Вы на портале

Проблемные вопросы при декларировании таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость входит в налогооблагаемую базу импортируемых товаров и непосредственно влияет на размер ввозной таможенной пошлины (для адвалорной и комбинированной ставок) и налога на добавленную стоимость.

Занижение таможенной стоимости почти всегда связано с существенным занижением размера подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин и/или налога на добавленную стоимость. В этой связи декларант, то есть белорусский субъект хозяйствования, который заключил внешнеэкономическую сделку и сам или с помощью таможенного представителя декларирует товар, может быть привлечен к административной ответственности по части девятой ст. 13.6 КоАП. Если сумма неуплаченных таможенных платежей превысит 2 000 базовых величин, таможенный орган будет проводить проверку на предмет наличия состава преступления, предусмотренного ст. 231 УК.

Рассмотрим основные ошибки, допускаемые декларантами при декларировании таможенной стоимости товаров в таможенных декларациях.

Обновлено
Дубинский Николай
Дубинский Николай

специалист в области таможенных правоотношений, кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

12840 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Выбор метода определения таможенной стоимости

Ситуация: Организация заключила с немецкой фирмой бартерный договор на поставку оборудования. В импортной декларации на товары указано, что таможенная стоимость товара определена по первому методу (на основании сделки с ввозимым товаром).

Суть нарушения: Организация при помещении оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления не вправе заявить в декларации на товары первый метод определения таможенной стоимости (то есть по стоимости сделки с ввезенным товаром), поскольку заключен бартерный договор. В этом случае могут применяться иные методы определения таможенной стоимости.

Комментарий: На основании п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Исходя из п. 1 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008 (далее — Соглашение) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.

В свою очередь, подп. 5.1 п. 5 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 № 283, установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платеж может быть произведен не только посредством перевода денежных средств, но и путем расчетов по аккредитиву или расчетов с использованием финансовых инструментов (акции, облигации, чека, простого или переводного векселя, ордера, варранта, сертификата и др.).

При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств и отражаться только в бухгалтерских документах.

Ошибки при включении затрат в таможенную стоимость

Ситуация 1: Организация помещает под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления оборудование, ввезенное из Польши. Таможенная стоимость товара определена на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Ввоз оборудования произведен водителем и мастером организации. Таможенный орган доначислил таможенные платежи по декларации, так как в таможенную стоимость не были включены затраты на доставку оборудования собственным транспортом, в том числе командировочные этих сотрудников.

Суть нарушения: Для расчета транспортных расходов, которые включаются в таможенную стоимость оборудования, используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат. Соответственно, в эти затраты включаются и расходы на командировку работников по перевозке (транспортировке) оборудования до места их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.

Комментарий: В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров на основании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы на перевозку товаров до места их прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, предусмотрено, что в графе 17 ДТС-1 указывается величина расходов на перевозку (транспортировку) оцениваемых товаров до аэропорта, порта или иного места их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если в соответствии с установленными внешнеторговым договором условиями поставки перевозка (транспортировка) товара до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате. Если перевозка (транспортировка) осуществлялась безвозмездно или с помощью собственных транспортных средств покупателя, в настоящей графе приводится величина, рассчитанная на основании тарифов на перевозку соответствующим видом транспорта, действующих в период перевозки (транспортировки) товаров или в соответствующий период времени (сезонность перевозки).

В том случае, если у декларанта отсутствуют данные о тарифах на перевозку этим видом транспорта, для расчетов транспортных расходов используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.

Ситуация 2: Организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления автомобиль, ввезенный из Германии. Согласно договору купли-продажи стоимость автомобиля составила 50 000 евро. Данная таможенная стоимость (переведенная в белорусские рубли) указана и в декларации на товары. Условия поставки автомобиля — CIP Брест. При этом организация подписала с немецким партнером финансовое соглашение о предоставлении отсрочки платежа за товары. В соответствии с условиями финансового соглашения покупателю предоставляется отсрочка платежа за товары сроком на 360 календарных дней, при этом процентная ставка по отсрочке платежа составляет 20 % на 360 дней. Поэтому в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, стоимость товара указана 60 000 евро. Одновременно отдельной строкой в счете-фактуре (инвойсе) выделен процентный платеж за предоставление отсрочки по оплате оборудования в размере 10 000 евро. Таможенный орган доначислил таможенные платежи в отношении оборудования, включив в таможенную стоимость 8 500 евро исходя из средней процентной ставки по коммерческому кредиту в Германии в размере 3 % годовых.

