Вы на портале

Особенности заключения договоров с перевозчиками (подрядчиками)

В логистической компании вторым составляющим звеном транспортного процесса выступает привлеченный подрядчик (перевозчик, экспедитор, агент морской линии, транспортный оператор, страховая компания, склад временного хранения, таможенный брокер и т.д.) в зависимости от спектра оказываемых транспортно-экспедиционных услуг. В этом случае экспедитор  выступает в качестве клиента (заказчика), а подрядчик будет выступать в качестве перевозчика (подрядчика), к которому будут применены нормы действующего национального и международного законодательства в области перевозок грузов тем или иным видом транспорта и иных сопутствующих услуг.

Белайц Екатерина
Белайц Екатерина

Заместитель директора по юридическим вопросам

8533 Shape 1 copy 6Created with Avocode.


Проверка компании привлеченного подрядчика по запросу документов проводится в том же порядке, что и для клиента при заключении договора транспортной экспедиции. Однако в дополнение должны быть запрошены лицензия на осуществление международных и/или национальных перевозок (при автомобильных перевозках грузов), а также получен полис страхования ответственности подрядчика с перечнем страхуемых рисков и лимитами ответственности по каждому из объектов страхования.

Экспедитор может заключить с привлекаемым подрядчиком один из следующих видов договора:

1) с перевозчиком – договор перевозки груза либо договор об организации перевозок грузов;

2) с иной транспортно-экспедиционной компанией – договор транспортной экспедиции;

3) с консолидационным складом – договор хранения;

4) договор фрахтования;

5) с таможенным брокером – договор на оказание услуг по таможенному оформлению (сопровождению);

6) иные виды договоров в зависимости от спектра оказываемых транспортно-экспедиционных услуг (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Все указанные виды договоров будут отличаться предметом договора, кругом лиц (участников правоотношений), правами и обязанностями сторон, поэтому и ответственность сторон также будет разная в зависимости от вида перевозки либо оказания сопутствующих услуг.

С прямыми перевозчиками, как правило, заключается договор об организации перевозок грузов, который следует отличать от договора перевозки груза. В первом случае договор заключается при систематических и длящихся перевозках грузов на обусловленный договором срок, в то время как по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, то есть фактически осуществляется единовременная перевозка (доставка) груза.

Справочно.
Важным отличием договоров об организации перевозок грузов (договоров перевозки груза), заключаемых с привлекаемыми перевозчиками, является то, что они являются реальными, то есть вступают в силу с момента передачи груза перевозчику, а не с момента заключения договора (как в случае договора транспортной экспедиции, который является консенсуальным, то есть вступает в силу с момента заключения его в надлежащей форме). 

В зависимости от видов перевозки груза будет различаться применимое национальное и международное законодательство.

Так, отношения между экспедитором (выступающим клиентом по договору перевозки груза) и перевозчиком регламентируются:

1) главой 40 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК);

2) Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильных перевозках);

3) Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З «Об основах транспортной деятельности»;

4) Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила автомобильных перевозок);

5) постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции».

В случаях международных перевозок грузов в действие будут вступать международные конвенции и соглашения в зависимости от вида транспорта и способов транспортировки. Основополагающими документами, регламентирующими международные автомобильные перевозки, являются:

• Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (КДПГ) с протоколом от 05.07.1978;

• Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 с протоколом;

• Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП).


Договор перевозки груза

Существенными условиями договора перевозки груза являются следующие:

