Вы на портале

Представительство по-новому: для чего и почему?

В 2018 г. законодателем был вынесен на публичное обсуждение проект Закона «О внесении изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь», предполагающий существенное обновление гражданского законодательства. Изменения направлены на либерализацию подходов в регулировании деятельности субъектов хозяйствования, а также на гармонизацию с законодательством стран-соседей. Предложения по существенным корректировкам коснулись и одного из ключевых блоков гражданского законодательства — института представительства.

Обновлено
Носач Дмитрий
Носач Дмитрий

юрист Borovtsov & Salei

8856 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Для чего институт представительства?

Нормы, регулирующие представительство и доверенность, содержатся в главе 10 ГК.

Благодаря представительству лицо может связать возникновение своих прав и обязанностей с волевыми действиями других лиц. Представительство позволяет привлечь к совершению юридических действий лиц, обладающих необходимыми знаниями, навыками и опытом, дает возможность участвовать в правоотношениях тем, кто лишен способности делать это самостоятельно. Деятельность юридических лиц немыслима без института представительства.

Доверенность — не единственный вариант?

Безусловно, доверенность является универсальным способом наделения правом совершать от чьего-либо имени юридически значимые действия, выступать перед третьими лицами в чьих-либо интересах.

Однако волеизъявление может быть, очевидно, и без доверенности. По условиям договора или в силу решения общего собрания стороны могут наделить одну из сторон или третье лицо конкретными полномочиями на заключение договора, осуществление оплаты и других действий. При этом доверенность, выдаваемая для реализации таких полномочий, по сути своей лишь дублирует условия договора или решение.

Справочно. 
При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 184 ГК).

В связи с этим возникает закономерный вопрос о целесообразности оформления доверенности в случае, когда полномочия уже зафиксированы сторонами.

Согласно действующему законодательству полномочия, предусмотренные в договоре или решении собрания, не имеют юридической силы без надлежаще оформленной доверенности. В ином случае сделка, на совершение которой были предоставлены полномочия, может быть признана судом незаключенной на основании ст. 184 ГК.

Что предлагает законодатель?

Новелла, предусмотренная проектом изменений, снимает необходимость составлять доверенность при наличии полномочий в договоре или решении общего собрания. Если потребуется, к данным отношениям будут применяться нормы о представительстве. При этом в проекте не указаны ограничения относительно видов или формы договоров, которые могут содержать условия о представительстве.

Справочно.
Редакция изменений предусматривает применение правил о представительстве в случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законодательством.

Отсюда следует, что формально стороны имеют право заключить даже устный договор и уполномочить его условиями одну из сторон или третье лицо на совершение определенных действий. Это обстоятельство порождает определенные проблемы.

Так, если письменная форма договора не обязательна, то каким образом должно осуществляться подтверждение полномочий представителя?

Полагаем, что вопрос возникает из-за не совсем удачного заимствования из аналогичной нормы законодательства Российской Федерации: уполномочивание договором или решением собрания подчиняется общим положениям о доверенности, а не о представительстве в целом (п. 4 ст. 185 ГК РФ). Соответственно, применяются нормы п. 1 ст. 185 ГК РФ, определяющие доверенность только как письменные полномочия. Таким образом, российский законодатель исключил представительство по устным договорам без оформления письменной доверенности, что в нашем случае, к сожалению, неприменимо.

Что нельзя проигнорировать?

В белорусском законодательстве предлагаемые изменения в ст. 184 ГК порождают и ряд других практических вопросов, которые, надеемся, найдут свое отражение в корректирующих ГК изменениях и разъясняющих актах судебных органов:

— допускается ли предоставление прав на совершение юридически значимых действий от имени представителя в случаях, когда законом предусмотрена прямая обязанность указать соответствующие правомочия именно в доверенности (например, предусмотренные ч. 2 п. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» или ст. 23 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»)?

Справочно.
Полномочия представителя стороны на заключение соглашения о применении медиации должны быть специально оговорены в доверенности (п. 2 ст. 10 Закона № 58-З).

— каким образом должно осуществляться нотариальное заверение полномочий, изложенных в договоре (решении общего собрания), а также их отзыв?

— необходимо ли будет для подтверждения полномочий предъявить третьей стороне оригинал договора (решения собрания) или достаточно использовать для этих целей оформленную выписку из текста документа?

Справочно.
Представители допускаются к участию в исполнительном производстве только при наличии документов, подтверждающих соответствующие полномочия (ст. 23 Закона № 439-З).

Предельный срок полномочий не актуален?

Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает предельный срок действия доверенности в 3 года. Однако данный срок не всегда оправдан, поскольку требует регулярно выдавать доверенности с одним и тем же набором полномочий каждые 3 года, что определяет временные и денежные затраты на нотариальное удостоверение, если оно необходимо. Переоформление доверенности обычно не вызывает серьезных затруднений, однако если у доверителя больше 2–3 представителей, ситуация усложняется.

Предлагаемые изменения в ст. 187 ГК призваны упростить эти правоотношения: исключен предельный срок действия доверенности, закреплено право доверителя указать любой период представительства. Если же срок не установлен, доверенность, как и в настоящее время, будет действовать в течение одного года.

Нет нотариальному удостоверению?

Планируемые изменения в ГК направлены на либерализацию законодательства и устранение излишних организационных и финансовых издержек при осуществлении хозяйственной деятельности. Одним из направлений либерализации стало расширение сферы применения института передоверия для некоторых хозяйствующих субъектов.

В проекте предложенных изменений п. 2 ст. 188 ГК изложен в новой редакции, согласно которой обязанность нотариального заверения доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, сохранена только для граждан.

Правоспособность юридических лиц при этом остается неоднозначной, поскольку такая формулировка, с одной стороны, предполагает их право свободно выдавать доверенности в порядке передоверия без необходимости нотариального заверения, то есть в простой письменной форме. С другой стороны, в неизменном виде сохраняет свое действие п. 2 ст. 186 ГК, который предусматривает, что доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена.

Справочно. 
В целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, представляемый может указать в доверенности, выданной представителю, на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях (безотзывная доверенность) (ст. 189-1 проекта изменений в ГК).

Сопоставление данных норм приводит к выводу о том, что для совершения нотариально удостоверяемой сделки доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена вне зависимости от субъектной принадлежности доверителя.

Безотзывная доверенность — ожидаемая новелла?

Реформирование положений о представительстве и доверенности привело к закреплению института безотзывной доверенности в проекте ст. 189-1 ГК.

Как известно, нормы о безотзывной доверенности введены в национальное законодательство Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» и на сегодняшний день рассчитаны исключительно на резидентов Парка высоких технологий.

Суть безотзывной доверенности в том, что она позволяет представителю (кредитору) совершать юридически значимые и иные действия для исполнения обязательств должника-доверителя перед самим кредитором или третьими лицами, в интересах которых действует кредитор. Причем эти действия могут влиять как непосредственно на получение исполнения (кредитор может реализовывать от имени должника имущество последнего в объеме неисполненного обязательства), так и опосредованно (например, предоставление кредитору права получать в банке сведения о счетах должника).

Справочно.
Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является (п. 3 ст. 183 ГК).

Поскольку в таких обстоятельствах кредитор сможет совершать сделки в отношении себя самого от имени представляемого, такое представительство станет исключением из запрета, предусмотренного п. 3 ст. 183 ГК, что также отражено в проекте изменений.

Отозвать нельзя, но прекратиться может?

Функция безотзывной доверенности предполагает, что она не может быть отозвана доверителем до истечения срока ее действия или иного момента, определенного в самой доверенности. При этом законодатель предусматривает, что безотзывная доверенность прекращает свое действие автоматически, если обязательства, в обеспечение которых она была выдана, исполнены или представитель злоупотребляет полномочиями.

При оформлении безотзывной доверенности согласно ст. 189-1 ГК необходимо учитывать также следующие особенности ее правового регулирования:

— доверенность приобретает свойства безотзывной, если в тексте документа об этом прямо указано (наименование документа юридического значения не имеет);

— доверенность должна быть в установленном порядке нотариально удостоверена;

— доверенность может служить в качестве средства обеспечения только тех обязательств, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности;

— по общему правилу полномочия, переданные по безотзывной доверенности, не могут быть далее передоверены. При этом такое ограничение может быть снято путем соответствующего указания в самой доверенности.

Справочно.
После введения института безотзывной доверенности в Российской Федерации были распространены случаи злоупотребления правом их выдачи: некоторые субъекты хозяйствования стали использовать доверенность для долгосрочной передачи собственного имущества намеренно без оформления договора (то есть фактической продажи или аренды). Данный механизм применялся для сокрытия налоговой базы от контролирующих органов.

8856 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме