Практические рекомендации для сотрудников юридического лица
1. Не впадайте в панику, действуйте хладнокровно, пытаясь тянуть время, но при этом не отказывая органам в выдаче документов.
2. Попросите сотрудников правоохранительных органов предъявить свои служебные удостоверения, запомнить и по возможности записать все данные, указанные в них (ФИО, звание и должность, номер служебного удостоверения и т.д.).
3. Попросите сотрудников правоохранительных органов предоставить документ, дающий им право на проведение следственных действий. Если такого документа нет, а сотрудники настаивают на выполнении своих действий, вежливо попросите их о возможности связаться с руководителем предприятия. Если такая возможность не будет предоставлена, необходимо позвонить в 102 и попросить помочь разобраться в сложившейся ситуации.
4. В случае предоставления сотрудниками правоохранительных органов документа, дающего им право на проведение следственных действий, проводите их к руководителю предприятия (его заместителю).
5. Попросите сотрудников правоохранительных органов сделать копию и/или сфотографировать документ, дающий им право на проведение следственных действий. В случае отказа перепишите данный документ.
6. При необходимости свяжитесь с юристом предприятия (адвокатом).
Справочно.
Наиболее частая последовательность следственных действий при расследовании экономических преступлений:
— осмотр служебных помещений;
— обыск в служебных помещениях;
— выемка всей бухгалтерской и налоговой документации предприятия за период ее хранения (или отчетный налоговый период);
— допрос работников предприятий, которые могут располагать информацией о совершенном преступлении.
Следственные действия, проводимые в помещениях юридических лиц
В офис компании могут прийти сотрудники правоохранительных органов для проведения:
— обысков (для поиска орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела);
— выемок (для изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела);
— обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Обыск
Обыск производится только в рамках возбужденного уголовного дела и только по постановлению следователя (ст. 208, 210 УПК).
Справочно.
Основанием для проведения обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо помещении или ином месте либо у какого-либо лица находятся орудия и средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, а также могут быть обнаружены разыскиваемые лица и трупы (ст. 208 УПК).
В обыске участвует лицо, в помещении которого производится обыск, а также представитель юридического лица. Без участия указанных лиц проведение обыска является незаконным.
Следователь (или по его письменному поручению иной уполномоченный сотрудник), войдя в помещение, до начала обыска в присутствии двух понятых, разъяснив им их права и обязанности, предъявляет руководителю организации, находящемуся в помещении офиса, постановление о производстве обыска. Перед началом проведения мероприятия лицо, проводящее обыск, должно разъяснить представителю или директору предприятия, в связи с чем он проводится и в целях отыскания каких документов или предметов.
При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если администрация отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.
Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
Справочно.
При проведении обыска могут вскрываться запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должны допускаться не вызываемые необходимостью повреждения запоров дверей и других предметов (ч. 7 ст. 210 УПК).
По результатам обыска составляется протокол. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.
Протокол заполняется в двух экземплярах должностным лицом, производившим обыск. В протокол также вносятся замечания и нарушения, поступившие от присутствующих при обыске. Протокол подписывает лицо, заполнившее его, а также все присутствующие в помещении. Копия протокола вручается под роспись представителю организации.
Выемка
Выемка производится только в рамках возбужденного уголовного дела и только по постановлению следователя (ст. 209,210 УПК). До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.
Справочно.
Основанием для проведения выемки являются достаточные данные о наличии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся (ст. 209 УПК).
Выемка производится в том же порядке, что и обыск. По результатам также составляется протокол, копия которого обязательно должна быть вручена представителю юридического лица.
Осмотр
Осуществляется сотрудниками оперативных подразделений органов МВД, КГБ, ДФР КГК, таможни, наркоконтроля.
При посещении организации с целью проведения мероприятия оперативный сотрудник, назвав свою должность, звание, ФИО, предъявив служебное удостоверение представителю юридического лица, знакомит его с распоряжением (постановлением) о производстве осмотра помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, подписанным руководителем правоохранительного органа и скрепленным гербовой печатью.
Осмотр в помещениях организаций проводится в присутствии представителей администрации, а в местах, где хранятся материальные ценности, — в присутствии материально ответственного лица (ст. 204 УПК). Иными словами, осмотр проводится в присутствии сотрудников, работающих в конкретном кабинете, и представителя администрации организации. В случае отсутствия сотрудников мероприятие проводится без них в присутствии только представителя администрации организации и не менее двух понятых. Результаты вносятся в Протокол, где отражаются не только проведенные действия, но могут делаться записи о допущенных сотрудниками правоохранительных органов нарушениях. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается должностным лицом, представителем организации и понятыми.
Справочно.
Основанием для проведения осмотра места происшествия, трупа, местности, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов является наличие достаточных данных полагать, что в ходе этих следственных действий могут быть обнаружены следы преступления и иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела (ст. 203 УПК).
При проведении осмотра сотрудник вправе изымать документы (либо их копии), предметы, материалы. Изъятию подлежат только те объекты, которые могут иметь отношение к уголовному делу. Изъятые объекты упаковываются, опечатываются за подписью следователя, лица, производящего дознание, и лиц, участвующих в осмотре (ст. 204 УПК).
Изъятие документов (либо их копий), предметов, материалов также происходит в присутствии понятых. Протокол изъятия составляется в двух экземплярах, один из которых передается представителю юридического лица или физическому лицу, у которых произведено изъятие. При производстве изъятия могут применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись, которые прилагаются к протоколу изъятия.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, присутствующим при изъятии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается лицом, составившим протокол, и лицами, присутствующими при изъятии.
Важные особенности
1. При проведении в отношении организации оперативно-розыскных мероприятий ее руководители и работники вправе воспользоваться услугами адвоката, поскольку в соответствии со ст. 62 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.
Справочно.
Дознаватель обязан принимать меры для того, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства частной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ч. 11 ст. 210 УПК).
2. Гласным оперативно-розыскным мероприятием «Осмотр» не предусмотрен личный досмотр, досмотр вещей граждан, находящихся в помещении, а равно их личный обыск. Следует знать, что ящики рабочего стола, шкаф для одежды, сейф, персональный компьютер не могут быть обследованы без согласия лица, которое их использует.
Личный обыск лиц, находящихся в помещении, может производиться только при проведении процессуального действия «обыск» в самом помещении и при наличии достаточных оснований полагать, что лицо скрывает предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела (ст. 211 УПК). В иных случаях будет ограничено конституционное право граждан на личную свободу и неприкосновенность.
3. Законодательством установлено право на защиту информации о частной жизни. Поэтому сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Таким образом, если в обследуемом помещении есть личные вещи, предметы и документы (флэш-карты, ноутбуки и др.), то никто не вправе подвергать их осмотру в ходе осмотра помещения.
4. Запрет на перемещение лиц, находящихся в помещении, где производится осмотр, в законодательных актах не оговорен. Единственно, при производстве обыска дается право следователю запретить лицам, присутствующим в помещении при обыске, покидать его, а также общаться между собой или другими лицами до окончания следственного действия. В иных случаях присутствует ограничение конституционного права граждан на личную свободу и неприкосновенность.
Рекомендации.
Чтобы снизить риски уголовного преследования в отношении руководства и других сотрудников организации, в работе необходимо придерживаться следующих основных принципов.
Директору: соглашайтесь на крупные сделки, если по ним есть обеспечения. Подписывайте документы исключительно фактическими датами.
Отделу закупок: не допускайте, чтобы в документацию вносили заведомо ложные сведения, даже если такие предложения исходят от госзаказчика и он обещает в дальнейшем оформить все надлежащим образом.
Ведите учет письменного документооборота, официальной переписки с госзаказчиком.
При общении с контрагентами и иными участниками рынка письменно фиксируйте достигнутые договоренности. Это поможет подтвердить добросовестность намерений компании как стороны сделки.
Бухгалтерам: избегайте ошибок, неточностей в бухотчетности. Введите дополнительный контроль за расходами организации.
Кадровикам: проверяйте качество и полноту вносимой информации относительно личных данных сотрудников, в том числе их адресов регистрации и проживания, анкетных сведений о родственниках.
Фиксируйте письменно прогулы и опоздания, берите объяснения. Это позволит подкрепить свою позицию в случае оговора со стороны сотрудника.
Разработайте должностные инструкции и регламенты, которые будут определять границы полномочий руководителей, их заместителей, бухгалтеров и иных сотрудников.
Ознакомьте с документами таких лиц под подпись.
Юристам: разработайте локальные правовые акты с детальным описанием процедур согласования отдельных положений проектов договоров, выбора контрагентов, решения логистических задач.
Обратитесь письменно в вышестоящий относительно заказчика госорган, если невозможно прийти к единому решению проблемы. Например, если заказчиком выступает подразделение госоргана, обратитесь к руководителю ведомства. Предложите пути выхода из конфликта, этим вы подчеркнете свои добросовестные намерения как стороны сделки.