Вы на портале

Простои транспортных средств в пути следования: сложности доказывания

Ситуация: стороны заключили договор транспортной экспедиции, предусмотрев неустойку за простой транспортных средств в пути. Договором установлено, что международные перевозки выполняются по отдельным поручениям (разовым заявкам), а условия, согласованные в разовой заявке, имеют приоритет перед условиями договора. По мнению перевозчика, по вине заказчика произошел нормативный простой, что влечет штрафные санкции.

Обновлено
Прудников Сергей
Прудников Сергей

Заместитель генерального директора по правовым вопросам Общества с ограниченной ответственностью «БелАМРО» (г. Брест), магистр юридических наук

7948 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обстоятельства дела

Заказчик (далее — ответчик) и перевозчик (далее — истец) заключили договор на транспортно-экспедиционное обслуживание и перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).

В рамках исполнения договора были согласованы условия транспортных заказов на перевозку грузов по маршруту Германия — Россия 4 транспортными средствами. При условии прибытия требуемого транспортного средства на загрузку (разгрузку) до 10.00 по местному времени договором устанавливался норматив в пределах 48 часов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и осуществления таможенных процедур.

В соответствии с условиями транспортных заказов «сверхнормативный простой/опоздания» была предусмотрена неустойка за простой негабаритной техники в сумме 350 евро за каждый начавшийся день, а оплата за простой транспортных средств - только в случае документального подтверждения факта и продолжительности простоя.

В ходе исполнения транспортных заказов, по мнению перевозчика, возникли простои в  отношении 4 транспортных средств:

— на территории Республики Польша (РП) в ожидании начала таможенного оформления;

— на территории Российской Федерации (РФ) в ожидании начала таможенного оформления и при таможенном оформлении на таможне назначения.

При этом перевозчик приостановил движение транспортных средств на территории РП и территории РФ до заезда на таможни отправления и назначения в связи с отсутствием у него всех необходимых документов и сведений для прохождения таможенного контроля.

Претензионный порядок урегулирования спора

В связи с длительным периодом простоев, который составил в общем 51 календарный день в отношении 4 транспортных средств, по окончании перевозки заказчику была направлена претензия об уплате неустойки (штрафа).

В ответе на претензию заказчик признал наличие простоев лишь в количестве 17 дней на таможне назначения, так как в отношении них перевозчиком были предоставлены карты простоев с отметками о начале и окончании таможенного оформления. Заказчик указал на невозможность квалификации в качестве простоев периодов ожидания транспортными средствами таможенного оформления, считая это технологическими операциями, а равно указывая на отсутствие у перевозчика документального подтверждения начала и окончания соответствущего ожидания.

Позиция истца

В соответствии с п. 1 ст. 11 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) для целей таможенных и других формальностей, которые должны быть совершены до выдачи груза получателю, отправитель обязан приложить к накладной необходимые документы или предоставить их в распоряжение перевозчика и сообщить ему все требуемые сведения.

Справочно.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) заключена в г. Женеве 19.05.1956.

Согласно п. 2 ст. 11 КДПГ перевозчик не обязан проверять правильность и полноту этих документов и сведений. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб, причиненный отсутствием, недостаточностью или неправильностью таких документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.

Таким образом, простои транспортных средств перевозчика (истца)  на территории РП после загрузки в ожидании инструкций заказчика (ответчика) по прохождению таможенного оформления и на территории РФ до заезда на таможню назначения произошли исключительно по вине ответчика, что подтверждается соответствующей перепиской сторон с использованием ящиков электронной почты, а равно сведениями GPS-мониторинга нахождения транспортных средств.

Позиция ответчика 

В обоснование своей позиции ответчик указал, что по условиям договора сверхнормативный простой транспортных средств должен оплачиваться только в случае документального подтверждения факта и продолжительности простоя. Тогда как надлежащее подтверждение (в виде отметок в СМR-накладной, путевом листе, карте простоя) у истца имеется только в отношении отдельных транспортных средств (при их таможенном оформлении на территории РФ), что и было указано в ответе на претензию.

Ответчик пояснил, что даже если согласиться с выводами истца о наличии простоев в пути следования, то на основании анализа предоставленных сведений (отчеты GPS-мониторинга, путевые листы, табели учета рабочего времени водителей) он считает необоснованным включение в продолжительность простоев дней, когда транспортные средства находились в движении, ожидали своей очереди для прохождения государственной границы, проходили таможенное оформление, а также когда в соответствии с требованиями Европейского соглашения (далее — Соглашение ЕСТР) водителям транспортных средств должен был предоставляться отдых и транспортное средство в такие дни не могло быть использовано.

Справочно.
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключено в г. Женеве 01.07.1970.

Возражения истца на позицию ответчика

Возражая, представитель истца указал, что исходя из технологии выполнения международной перевозки груза для соблюдения срока доставки груза и минимизации времени непроизводительных простоев транспортных средств, связанных с необходимостью предоставления отдыха водителю в соответствии с положениями Соглашения ЕСТР, перевозчик может использовать экипаж водителей, замену водителя, замену тягача (а такие обстоятельства имели место).

Конкретные обстоятельства выполнения перевозки планируются до начала ее выполнения, но из-за ответчика были нарушены планы использования транспортных средств, в связи с чем они не могли быть использованы для выполнения других перевозок.

Выводы суда

Суд принял во внимание отсутствие у истца объективной возможности на получение отметки о времени простоев в СМR-накладной или путевом листе, так как фактически часть простоев имела место в пути следования транспортных средств до непосредственного их заезда (по указаниям ответчика) в пункт таможенного оформления.  Ссылки ответчика на отсутствие у истца документального оформления продолжительности таких простоев были отклонены. При этом суд посчитал, что представленные истцом отчеты GPS-мониторинга позволяют проверить дни нахождения транспортных средств в движении, а необходимость предоставления водителю конкретного транспортного средства выходных дней в соответствии с положениями Соглашения ЕСТР не является безусловным основанием.

В то же время факт предоставления и количество выходных дней водителей, совпадающих с днями, за которые истец предъявляет к взысканию с ответчика штраф за простой, суд полагает необходимым учесть при оценке соразмерности величины предъявленных к взысканию санкций последствиям нарушения ответчиком его договорных обязательств.

Суд признал обоснованными доводы ответчика о том, что дни, когда транспортные средства фактически находились в движении, ожидали в очереди при прохождении государственной границы и проходили таможенное оформление в пределах установленного норматива, не могут считаться днями сверхнормативного простоя.

В результате требования о неустойке были удовлетворены лишь в размере штрафа, начисленного за 43 дня простоя транспортных средств, судебные расходы в виде госпошлины были отнесены на истца с применением ст. 314 ГК и уменьшением подлежащей взысканию суммы неустойки.

Резюме.
При выполнении международных автомобильных перевозок грузов систематически возникают ситуации, связанные:
— с превышением согласованных сторонами нормативных сроков, отведенных для погрузки/выгрузки груза в транспортное средство;
— выполнением операций таможенного контроля на таможнях отправления и назначения.
Нарушение заказчиком обязанностей по обеспечению погрузки (выгрузки) автомобиля и иных операций в установленный договором срок при отсутствии вины перевозчика приводит к сверхнормативному простою автомобиля.
При непредставлении заказчиком необходимых грузосопроводительных документов либо указании в них недостоверных сведений перевозчик де-факто лишен возможности продолжать движение до устранения обстоятельств, а транспортные средства остаются в распоряжении заказчика перевозки и не могут быть использованы для выполнения иных перевозок, что может быть квалифицировано как простои в пути следования.
И если с определением продолжительности сверхнормативных простоев, как и размера гражданско-правовой ответственности, особой сложности не возникает, то  установление продолжительности так называемых простоев в пути следования является существенной проблемой.
Во избежание споров при возникновении задержек в пути следования рекомендуем:
— надлежаще и заблаговременно требовать от заказчика письменные инструкции о необходимости приостановки движения транспортных средств и ее причинах, а равно дальнейшего продолжения движения, что позволит достоверно установить продолжительность непроизводственных простоев;
— обязательно включать в договоры понятия, регламентирующие не только сверхнормативные простои, но и простои в пути следования, а также порядок их определения и подтверждения.  

7948 Shape 1 copy 6Created with Avocode.