УсловиеКомментарий
Предмет договора Доставка вверенного груза в пункт назначения и выдача уполномоченному на получение груза лицу (получателю) (ст. 739 ГК). Такие услуги включают в себя: транспортировку груза, хранение вверенного груза, выдачу груза получателю либо уполномоченному им лицу. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом)
Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение Это могут быть любые не противоречащие действующему законодательству условия, которые каждая из сторон договора посчитает необходимым добавить в договор (ст. 402 ГК)
Стороны договора с указанием наименования, местонахождения (юридического адреса), банковских реквизитов (наименование банка, SWIFT). Данные условия в большинстве своем важны при заключении международных договоров, однако и законодательство Республики Беларусь предусматривает наличие сторон договора как существенное условие для заключения договора перевозки груза (ст. 739 ГК)
Наименование и количество груза. 
Пункт отправления и назначения.
Тип подвижного состава. Наименование грузоотправителя и грузополучателя.
Срок доставки
Указывается полное описание груза с учетом количества грузовых мест, маркировки, веса, характеристики упаковки и т.д., маршрут перевозки, адреса и наименование грузоотправителя и грузополучателя. Помимо этого, могут также быть указаны таможня назначения, дата и время подачи транспортного средства под погрузку, вид тары и упаковки, необходимые приспособления для крепления груза и иные условия.
Важно помнить.Все вышеуказанные условия, если они не прописаны в договоре перевозки груза, должны быть указаны в заявке (транспортном заказе) на перевозку груза, которая является неотъемлемой частью договора.
Важно помнить.Согласно действующему законодательству Республики Беларусь заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной, которая удостоверяет принятие перевозчиком груза
Размер провозной платы за перевозку и порядок расчетовЭто означает стоимость фрахта, так как в соответствии со ст. 744 ГК договор перевозки груза является возмездным. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 752 ГК к существенным условиям договора перевозки груза отнесен порядок расчетов. Так, положениями ст. 37 Закона об автомобильных перевозках и п. 1 ст. 744 ГК определено, что за перевозку взимается провозная плата, которая устанавливается соглашением сторон. Такое соглашение должно быть достигнуто путем указания конкретного размера провозной платы либо в самом договоре, либо в заявке (транспортном заказе) к договору перевозки груза


Других существенных условий законодательство Республики Беларусь не устанавливает.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК, как и в случае с другими видами заключаемых договоров, стороны договора перевозки груза могут сделать заявление о включении в договор иных условий, объявив их существенными. Среди условий, которые сторонам стоит добавить в качестве существенных (рекомендуемых) и относительно которых должно быть достигнуто соглашение, выделяются следующие:

