здесь нужно отметить, что нормы права, регулирующие ту или иную сферу деятельности, могут ограничивать применение последствий наступления форс-мажора. То есть в зависимости от правового регулирования тех или иных отношений может изменяться объем мер ответственности, от которых может быть освобождена сторона, не исполнившая конкретное обязательство.

Так, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980) устанавливает освобождение только от возмещения убытков, в то время как ч. 2 ст. 372 ГК содержит общее указание на освобождение от любой ответственности за неисполнение обязательства.

Отраслевые нормы, регулирующие правоотношения по перевозке грузов, не ограничивают меры ответственности за неисполнение обязательства, от которых освобождается сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства в результате наступления обстоятельств непреодолимой силы. В связи с этим можно сделать вывод о том, что наступление форс-мажора освободит стороны договора перевозки от любых видов ответственности.

В том случае, когда договором перевозки или транспортным заказом предусмотрена такая мера ответственности стороны, как, например, штраф за срыв загрузки (неподачу пригодного и надлежащим образом оснащенного транспортного средства к месту загрузки либо непредъявление груза к перевозке), при наличии обстоятельств непреодолимой силы сторона, допустившая срыв загрузки, может быть освобождена от необходимости оплаты такого штрафа.

В случае, когда речь идет о неисполнении денежного обязательства, при наличии обстоятельств форс-мажора сторона, не оплатившая в оговоренный срок необходимую сумму, может быть освобождена от ответственности в виде пени, определенной соглашением сторон, убытков и неустоек, а также, поскольку ст. 366 ГК определяет проценты за пользование чужими денежными средствами как меру ответственности за неисполнение денежного обязательства, то и от обязанности уплаты указанных процентов;

4) не освобождает сторону от обязанности компенсировать дополнительные расходы, понесенные другой стороной. Дополнительные расходы, когда они по своей природе не относятся к реальному ущербу, не являются мерой ответственности. Поэтому сторона, которая понесла такие расходы, имеет право на соответствующую компенсацию от другой стороны.

Например, в случае невозможности доставки перевозимого товара определенному получателю груза перевозчик вправе разместить этот товар на хранение на складе и получить от грузовладельца компенсацию стоимости такого хранения. Поскольку расходы на хранение груза не связаны с восстановлением какого бы то ни было нарушенного права перевозчика, такие расходы не относятся к реальному ущербу, не являются мерой ответственности и, соответственно, на них не распространяется условие освобождения от ответственности в связи с обстоятельствами форс-мажора;

5) не освобождает сторону от ответственности за иные сопряженные с форс-мажором нарушения.

Например, в случае, если сторонами в договоре предусмотрена ответственность за ненадлежащее или несвоевременное уведомление второй стороны о наступлении обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению.

Непреодолимая сила как основание для освобождения ответственности

Условия освобождения от ответственности:

— включение в текст договора четко сформулированной «форс-мажорной» оговорки, так как при ее отсутствии уполномоченный орган или специализированная организация может отказать в выдаче документа, подтверждающего обстоятельства непреодолимой силы. Кроме того, при отсутствии такой оговорки или слишком общей формулировке суд может отказать в целом в применении положений об освобождении от ответственности;

— сторона, для которой исполнение обязательства стало невозможным, обязана известить вторую сторону о наступлении обстоятельства непреодолимой силы в срок, согласованный сторонами, а также способом, избранным и признаваемым сторонами (а также компетентным судом) достаточным. Неуведомление может повлечь отказ в применении судом положений, касающихся освобождения стороны, не исполнившей обязательство, от ответственности.

По этой причине неприемлемо направление уведомления только посредством электронного письма и, тем более, сообщения в мессенджерах — в интересах уведомляющей стороны иметь доказательства направления уведомления на более традиционном носителе, например в виде уведомления о вручении вместе с описью вложения;

— сторона, для которой исполнение обязательства стало невозможным, обязана предоставить другой стороне сертификат, свидетельство, заключение либо иной документ, подтверждающий факт наступления обстоятельства непреодолимой силы. Как правило, обстоятельства непреодолимой силы при их наличии свидетельствуются торгово-промышленной палатой страны, в которой данные обстоятельства возникли, либо уполномоченным государственным органом.

В некоторых случаях государственные органы официальным образом не подтверждают наличие тех или иных обстоятельств, которые препятствуют надлежащему исполнению договоров (например, не изданы акты законодательства, устанавливающие специальные санитарно-эпидемиологические меры или ограничения санкционного характера, но фактически такие меры и ограничения реализуются — санитарно-эпидемиологический контроль на границе усилен, что снижает скорость прохождения границ транспортными средствами и создает очереди; автомобильные перевозчики, зарегистрированные на территории недружественных государств, направляются таможенными органами на внутренние посты таможенного оформления для проведения таможенного досмотра, что увеличивает сроки доставки товаров получателям).

В таких случаях субъекты хозяйствования лишены возможности получить официальный документ, подтверждающий наличие обстоятельств непреодолимой силы, и ссылаться на такие обстоятельства для целей освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

В такой ситуации стороне договора необходимо избрать иной способ освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.

