Влияние факторов непреодолимой силы на невозможность исполнения договора
В теории выделяют 3 группы обстоятельств непреодолимой силы:
1) физического характера — разного рода землетрясения, цунами, катастрофы, эпидемии, засухи, прочие природные и техногенные катаклизмы и т.п.;
2) социального характера — войны, революции, забастовки, теракты и т.п.;
3) юридического характера — акты государственных органов об установлении различных запретов, ограничений, мораториев и т.п.
Понимание характера обстоятельства непреодолимой силы важно для определения доказательств его наличия и влияния на договорные отношения.
Так, например, обстоятельства физического характера, как правило, невозможно подтвердить актами общего действия государственных органов.
С другой стороны, иногда на невозможность исполнения обязательства по договору влияет несколько факторов, и важно понимать, какие из них являются причиной, а какие — следствием и что именно необходимо доказывать для исключения ответственности по договору.
Например, сам факт объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии или местным Министерством здравоохранения эпидемии не является обстоятельством непреодолимой силы, а вот запрет на пересечение границы в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, введенный государственными органами, уже может являться таким обстоятельством.
Соответственно, доказывать необходимо будет именно сам факт юридического характера — запрет государственного органа, выраженный в конкретном акте, а не факт физического характера (пандемия, эпидемия, эпизоотия и т.д.), даже если на это обстоятельство указано в акте государственного органа.
Важно понимать влияние конкретного фактора на невозможность исполнения конкретного, а не абстрактного обязательства по какому-то конкретному договору. Так, очевидно, что, например, запрет государственных органов на ввоз мяса и мясных изделий из конкретной страны в связи с падежом скота, вызванным инфекционным заболеванием, никак не повлияет на возможность осуществлять пассажирские перевозки либо ввозить мясные изделия, произведенные в другой стране.
Необходимо иметь в виду, что форс-мажор работает в случае абсолютной невозможности исполнения обязательства. При этом не всегда запреты и ограничения являются обстоятельствами непреодолимой силы для целей исполнения договора. Важно учитывать, насколько они в действительности препятствуют его исполнению.
Например, запрет одной из стран на осуществление перелетов над ее территорией не будет являться обстоятельством непреодолимой силы, так как существует возможность облететь данную страну по другому маршруту.
Скорее всего, это может оказаться невыгодным для стороны по договору, но в таком случае иногда возможно применять положения ст. 421 ГК об изменении и расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств, но никак не об освобождении от ответственности.
Также необходимо учитывать, что в одном договоре у одной стороны могут быть несколько как связанных, так и несвязанных обязательств. При возникновении обстоятельств непреодолимой силы нужно оценить их влияние на другие обязательства, возможность и целесообразность их исполнения.
Например, в договоре транспортной экспедиции запрет на осуществление авиаперелетов в связи с извержением вулкана вызовет и невозможность осуществления своевременной последующей перевозки данного товара другим видом транспорта. Однако это не исключает необходимости оказания других услуг – обеспечения страхования груза и организации таможенного оформления.
Место и время возникновения обстоятельств форс-мажора
Следующим аспектом, подлежащим определению при подтверждении обстоятельств форс-мажора, является место возникновения этих обстоятельств.
Так, местом возникновения обстоятельств, связанных с введенными ограничениями на передвижение транспорта, будет являться государство или определенная территория, где введены эти ограничения.
Соответственно, в случае обнаружения такого обстоятельства, например, водителем транспортного средства необходимо будет, не дожидаясь отмены такого ограничения и возвращения в Республику Беларусь, побеспокоиться о фиксировании таких обстоятельств и получении доказательств, понимая, что в Республике Беларусь получить надлежащие доказательства будет невозможно, а именно в данной стране такие обстоятельства могут и должны быть подтверждены.
Одни и те же обстоятельства могут являться, а могут и не являться обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от даты возникновения обязательства.
Так, если о закрытии границ уже было известно на дату заключения договора, такое обстоятельство не будет являться обстоятельством непреодолимой силы для данного контрагента, хотя оно может являться таковым для другого.
Договорное оформление форс-мажора и уведомление контрагента
Особое внимание на положения о форс-мажоре необходимо обратить еще на этапе заключения договора. Формулировка ст. 372 ГК говорит о том, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, не будет нести ответственность, если надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, в случае, если иное не предусмотрено законодательством или договором.
Таким образом, в договоре можно предусмотреть иное – указать, чтосторона несет ответственность даже в случае невозможности исполнения обязательств вследствие непреодолимой силы, а также ограничить случаи, когда сторона несет или не несет ответственность.
То есть если в договоре прописано, что сторона, не исполнившая обязательства, не несет ответственность в случае «следующих обстоятельств непреодолимой силы», после чего идет исчерпывающий перечень, то представляется, что таким образом стороны предусмотрели иные правила в отношении обстоятельств непреодолимой силы, нежели те, которые предусмотрены ст. 372 ГК.
Если возникшие обстоятельства действительно являются обстоятельствами непреодолимой силы, стороне, на которую действуют такие обстоятельства, следует уведомить другую сторону, а также получить необходимые доказательства.