Суть нарушения: Уровень ставки, характерный для аналогичных финансовых отношений в Германии в соответствующий период времени, составляет 3 % на 360 дней. Декларантом в таможенную стоимость товаров не включена сумма процентных платежей, рассчитанная исходя из сложившегося уровня ставки 3 % на 360 дней, то есть в размере 8 500 евро, которые и были включены в таможенную стоимость.

Комментарий: согласно п. 5 Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 118, процентные платежи не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров при одновременном выполнении следующих условий:

  1. процентные платежи указаны отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые (оцениваемые) товары (например, приведены отдельной строкой в счете-фактуре);
  2. финансовые отношения оформлены в виде отдельного финансового соглашения либо раздела внешнеэкономического договора в письменном или электронном виде;
  3. ввозимые (оцениваемые) товары действительно проданы по цене, заявленной в качестве цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате. То есть продавец при формировании цены товаров не учитывает процентные платежи, и даже в случае отсутствия финансовых отношений с покупателем товары были бы проданы по такой же цене;
  4. установленная в финансовом соглашении либо во внешнеэкономическом договоре процентная ставка не превышает уровня, характерного для аналогичных финансовых отношений в той же стране и в соответствующий период времени, в который были заключены финансовое соглашение либо внешнеэкономический договор соответственно.

Справочно.
Под процентными платежами понимаются выплаты по процентным ставкам, осуществляемые покупателем в рамках финансовых отношений в связи с покупкой ввозимых (оцениваемых) товаров.

В случае если установленная в финансовом соглашении либо во внешнеэкономическом договоре процентная ставка превышает указанный уровень, то в таможенную стоимость ввозимых (оцениваемых) товаров может не включаться только сумма процентных платежей, рассчитанная по процентной ставке, соответствующей уровню процентных ставок, характерных для аналогичных финансовых отношений в той же стране и в соответствующий период времени.

Риск занижения таможенной стоимости

Ситуация: Белорусская организация ввозит товар из Польши от производителя. Несмотря на представление полного пакета документов, подтверждающих таможенную стоимость, таможенный орган назначил проведение дополнительной проверки ввиду того, что сработала система управления рисками.

Суть нарушения: Отличие заявленной таможенной стоимости товаров от величины, содержащейся в профилях риска, является основанием для проведения таможенным органом дополнительной проверки, по результатам которой принимается решение либо о принятии, либо о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.

Комментарий: В соответствии с п. 4 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (далее — СУР).

Выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров относятся к обстоятельствам, свидетельствующим о наличии признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой установлены указанным Порядком.

Перечни кодов товаров, в отношении которых сформированы профили риска по таможенной стоимости, приведены в приказе Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.2015 № 344-ОД «Об определении категорий товаров, контроль таможенной стоимости которых осуществляется путем проведения основных и дополнительных операций».

Таможенный орган может принять таможенную стоимость товара ниже стоимости, которую он предложил декларанту в процессе проведения дополнительной проверки, если таможенным органом не обнаружены признаки, указывающие, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.

Заметим, что таможенная стоимость ввозимых товаров может отклоняться от стоимости, которая предложена таможенным органом в процессе проведения дополнительной проверки, если на это имеются объективные и документально подтвержденные причины (сезонность, наличие дефектов, объем партии, предоставляемые скидки и т.п.).

Рекомендации.
Импортерам следует обращать внимание на уровень цен на закупаемую продукцию, сложившихся на рынке. В случае если покупная цена иностранных товаров существенно ниже, чем та, которая присутствует на рынке, то автоматически нужно быть готовым документально обосновать это отклонение (скидки за объем, скидки за предоплату, товары, бывшие в употреблении, пониженное качество и т.п.).
Рекомендуем устанавливать доверительные деловые отношения со своими иностранными партнерами для того, чтобы они, по возможности, оперативно и в максимальном объеме предоставляли истребуемые таможенными органами документы.

12840 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме