Вы на портале

Привлечение финансирования в криптовалюте

В условиях ограничительных мер со стороны иностранных государств и из-за сложностей в проведении расчетов белорусский бизнес сталкивается с трудностями в привлечении капитала от нерезидентов. 

В настоящее время альтернативными инструментами финансирования могут являться инструменты, основанные на криптовалютах. Последние, в силу своей децентрализованности, менее подвержены ограничениям традиционных платежных систем. 

Существует два основных варианта привлечения финансирования с использованием криптовалют — заключение аналога договора займа в отношении криптовалюты и размещение токенов (Initial Coin Offering, ICO). Рассмотрим их подробнее.

Лаевская Анна
Лаевская Анна

Кандидат юридических наук, партнер ИООО «Сорайнен и партнеры»

Кункевич Яна
Кункевич Яна

Юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»

2880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Правовое определение токена и криптовалюты 

Содержащиеся в законодательстве определения понятий «токен» и «криптовалюта» не дают ясности относительно их места среди объектов гражданских прав. Согласно п. 12приложения 1 к Дек­рету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8) токен — это запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца цифрового знака (токена) прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой. Пункт 4 приложения 1 к Декрету № 8 определяет криптовалюту как биткоин, иной цифровой знак (токен), используемый в международном обороте в качестве универсального средства обмена. 

В силу ч. 2 подп. 3.1 п. 3 Декрета № 8 для целей налогообложения токены относятся к имущественным правам. Для целей бухгалтерского учета стоимость токенов в определенных случаях может отражаться на счетах «Финансовые вложения», «Товары» и иных, как это предусмотрено постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2018 № 16 «О бухгалтерском учете цифровых знаков (токенов)». В юридической литературе одни авторы относят токены к имущест­венным правам, другие — к иному имуществу, третьи — выделяют в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

Трудности с определением места токенов среди объектов гражданских прав можно объяснить тем, что в нормативное определение этого понятия включены криптовалюты, имеющие признаки вещей, определенных родовыми признаками, а также иные токены, имеющие признаки имущественных прав. С учетом того, что нормы специального законодательного акта, регулирующего обращение токенов, а именно ч. 2 подп. 3.1 п. 3 Декрета № 8, относят токены к имущественным правам, на практике будет затруднительно доказать, что криптовалюта не является имущественными правами с точки зрения гражданского оборота. Соответственно, в дальнейших рассуждениях мы будем опираться на то, что токены относятся к категории имущественных прав.

Предоставление финансирования в криптовалюте на основании договора

Часть 1 п. 1 ст. 760 ГК предусматривает, что по договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Если токены и криптовалюта не являются деньгами или вещами, определенными родовыми признаками, договор зай­ма в отношении криптовалюты не будет соответствовать законодательству и, следовательно, будет являться ничтожной сделкой в силу ст. 169 ГК

Согласно ст. 169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последст­вий нарушения.

В то же время на основании принципа свободы договора, предусмотренного ст. 391 ГК, стороны вправе заключить непоименованный договор, предусматри-вающий передачу криптовалюты на условиях возвратности, платности и срочности. 

Помимо определения договорной конструкции для оформления сделки по привлечению финансирования в криптовалюте необходимо учесть ограничения на совершение операций с токенами. 

В соответствии с ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Декрета № 8 юридические лица вправе владеть токенами и совершать следующие виды операций с ними:

  • через резидента Парка высоких технологий (ПВТ), осуществляющего соответствующий вид деятельности, создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом;
  • хранить токены в виртуальных кошельках;
  • через резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности, приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).

Привлечение финансирования в криптовалюте на основании договора прямо не указано среди разрешенных операций, но подпадает под «иные сделки с токенами», поскольку криптовалюта является, по сути, разновидностью токенов. При этом осуществление таких операций возможно только через резидентов ПВТ, имеющих право осуществлять деятельность с то-кенами. 

Максимальным объемом правоспособности по совершению операций с токена­ми обладают операторы криптоплатформ. Абзац 5 ч. 2 подп. 2.3 п. 2 Дек­рета № 8 предусматривает, что операторы крипто­платформ вправе совершать любые сделки (операции) с токенами, за исключением операций по обмену токенов на объекты гражданских прав иные, чем белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены. Таким образом, проведение операций по привлечению финансирования в криптовалюте при посредничестве оператора криптоплатформы законно только в том случае, если привлечение финансирования в криптовалюте не является операцией по обмену токенов на объекты гражданских прав иные, чем белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, токены. 

