Вы на портале

Параллельный импорт в Российской Федерации

Официальная позиция Российской Федерации в лице основных государственных органов по вопросу параллельного импорта сводится к тому, что его легализация обусловлена экономическими санкциями иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, а также необходимостью выработки антикризисных мер по обеспечению социально-экономической стабильности государства. 

Клименкова Мария
Клименкова Мария

Юрист GRATA International Санкт-Петербург

4856 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Что такое параллельный импорт

Параллельный импорт представляет собой ввоз в страну товаров без наличия на это согласия правообладателя товарного знака. Речь идет об оригинальных товарах, защищенных товарным знаком, дефицит в поставках которых возник в связи с разрывом сложившихся логистических связей с зарубежными странами либо производимых на территории иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации.

При этом данный механизм ввоза не является легализацией контрафактной продукции, а представляет собой импорт оригинальной продукции через альтернативные способы поставки. 

Перечень товаров, разрешенных для ввоза в рамках параллельного импорта

В ст. 1 Федерального закона от 28.06.2022 № 213-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"» закреплено, что не является нарушением исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.

Справочно.
Перечень стран, осуществляющих недружественные действия в отношении Российской Федерации, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р.

Таким образом, при импорте товаров из рассматриваемого перечня не предусмотрена ответственность за нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. 

Статьей 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации наделено полномочием принимать решения, предусматривающие перечень товаров, в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы. 

С целью реализации данных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» установило, что перечень товаров утверждает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — Минпромторг России) по предложениям федеральных органов исполнительной власти. 

Справочно.
Примерами групп товаров, разрешенных для ввоза в рамках параллельного импорта в РФ, являются:
— алкогольные и безалкогольные напитки и уксус;
— продукты неорганической химии;
— фармацевтическая продукция;
— предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания;
— керамические изделия;
— электрические машины и оборудование, их части.

Минпромторг России вынес приказ от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия». 

Ввоз товара в рамках параллельного импорта

Механизм ввоза товаров в рамках параллельного импорта на территорию Российской Федерации аналогичен механизму ввоза при обычном импорте. Дополнительные документы, подтверждающие согласие правообладателя на импорт, в случае ввоза оригинального товара из утвержденного Минпромторгом России перечня не требуются. 

Сложившаяся на данный момент судебная практика содержит решения, подтверждающие, что в случае соблюдения норм действующего законодательства и включения товара в утвержденный перечень ввоз оригинального товара по параллельному импорту не предусматривает нормативных санкций. 

Вместе с тем ввоз контрафактной продукции под видом параллельного импорта устанавливается в ходе судебного разбирательства и влечет за собой ответственность.

Так, постановлением Суда по интеллектуальным правам от 27.04.2022 № С01-533/2022 по делу № А40-84838/2021 кассационная инстанция оставила без изменения акты о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ввоз контрафакта. Суд отметил, что контрафактный товар не произведен и не маркирован правообладателем товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации, что исключает применение законодательства, регулирующего параллельный импорт. 

Правовое регулирование параллельного импорта в Республике Беларусь
Правовое регулирование параллельного импорта в Российской Федерации
Ограничение исключительного права в рамках легализации параллельного импорта сформулировано как международное исчерпание исключительного права правообладателя, для реализации которого необходимо сформировать перечни товаров на подзаконном уровне (Совет Министров Республики Беларусь определяет государственные органы, уполномоченные на определение и ведение перечней товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка)
Правительство Российской Федерации уполномочило Министерство промышленности и торговли (далее — Минпромторг России) утвердить перечень товаров, в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Минпромторг России приказом от 19.04.2022 № 1532 (далее — приказ № 1532) утвердил перечень таких товаров
Предпосылкой формирования перечней товаров, по которым будут применяться ограничения прав интеллектуальной собственности, является то, что товар существенно важен для внутреннего рынка и на рынке имеется критический недостаток такого товара
Предпосылкой формирования перечней товаров, по которым будут применяться ограничения прав интеллектуальной собственности, является предложение федерального органа исполнительной власти
На сегодняшний день не определен перечень товаров (групп товаров), являющихся существенно важными для внутреннего рынка, а также порядок формирования и ведения таких перечней
Для того, чтобы определить, применяется ли к товару международное исчерпание, использована идентификация по коду товара и/или средству индивидуализации. Для такой идентификации приказом № 1532 предлагается руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и/или товарными знаками, «которые принадлежат правообладателям, зарегистрированным в недружественных странах»


4856 Shape 1 copy 6Created with Avocode.