Необходимо отметить, что ГК, а равно отраслевые нормативные правовые акты и международные конвенции, касающиеся перевозок грузов различными видами транспорта, предусматривают, что основания для освобождения от ответственности стороны по договору перевозки не ограничены только форс-мажором, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельством.

Освобождение перевозчика от ответственности за утрату, повреждение (порчу) груза при перевозке

В соответствии со ст. 750 ГК, ч. 2 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) и ст. 39 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (заключено 06.12.1950) перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата или повреждение произошли в результате обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В приведенном определении присутствует указание на непредотвратимость обстоятельств, но не указано на их чрезвычайность, что препятствует их отнесению к форс-мажору, но не препятствует их использованию в качестве оснований для освобождения перевозчика от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки.

Также при формулировании в договоре оснований освобождения от ответственности необходимо помнить о положениях ч. 1 ст. 372 ГК: если законом или договором не определено иное, лицо, не исполнившее обязательство или исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины и признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Например, ст. 20 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в г. Варшаве 12.10.1929) (далее – Варшавская конвенция), ст. 5 Конвенции Организации Объединенных Наций «О морской перевозке грузов» (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) (далее – Гамбургские правила), а также Конвенция Организации Объединенных Наций «О международных смешанных перевозках грузов» (заключена в г. Женеве 24.05.1980) предусматривают освобождение перевозчика от ответственности, если будет доказано, что перевозчиком были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно принять такие меры.

Выдача товара неуполномоченному представителю, в результате чего товар был похищен (утрачен), в случае, если перевозчик не удостоверился в полномочиях представителя грузополучателя, вероятнее всего, не будет рассматриваться в качестве основания освобождения перевозчика от ответственности (решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 19.11.2001 (дело № 293/20-01)).

Таким образом, действующее транспортное законодательство предусматривает возможность освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза при перевозке не только в результате обстоятельств непреодолимой силы, но и иных чрезвычайных обстоятельств, при условии добросовестного поведения перевозчика и принятия им мер, направленных на минимизацию вредных последствий.

Для освобождения перевозчика от ответственности за неподачу транспортного средства/его опоздание к месту загрузки или просрочку в доставке, а равно для освобождения заказчика перевозки от ответственности за неиспользование поданных транспортных средств или их сверхнормативный простой стороны также вправе использовать обстоятельства непреодолимой силы, при их наличии, либо иные основания освобождения от ответственности, предусмотренные транспортным законодательством или договором перевозки.

Вступление в силу нормативных правовых актов, ограничивающих возможности перевозки грузов или устанавливающих дополнительные условия для такой перевозки (что повлияет на возможность надлежащего исполнения обязательств стороной договора), может быть не принято судом в качестве обстоятельств форс-мажора (решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 28.10.2004 (дело № 459/34-04)). В то же время постановление следственного органа по уголовному делу, напрямую запрещающее отгрузку товара стороне по договору, будет признано обстоятельством непреодолимой силы (решение Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 01.09.2006 (дело № 498/13-05)).

Статья 748 ГК и ст. 51 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в качестве оснований для освобождения от ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств или заказчика перевозки за их неиспользование, помимо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств также указывает иные явления стихийного характера, военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном законодательством, а также иные случаи, предусмотренные законодательством.

КДПГ, СМГС, Варшавская конвенция, Гамбургские правила предусматривают ответственность перевозчика только за просрочку в доставке и, соответственно, содержат основания для освобождения только от ответственности за нарушение обязательства перевозчика по доставке груза получателю в оговоренный сторонами срок.

Обязанность своевременной подачи транспортного средства к месту загрузки, как и обязанность заказчика перевозки обеспечить в определенный срок проведение погрузки товара в транспортное средство и его выгрузки, а также соблюдение ветеринарных, фитосанитарных, таможенных и иных формальностей, необходимых для обеспечения перевозки (если такие обязанности соглашением сторон не вменены перевозчику), а также ответственность соответствующей стороны договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей в большей степени регулируется соглашением сторон и в меньшей – правилами перевозок грузов на соответствующем виде транспорта. При условии подробной регламентации таких обязанностей и ответственности в договоре перевозки стороны вправе рассчитывать на освобождение от ответственности как при наступлении форс-мажора (торгово-промышленная палата при выдаче заключения о форс-мажоре проводит документальную экспертизу, включая анализ условий договора об обязанностях, ответственности и освобождении от нее), так и при наступлении обстоятельств, характер которых не позволяет отнести их к обстоятельствам форс-мажора, однако которые упомянуты в законодательстве в качестве иных оснований для освобождения от ответственности.

Освобождение заказчика (грузовладельца) перевозки от ответственности за несвоевременную оплату провозной платы

Для целей освобождения от ответственности за неисполнение денежного обязательства имеется существенно меньше препятствующих исполнению обстоятельств, чем для исполнения иных обязанностей сторон договора перевозки грузов.