УсловиеКомментарий
Дата и время подачи транспортного средства, требования к транспортному средству, условия погрузки и выгрузки грузаДата и время подачи транспортного средства указывают, когда наступит просрочка в исполнении обязательств.
Условия погрузки и выгрузки позволяют сторонам зафиксировать, кто за них отвечает, так как если эти условия не предусмотреть в договоре, то погрузку груза на транспортное средство должен будет произвести грузоотправитель, а выгрузку – грузополучатель (ч. 7 ст. 44, ч. 7 ст. 45 Закона об автомобильных перевозках)
Срок оплаты Срок оплаты провозной платы определяется по соглашению сторон, при этом может быть предусмотрена предоплата (частичная или полная) либо последующая оплата с учетом согласованных обязательств (например, по получению закрывающих документов либо с момента доставки груза в место выгрузки и т.д.).
Важно помнить. Сроки завершения внешнеторговых операций: при заключении договоров с нерезидентами срок уплаты провозной платы должен быть не позднее сроков завершения внешнеторговых операций, который по импорту составляет 90 календарных дней, по экспорту – 180 календарных дней (ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»)
Валюта договора и валюта платежа Момент исполнения обязательствВалюта договора может быть установлена как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. При фиксации размера провозной платы в иностранной валюте, как правило, используется официальный курс белорусского рубля к иностранной валюте, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату платежа. Однако это правило не исчерпывающее, и стороны могут предусмотреть фиксацию курса на любую дату, либо указать оплату услуг по среднему курсу за месяц, либо даже зафиксировать собственный курс в договоре.
Важно помнить. В случае заключения договоров перевозки груза между резидентами Республики Беларусь разрешается использовать иностранную валюту при расчетах за экспедирование и/или перевозку грузов:
- за пределы и из-за пределов Республики Беларусь;
- за пределами Республики Беларусь;
- при транзите через территорию Республики Беларусь (подп. 25.13 п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72).
Моментом исполнения обязательств по возмещению провозной платы можно указать следующие (на выбор):
• дата списания денег со счета плательщика;
• дата списания денег с корреспондентского счета банка плательщика;
• дата зачисления денег на счет получателя;
• дата зачисления денег на корреспондентский счет банка получателя
Порядок предоставления оригиналов документовК оригиналам документов согласно договору транспортной экспедиции относятся следующие:
• договор перевозки груза;
• заявка (транспортный заказ);
• счет за оказанные услуги;
• акт оказанных услуг;
• транспортные документы в зависимости от вида транспорта (CMR-накладная, коносамент, грузовая накладная, железнодорожная накладная).
Важно помнить.  В договоре перевозки груза, равно как и в договоре транспортной экспедиции, может быть предусмотрен конкретный срок возврата оригиналов акта оказанных услуг. Например, в случае невозврата акта оказанных услуг за подписью и печатью заказчика (клиента) либо непредоставления возражений по нему в письменной форме в указанный договором срок акт считается принятым без возражений, а услуги оказаны надлежащим образом. 
В том случае, если одной из сторон по договору перевозки груза выступает нерезидент Республики Беларусь, согласно п. 6 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», абз. 2 п. 1, п. 1-1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» стороны могут предусмотреть в договоре положение о составлении и подписании акта оказанных услуг в одностороннем порядке, так как не во всех странах есть подобная форма документа бухгалтерской отчетности, в отличие от законодательства Республики Беларусь
Права и обязанности сторон Помимо перечисленных в главе 39 Правил автомобильных перевозок, стороны могут предусмотреть иные права и обязанности с целью надлежащего исполнения условий договора, в частности при международных перевозках грузов
Ответственность сторон. Размер неустойки за нарушение определенных договором перевозки груза обязательствОтветственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза предусмотрена ст. 750 ГК, а также главой 46 Правил автомобильных перевозок. В случае заключения международного договора перевозки груза в соответствии со ст. 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки. Кроме того, автомобильный перевозчик возмещает плату за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере. Иной убыток возмещению не подлежит (п. 4 ст. 23 КДПГ).
Как видим, нормами международного законодательства ответственность перевозчика в части возмещения неустойки ограничена только неустойкой за задержку в доставке, однако сам размер неустойки в международном законодательстве не указан. На практике стороны, как правило, не ограничиваются только размером неустойки за задержку в доставке и заказчик (клиент) может также предусмотреть в отношении перевозчика следующие виды неустоек:
• штраф за отказ от исполнения принятой к исполнению заявки (транспортного заказа);
• штраф за несвоевременную подачу транспортного средства;
• штраф за несвоевременное информирование о движении транспортных средств;
• неустойка за несвоевременный возврат аванса, так как в случае, если перевозка не состоялась, перевозчик должен возвратить заказчику аванс по общему правилу. В случае несвоевременного возврата аванса перевозчик уплачивает заказчику пени, размер которых определяется в договоре (п. 98 Правил автомобильных перевозок). Однако если размер пеней за несвоевременный возврат аванса в договоре не предусмотрен, то взысканию он подлежать не может;
• иные виды неустоек
Форс-мажорные обстоятельства (обстоятельства непреодолимой силы)Список форс-мажорных обстоятельств должен быть подробно и исчерпывающе прописан в договоре. Кроме того, важно предусмотреть перечень документов, подтверждающих форс-мажорные обстоятельства, а также указать органы, имеющие право выдавать документы о наличии/отсутствии форс-мажорных обстоятельств, и ответственность за неуведомление либо несвоевременное уведомление о форс-мажорных обстоятельствах
Применимое правоСоглашение о применимом праве определяет, право какой страны будет регулировать отношения, вытекающие из договора перевозки груза, в том числе при разрешении споров (п. 1 ст. 1124 ГК, п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года). При этом, если стороны не заключили соглашение о праве, суд (арбитраж) определяет его, исходя из применимых коллизионных норм (п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года).
Например, по законодательству Республики Беларусь если в договоре перевозки груза стороны не избрали применимое право, то к нему применяется право страны, где имеет основное место деятельности перевозчика (подп. 6 п. 1 ст. 1125 ГК). При невозможности определить основное место деятельности перевозчика применяется право страны, где учреждено юридическое лицо перевозчика.
При заключении международного договора перевозки груза лучше указывать несколько источников правового регулирования: нормы белорусского законодательства, а также применимые международные конвенции, регулирующие тот или иной вид транспорта.
Применимое право также должно совпадать с правом страны суда (арбитража) для верного и точного толкования и применения норм права
Претензионный порядок. Рассмотрение споровПо спорам между клиентом и перевозчиком, вытекающим из договора перевозки груза, до предъявления иска к перевозчику по законодательству Республики Беларусь обязательно предъявление к нему претензии (ст. 57 Закона об автомобильных перевозках).
Иск к автомобильному перевозчику, вытекающий из обязательств по автомобильной перевозке груза, может быть предъявлен:
• в случае его полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензию;
• в случае неполучения ответа в 30-дневный срок.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза, устанавливается в 1 год.
Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика при автомобильных перевозках грузов, удостоверяются записями в транспортном документе. Стоит отметить, что это же положение находит свое отражение и в ст. 30 КДПГ, когда при международных перевозках применяются следующие письменные заявления грузополучателя об утрате или повреждении груза:
• незамедлительно в момент приемки груза при видимых повреждениях груза путем внесения отметки в CMR-накладную;
• в течение 7 дней со дня доставки груза, не считая воскресенья и праздничных дней, в случае неочевидной утраты или повреждения.
Как правило, при разрешении спора, вытекающего из международной автомобильной перевозки, экономические суды при отсутствии в КДПГ коллизионной нормы для решения не урегулированных в ней вопросов определяют применимое право на основании коллизионной привязки. Так, при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору перевозки применяется право страны, где находится основное место деятельности перевозчика (подп. 6 п. 1 ст. 1125 ГК).
Что касается выбора судебного органа, рассматривающего спор, то можно применить положения, указанные в договоре транспортной экспедиции, и выбрать пророгационную, арбитражную или альтернативную арбитражную оговорку.
Важно помнить. Избирать место рассмотрения спора необходимо в соответствии с применимым процессуальным правом в договоре перевозки груза. В случае обращения в суд, который не вправе рассматривать спор, такое решение суда невозможно будет исполнить. 
Важно помнить. Если в договоре перевозки груза отсутствует судебная оговорка, то действуют общие правила подсудности, установленные применимым правом, указанным в договоре.