Привлечение финансирования в криптовалюте не является операцией по обмену токенов на объекты гражданских прав (за исключением белорусских рублей, иностранной валюты, электронных денег, токенов) по следующим причинам. Статья 128 ГК определяет исчерпывающий перечень объектов гражданских прав. 

НПА
Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З «Гражданский кодекс Республики Беларусь»
Рег. в НРПА 20.03.2001, № 2/744
Принят Палатой представителей 28.10.1998, одобрен Советом Республики 19.11.1997
<...>
Статья 128. Виды объектов гражданских прав
(в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2013 № 16-З)

К объектам гражданских прав относятся:
вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;
работы и услуги;
нераскрытая информация;
исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг;
нематериальные блага.
<...>

В рассматриваемой сделке отсутствуют иные объекты гражданских прав, помимо криптовалюты, передаваемой кредитором в качестве финансирования и возвращаемой должником, а также криптовалюты или денег, передаваемых должником в качестве вознаграждения за пользование финансированием. При этом пользование имуществом, в том числе криптовалютой, само по себе не является объектом гражданских прав, в силу содержания ст. 128 ГК. 

Таким образом, посредничество оператора криптоплатформы в осуществлении рассматриваемой сделки не противоречит законодательству. 

Правила осуществления деятельности оператора криптоплатформы (далее — Правила), утвержденные решением Наблюдательного совета ПВТ от 23.10.2018 (протокол № 08/НС-5пр), не регламентируют особенности посредничества для операций по привлечению финансирования в криптовалюте. С учетом п. 26 Правил порядок такого посредничества для сделок и операций, в отношении которых отсутствует специальная регламентация, определяется локальными нормативными правовыми актами оператора криптоплатформы и договорами, заключаемыми им с клиентами.

ICO как способ привлечения финансирования

Согласно п. 7 приложения 1 к Декрету № 8 размещение токенов определяется как совершение гражданско-правовых сделок либо иных юридически значимых действий, направленных на передачу токенов их первым владельцам на условиях, определенных лицом, создавшим через резидента ПВТ такие токены, в том числе в целях привлечения от первых владельцев белорусских рублей, иностранной валюты, электронных денег, цифровых знаков (токенов) другого вида. 

Definition.
Аббревиатура термина ICO (Initial Coin Offering — «первичное размещение монет») в Республике Беларусь не расшифровывается на законодательном уровне и соответствует по смыслу термину «размещение токенов», закрепленному в п. 7 приложения 1 к Дек­рету № 8.

Организация ICO предполагает заключение договора заказчика ICO с организатором ICO. 

Токены, созданные для размещения в ходе ICO, могут быть использованы для привлечения иных видов токенов, в том числе криптовалюты, а также белорусских рублей, иностранной валюты и электронных денег.

Принимать участие в ICO в качестве первых владельцев токенов могут как резиденты, так и нерезиденты. При этом отметим, что организатор ICO вправе самостоятельно определить критерии, которым должны соответствовать нерезиденты для реализации им размещаемых токенов, в том числе требования к финансовому состоянию и репутации (ч. 4 п. 12 Правил). Организатор ICO не вправе реализовывать размещаемые токены нерезидентам в случае, если это противоречит законодательству государства, где они зарегистрированы (абз. 3 ч. 5 п. 12 Правил). 

Размещение токенов может быть как открытым, так и закрытым. Открытое размещение токенов позволяет привлекать финансирование от неограниченного круга лиц. При закрытом размещении первоначальными владельцами токенов становятся заранее определенные юридические лица, согласованные с заказчиком ICO и поименованные в договоре на оказание услуг по размещению токенов (ч. 1 п. 34 Правил). 

При этом юридическое лицо, желающее стать заказчиком ICO, должно соответствовать ряду законодательных требований, в том числе по управлению рисками информационной безопасности (глава 2 Правил).

Резюме:
1. Привлечение капитала путем заключения договора финансирования в криптовалюте (аналога договора займа) не противоречит законодательству, однако несет риски в связи с недостаточной регламентированностью подобных сделок.
2. Процедура ICO детально регламентирована, а также апробирована на белорусском рынке в части привлечения в ходе ICO денежных средств. В то же время практика привлечения криптовалюты от нерезидентов в обмен на создаваемые токены отсутствует или незначительна. Этот вариант также усложняется требованиями к финансовому состоянию и репутации нерезидентов, которые вправе устанавливать организаторы ICO, а также необходимостью для заказчика ICO провести подготовительные действия, связанные с информационной безопасностью и управлением рисками.


Читайте по теме:

Шевченко А., Хомченко Г. Использование токена в качестве встречного предоставления за разработку программного обеспечения

Хандрико А., Якушев Г. Правовая природа токенов 

2880 Shape 1 copy 6Created with Avocode.