Тенденции
В Законопроекте можно выделить как минимум две тенденции, которые несут определенный позитив для бизнес-сообщества и банков:
1) общее стремление снизить императивную направленность валютного регулирования, предоставить право участникам валютных операций самим определять порядок и сроки завершения своих сделок;
2) перенос ряда норм из подзаконных актов, прежде всего Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее — Правила № 72), на уровень закона — это даст участникам рынка определенную защиту от резких изменений в регулировании этой сферы.
Если сейчас Нацбанк своим постановлением может изменить те или иные требования и процедуры, то в дальнейшем такие изменения потребуют корректировки закона. Соответственно, у бизнес-сообщества будет время подготовиться и проанализировать возможные последствия.
Валютный договор
В законодательство впервые вводится понятие валютного договора — это договор (контракт, соглашение), иные документы, на основании и (или) во исполнение которых осуществляются валютные операции (п. 5 ст. 1 Законопроекта). В случаях, установленных Нацбанком, резиденты будут обязаны регистрировать валютные договоры и предоставлять документы, относящиеся к их исполнению.
При этом определенным резидентам не потребуется регистрировать свои валютные договоры. Перечень таких резидентов определяется Президентом или по его поручению Советом Министров. Кроме того, законодательством будет установлено требование указывать назначение платежа (перевода) в белорусских рублях и иностранной валюте по проводимым валютным операциям (п. 2 ст. 8 Законопроекта).
Справочно.
С Законопроектом можно ознакомиться по ссылке.
Любой валютный договор должен будет содержать условие о сроках исполнения обязательств нерезидентами (п. 1 ст. 10 Законопроекта):
— по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.;
— по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предоплаты (авансовых платежей) в случае неисполнения (неполного исполнения) нерезидентом обязательств по поставке (передаче) товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Репатриация денег
Еще одно новое понятие, которое может появиться в отечественном законодательстве, — «репатриация». Это зачисление юридическими лицами — резидентами денежных средств на счета, открытые в белорусских банках, в следующих случаях (п. 1 ст. 19 Законопроекта):
— при экспорте — в качестве оплаты от нерезидентов;
— при импорте — в случае возврата средств при неисполнении или неполном исполнении нерезидентом своих обязательств.
Важно.
Согласно Законопроекту стороны валютного договора смогут самостоятельно определять сроки возврата средств (то есть устанавливать сроки завершения внешнеторговых операций).
Резиденты обязаны обеспечить репатриацию не позднее сроков, указанных в своих валютных договорах. Исключение при импорте — прекращение обязательств нерезидента, зачет встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров. Если изначально денежные средства были зачислены на счета резидентов в зарубежных банках, то они должны быть переведены на счета в белорусские банки в течение 5 рабочих дней (п. 3 ст. 19 Законопроекта).
Срок репатриации увеличивается на период рассмотрения белорусским или иностранным банком требования о платеже по банковской гарантии, проведения медиации и в некоторых иных случаях. Кроме того, в ряде ситуаций обязанность по репатриации будет считаться исполненной без фактического поступления резиденту средств (например, при признании нерезидента банкротом, при конфискации у стороны товаров, признании задолженности безнадежной к взысканию и т.д.).
В случае уступки резидентом права требования к нерезиденту по валютному договору обязанность по репатриации переходит к новому лицу, принявшему право требования. Аналогично при импорте обязанность по репатриации переходит при переводе долга резиденту, принявшему долг (п. 5 ст. 19 Законопроекта).
Новые правила и Указ № 178
Остается неясным, как будут соотноситься нормы обновленного Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ). Напомним, что сейчас Указ устанавливает императивные максимальные сроки завершения внешнеторговых операций — 180 дней при экспорте и 90 дней при импорте (подп. 1.4 п. 1 Указа). При этом основным способом завершения внешнеторговых операций при экспорте как раз и является получение оплаты от нерезидента.
Внешнеторговый договор подпадает и под определение валютного договора, в связи с чем возникает вопрос: резиденты должны будут придерживаться только сроков возврата денежных средств, установленных в валютных договорах, или же императивного срока в 180 дней?
Поскольку Указ № 178 устанавливает специальное регулирование для внешнеторговых договоров, бизнесу, безусловно, придется руководствоваться сроком в 180 дней.
Вместе с тем полагаем, что можно ожидать корректировки самого Указа и отмены обязательных сроков: на протяжении последних лет Указ последовательно корректировался и императивные сроки завершения внешнеторговых операций продлевались.
Важно.
Стороны смогут самостоятельно определять в валютном договоре сроки завершения внешнеторговых операций.
Полная их отмена соответствует тенденции по закреплению принципа свободы договора с зарубежными контрагентами. При необходимости Нацбанк и Совет Министров смогут установить обязательные для соблюдения сроки в порядке валютных ограничений, как описано ниже.
Отметим, что на данный момент принцип завершения внешнеторговых операций в сроки, установленные во внешнеторговых договорах, а не императивно закрепленные в законодательстве, реализован для резидентов ПВТ в рамках льгот, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (так называемый Декрет о ПВТ 2.0 — прим. ред.).
Обменные курсы
Законопроектом также отменяется отдельное право Нацбанка устанавливать предельные значения обменных курсов, по которым осуществляются купля-продажа и (или) конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Отметим, что Нацбанк с 2011 г. не обращался к практике установления предельных курсов.
Вместе с тем Нацбанк в случае угрозы экономической безопасности страны и стабильности финансовой системы, такой как резкие колебания курса белорусского рубля или снижение золотовалютных резервов ниже допустимого уровня, сможет применить чрезвычайный механизм — введение валютных ограничений на срок не более одного года (п. 1 ст. 7 Законопроекта).
К таким валютным ограничениям относятся:
• установление запрета на проведение валютных операций;
• установление лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных операций, валюты платежа, резервирование части, всей суммы или суммы, кратной всей сумме проводимой валютной операции;
• требование получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций;
• требование обязательной продажи полученной юридическими лицами — резидентами иностранной валюты;
• ограничения по открытию и ведению резидентами счетов в иностранных банках.
Указанные ограничения Нацбанк сможет вводить только совместно с Советом Министров.
Без текущих и операций с движением капитала
Из других нововведений следует выделить отмену деления валютных операций на текущие и на операции, связанные с движением капитала.
Вместо этого квалификацию валютных операций предлагается осуществлять исключительно по их субъектному составу (резиденты и нерезиденты) и по используемой валюте (рубли и иностранная валюта). Это позволит субъектам бизнеса и банкам не проводить дополнительную квалификацию каждой конкретной валютной операции и избежать возможных ошибок.
Резюме.
Основные изменения, к которым стоит готовиться бизнесу:
1. Может быть введено понятие «валютный договор» — договор (контракт, соглашение), на основании и (или) во исполнение которого осуществляются валютные операции. Каждый такой договор должен будет содержать условие о сроках исполнения обязательств нерезидентами.
2. Репатриация денег (еще одно новое понятие, которое может быть введено) — зачисление юридическими лицами — резидентами средств на счета в белорусских банках при экспорте или импорте. Резиденты обязаны обеспечить репатриацию не позднее сроков, указанных в своих валютных договорах.
3. Отмена деления валютных операций на текущие и на операции, связанные с движением капитала. Вместо этого предлагается ввести квалификацию валютных операций по субъектному составу и используемой валюте. Это позволит не проводить квалификацию каждой операции и избежать ошибок.
От редакции:
Так как остается неясным соотношение норм обновленного Закона и Указа № 178 в части установления сроков завершения внешнеторговых операций (180 дней при экспорте и 90 дней при импорте), то не вполне понятна и дальнейшая судьба ст. 11.37 КоАП. Данной статьей предусмотрена ответственность за превышение сроков проведения внешнеторговых операций, а сроки установлены опять же Указом № 178.
Как уже было отмечено, стоит ожидать изменений в Указ, ведь проект предполагает привязку сроков репатриации средств к срокам, предусмотренным в валютном договоре (внешнеторговый договор), то есть к срокам, установленным сторонами, а не законодательством. В связи с этим будет ли сохранена указанная статья в КоАП или будет скорректирована? Что ж, время покажет...