Договор об организации перевозок грузов

Как было отмечено выше, договор об организации перевозок грузов заключается при систематических и длящихся перевозках грузов на обусловленный договором срок. Только в долгосрочных договорах об организации перевозок можно в полной мере учесть особенности перевозимых грузов.

В договоре об организации перевозок грузов существенными и рекомендуемыми условиями будут практически такие же, как указаны в договоре перевозки груза, но с некоторыми отличиями:

Условие Комментарий
Предмет договора По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 752 ГК). Согласно п. 2 ст. 739 ГК заключение договора об организации перевозок грузов также подтверждается составлением транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом).  После заключения договора об организации перевозок грузов на каждую отдельную перевозку оформляется заявка (транспортный заказ) на автомобильную перевозку груза, являющаяся неотъемлемой его частью (п. 11 Правил автомобильных перевозок)
Маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов, тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним, ответственность сторонВ силу ст. 39 Закона об автомобильных перевозках наряду с условиями, предусмотренными в соответствии с п. 1 ст. 752 ГК, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов и устанавливаются тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и ответственность сторон, порядок расчетов за автомобильные перевозки грузов. Кроме того, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов могут быть указаны конкретный перечень услуг, сопутствующих автомобильной перевозке грузов, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к автомобильной перевозке, объемы автомобильных перевозок грузов и иные условия организации и выполнения автомобильных перевозок грузов.
Договор об организации автомобильных перевозок грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза либо договора фрахтования для автомобильной перевозки грузов









Среди рекомендуемых условий помимо тех, которые указаны в договоре перевозки груза, можно выделить следующие:

УсловиеКомментарий
Приоритет заявки (транспортного заказа) над договоромДоговор об организации перевозок грузов подразумевает длительное оказание услуг. При длительном оказании услуг без оформления заявки (транспортного заказа), являющейся неотъемлемой частью договора, не обойтись. Поэтому приоритет заявки (транспортного заказа) над договором в случае наличия расхождений является основополагающим при заключении договора об организации перевозок грузов. Однако если стороны предусмотрят, что определенные положения не могут изменяться в заявке (транспортном заказе), то правоотношения сторон будет регулировать именно договор.
В заявке (транспортном заказе) указываются все существенные условия той или иной перевозки:
• наименование груза с учетом количества грузовых мест, маркировки, веса, характеристики упаковки (вид тары) и т.д.;
• маршрут перевозки;
• тип и количество подвижного состава;
• наименование грузоотправителя и грузополучателя;
• адреса погрузки и разгрузки, контактные данные;
• таможня назначения;
• дата и время подачи транспортного средства под погрузку;
• сроки свободного времени для погрузки/разгрузки и таможенного оформления;
• срок доставки;
• размер провозной платы;
• штрафные санкции;
• иные условия перевозки (необходимые приспособления для крепления груза, температурный режим, страхование груза и т.д.).
Важно помнить. Согласно п. 11 Правил автомобильных перевозок после заключения договора об организации перевозок заказчик не позднее 48 часов до начала перевозки представляет перевозчику заявку (транспортный заказ) на перевозку груза.
В случае если заказчик направит перевозчику заявку (транспортный заказ), в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.
Обращаем внимание. Если условия транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом) и заявки (и/или договора) расходятся, перевозчик, принявший груз к перевозке, должен доставить его на условиях накладной.
Заключение договора перевозки грузов (договора об организации перевозок грузов) подтверждается:
• товарно-транспортной накладной;
• международной товарно-транспортной накладной "CMR" (CMR-накладная), составленной согласно положениям КДПГ.
(!) Многие считают, что CMR-накладная заменяет договор перевозки. Однако это не так, ведь CMR-накладная не является договором перевозки, а лишь подтверждает факт его заключения.












Кроме заключения шаблонов договоров об организации перевозок грузов либо договоров перевозки груза можно также заключать разовые договоры-заявки на организацию перевозки груза, которые регламентируют оказание конкретной перевозки в течение конкретного срока доставки.

В таком договоре должны быть указаны все существенные условия, как и для рамочного договора, а также стороны вправе согласовать рекомендуемые условия, относительно которых должно быть достигнуто соглашение (наименование грузоотправителя/грузополучателя, адрес погрузки/выгрузки, наименование груза, количество грузовых мест, характер упаковки, маршрут и вид транспортировки, стоимость фрахта, срок оплаты, валюта платежа, срок доставки, ответственность сторон, применимое право, дополнительные расходы и т.д.).

Разовый договор-заявка предполагает сотрудничество между сторонами только на конкретную перевозку. Заключение разового договора-заявки может быть вполне приемлемо для сторон, когда не предполагается долгосрочное сотрудничество либо когда экспедитор хочет «оценить работу» незнакомого ему перевозчика, оформив несколько перевозок грузов через разовые договоры-заявки.

В сфере транспортно-экспедиционных услуг не всегда можно заключить договоры с прямыми перевозчиками, например, с морскими линиями, авиакомпаниями, железнодорожными перевозчиками, ведь многие из них работают исключительно с крупными транспортно-экспедиционными компаниями, готовыми предоставить большие объемы перевозок на длительное время. В таких случаях транспортно-экспедиционная компания заключает договор с так называемыми агентами морских линий, либо с агентами авиаперевозчиков, либо с иными более крупными транспортно-экспедиционными компаниями, которые имеют прямые договоры с морскими линиями, авиакомпаниями, железной дорогой.

В некоторых случаях это может усложнить транспортный процесс в части ответственности сторон в случаях, например, повреждения груза, однако в реалиях транспортной деятельности каждая транспортно-экспедиционная компания имеет довольно большой спектр заключенных договоров с разными участниками транспортного процесса, позволяющий удовлетворить наиболее востребованные потребности грузовладельцев и осуществлять свои услуги в полном комплексе (door to door delivery – «от двери до двери»).

8533 Shape 1 copy 6Created with Avocode.