В Республике Беларусь сформирована позиция судов, в соответствии с которой не может служить основанием и не относится к чрезвычайным обстоятельствам, которые позволяют освободить сторону от последствий ненадлежащего исполнения обязательств по договору:

• нарушение обязанностей контрагентами должника;

• отсутствие у должника необходимых денежных средств;

• значительное количество неисполненных исполнительных производств и, как следствие, принятие судебным исполнителем обеспечительных мер в виде ареста денежных средств на счетах;

• изменение ситуации на рынке, а также падение объемов выручки (решения Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате от 10.03.2010 (дело № 829/34-09), от 21.06.2005 (дело № 483/58-04), от 25.11.1999 (дело № 196/18-99)).

Таким образом, обосновать неисполнение заказчиком договора перевозки обязательства по оплате провозной платы обстоятельствами непреодолимой силы и на основании этого исключить ответственность за просрочку в оплате достаточно сложно. В любом случае каждая подобная ситуация подлежит оценке компетентным судом в случае, когда стороны не достигли соглашения по данному вопросу.

Действующее транспортное законодательство дает сторонам договора перевозки груза возможность свободно моделировать объем ответственности каждой из сторон договора, а также самостоятельно формировать перечень оснований наступления и освобождения от такой ответственности.

Учитывая множество факторов, которые потенциально могут оказать влияние на возможность исполнения обязательств сторонами договора перевозки, перечень оснований для освобождения от ответственности имеет смысл сделать открытым, поскольку суд в последующем при возникновении спора может не признать такими основаниями обстоятельства, которые не были указаны в договоре. В то же время необходимо помнить о том, что судебная практика уже сформировала перечень обстоятельств, которые не могут служить основанием и не относятся к чрезвычайным обстоятельствам, которые позволяют освободить сторону от последствий ненадлежащего исполнения обязательств по договору.

Пример формулировки положения об освобождении от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства:

«1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если такое неисполнение явилось следствием:

— чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (форс-мажор);

— иных явлений стихийного характера (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, пожары, заносы, иные стихийные бедствия или экстремальные погодно-климатические условия, техногенные катастрофы);

— военных действий и военных маневров, объявления чрезвычайного или военного положения, фактических военных действий;

— актов государственной власти (вступившие в законную силу после заключения настоящего договора запрещающие или ограничивающие хозяйственную деятельность сторон, в том числе устанавливающие запреты или ограничения на осуществление перевозок определенных грузов, из определенных стран либо в определенные страны, в определенных направлениях или по определенным маршрутам, запрета экспорта или импорта определенных товаров или товаров определенных производителей (стран производства), нормативные акты органов государственной власти, государственного контроля и управления, включая таможенные, налоговые, правоохранительные органы, или любые фактические действия данных органов, которые препятствуют исполнению сторонами условий заключенного договора);

— либо иных непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если эти обстоятельства непосредственно препятствуют надлежащему исполнению настоящего договора.

2. Информация о наступлении обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению обязательств стороной, их характере, а также о сроках их действия должна быть подтверждена заключением, свидетельством, сертификатом или иным документом торгово-промышленной палаты той страны, где наступили данные обстоятельства, либо иным компетентным органом.

3. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему договору, обязана сообщить другой стороне в письменной форме о наступлении вышеуказанных обстоятельств.

Уведомление о невозможности исполнения обязательств стороной должно быть направлено не позднее чем через __ дней с момента возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств, в адрес другой стороны посредством почты способом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления второй стороной.

В случае нарушения стороной сроков уведомления, предусмотренных настоящим пунктом договора, другая сторона вправе потребовать возмещения убытков, возникших в связи с таким нарушением.

4. Уведомление о невозможности исполнения обязательств стороной должно содержать данные о характере таких обстоятельств, наличии причинно-следственной связи между ними и неисполнением конкретного обязательства, о прогнозируемых сроках их действия, а также о принятии стороной разумных мер по уменьшению риска неисполнения обязательства и последствий его неисполнения.

5. В случае неисполнения стороной обязанности по уведомлению второй стороны о невозможности исполнения обязательств сторона не вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание освобождения от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора.

6. Сроки исполнения обязательств по настоящему договору отодвигаются соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельствапрепятствующие надлежащему исполнению обязательств стороной, и их последствия. 

В случае если обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие стороне исполнить свои обязательства надлежащим образом, продолжаются на протяжении более 3 (трех) месяцев, любая из сторон праве отказаться от выполнения обязательств по настоящему договору полностью или частично и в этом случае ни одна из сторон не имеет права требовать от другой стороны компенсации любых возможных убытков.

7. В случае если обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие стороне исполнить свои обязательства надлежащим образом, не отпали до (при необходимости указывается дата или событие, после которых сторона теряет интерес в исполнении), настоящий договор считается прекращенным. В таком случае нарушившая сторона не отвечает перед другой стороной за убытки, причиненные просрочкой исполнения, неисполнением либо частичным исполнением обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы».

3815 Shape 1 copy 6Created with Avocode.