Сроки и порядок уведомления могут быть установлены в договоре, в случае их отсутствия нужно руководствоваться разумными сроками, которые будет разными в зависимости от обстоятельств (в том числе и особенностей перевозимого груза, например скоропортящихся товаров).
Целесообразно уведомлять контрагента и в случае, если еще нет надлежащих доказательств, предусмотренных договором или законодательством. В будущем это может рассматриваться как меры, предпринятые стороной для минимизации негативных последствий.
Гражданский кодекс Республики Беларусь не указывает на перечень доказательств, которыми подтверждаются обстоятельства непреодолимой силы. В данном случае необходимо исходить из содержания договора (не исключено, что там указано, какими доказательствами подтверждаются обстоятельства непреодолимой силы), а также из содержания самого обстоятельства.
Способы подтверждения обстоятельств непреодолимой силы. Документы, необходимые для обращения в БелТПП
Стандартный для большинства стран способ подтверждения обстоятельств непреодолимой силы – это справка торгово-промышленной палаты. Согласно ст. 20 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате» Белорусская торгово-промышленная палата (далее – БелТПП) может осуществлять свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Республики Беларусь.
На практике БелТПП свидетельствует возникновение обстоятельств непреодолимой силы не только в отношении внешнеторговых сделок, но и в отношении сделок между резидентами Республики Беларусь в случае, если в таких договорах прямо указано на возможность БелТПП свидетельствовать такие обстоятельства.
Кроме этого, в некоторых случаях на БелТПП возложена обязанность свидетельствовать об обстоятельствах непреодолимой силы.
Например, п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» предусматривает, что наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с которыми не был исполнен договор, для целей невключения компании в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, свидетельствует именно Белорусская торгово-промышленная палата в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является сторона по договору.
1. Чтобы получить заключение БелТПП о наличии обстоятельств непреодолимой силы, необходимо обратиться в БелТПП с заявлением. Специально утвержденной формы заявления нет.
В заявлении должна содержаться следующая информация:
— о наименовании сторон;
— дата и номер договора;
— порядок и сроки исполнения договора;
— обязательства, которые заявитель не исполнил либо исполнил ненадлежащим образом;
— обстоятельства, которые оказали влияли на исполнение обязательств по договору.
В заявлении может указываться и другая информация, которую заявитель считает необходимым предоставить для подтверждения наличия форс-мажора.
2. К заявлению должны прилагаться заверенные копии документов, подтверждающих изложенные в заявлении сведения.
3. Документы на иностранном языке должны быть переведены на русский либо белорусский язык.
4. Заявление можно направить почтой, отвезти в БелТПП либо направить на электронную почту. Если заявление направляется на электронную почту, то в случае, если будет принято решение о выдаче заключения, заявителю необходимо будет предоставить оригинал заявления и прилагаемые к нему документы.
Сроки и стоимость рассмотрения БелТПП заявлений отличаются в зависимости от видов свидетельствуемых обстоятельств и членства заявителя в БелТПП.
5. Заявления рассматриваются от 1 до 15 дней, за их рассмотрение в зависимости от обстоятельств необходимо будет заплатить от 0 до 720 рублей. Сроки рассмотрения могут быть продлены на срок предоставления дополнительно запрошенных документов.
Так как законодательством не установлено, какими именно документами подтверждаются обстоятельства непреодолимой силы, в случае отсутствия специальной нормы в договоре возможно доказывать такие обстоятельства не только документом из БелТПП, но и другими документами, в частности ответами государственных органов.
Документы, необходимые для обращения в государственные органы
Для получения ответов из государственных органов необходимо уточнить, подпадает ли получение такого ответа под перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156. В случае если подпадает – нужно руководствоваться списком необходимых документов и сроками рассмотрения заявления, указанными в соответствующем пункте перечня.
В случае, если подтверждение таких обстоятельств не входит в перечень административных процедур, возможно направление запроса, который должен быть рассмотрен в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Требования к оформлению таких обращений стандартные и указаны в ст. 12 Закона. По общему правилу письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца с даты поступления, если иной срок не установлен специальными законодательными актами.
Законодательство не предусматривает конкретной формы для доказательств обстоятельств непреодолимой силы, поэтому документ, составленный БелТПП или государственным органом или иным лицом в простой письменной форме, может рассматриваться надлежащим доказательством, если в договоре не будет установлена иная форма документа. Полагаем, что в случае, если документ подлежит предоставлению за границу, целесообразно перевести его на иностранный язык для подтверждения надлежащего уведомления контрагента.
Подтверждение форс-мажора за пределами Республики Беларусь
В большинстве случаев, когда обстоятельства форс-мажора возникли за пределами Республики Беларусь, необходимо обращаться за свидетельствованием таких фактов в иностранное государство. В данной ситуации, как указано выше, целесообразно, как только возникнет такое обстоятельство, предпринять незамедлительные меры для фиксации таких фактов, особенно если на территории иностранного государства в этот момент находится сотрудник компании либо иное лицо.
Для таких случаев возможна, например, выдача водителю (либо иному лицу) доверенности с правом направления запросов и получения документов от имени компании.