Вы на портале

Проверки и мониторинги в 2022 году

В этом году на страницах нашего журнала появилась новая рубрика «Готовимся к проверке». Казалось бы, про проверки сказано и написано уже все. Но, несмотря на обилие публикаций в белорусских правовых изданиях, тема по-прежнему остается очень актуальной. И дело даже не в том, что количество проверок возросло за счет внеплановых проверок и так называемых мониторингов. Дело в том, что большинство организаций как не уделяли, так и не уделяют этому вопросу должное внимание. Даже общий порядок проведения проверок знаком далеко не каждому юристу организации. А уж практическим опытом участия в этом непростом процессе обладает совсем небольшая часть наших коллег. А ведь остается еще специфика проверяемой сферы деятельности, которая делает проверку каждого из контролирующих органов по-своему уникальной.

В нашей рубрике мы познакомим вас с проверками контролирующих органов, включенными в план выборочных проверок на 2022 год. Мы будем рады, если наша рубрика окажется полезной для вас и ваших организаций. В свою очередь, мы ждем обратной связи. Мы работаем для вас и хотели бы понимать, насколько наша помощь оказалась эффективной. Удачи вам в вашей профессиональной деятельности!

11277 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Формы государственного контроля (надзора) 

Проверки

В декабре прошлого года Комитет госконтроля опубликовал планы выборочных проверок в областях и г. Минске на первое полугодие 2022 г., куда были включены более 3 тыс. субъектов в областях и столице. 

Контролирующие органы, уполномоченные проводить проверки, утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).

План выборочных проверок на первое полугодие 2022 года

Проверка
Форма контроля (надзора), в ходе которого проверяющий орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий.

Выборочная проверка
Проверка, включенная в план выборочных проверок, который формируется на полугодие. Выборочная проверка назначается с учетом критериев, установленных Методикой формирования системы степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора).

Внеплановая проверка
Проверка, назначаемая лицами, перечисленными в п. 12 Указа № 510 (по поручению Президента Республики Беларусь, Генеральным прокурором и его заместителями и т.д.).

Проверяющие обязаны:

  1. Направить уведомление о проведении выборочной проверки.
  2. Предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки.
  3. Внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги).
  4. Проводить проверку в рабочее время проверяемых субъектов.
  5. Требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке.
  6. Принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам.
  7. Передавать в порядке, установленном законодательством, материалы проверок в органы уголовного преследования и суды.
  8. Выдать итоговый документ по результатам проверки (акт (справку): не менее чем в двух экземплярах в срок не позднее 5 рабочих дней).

Итоговые документы

В случае выявления проверяющими нарушений в деятельности организации они составляют акт проверки, при отсутствии нарушений — справку проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания и вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки).

При наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган (п. 71 Указа № 510).

Мониторинг

Мониторинг
Форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.
Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем.

Должностные лица контролирующих (надзорных) органов вправе:

  • входить на территорию и (или) объекты субъекта, являющиеся общедоступными, а на иные территорию и (или) объекты — с согласия субъекта;
  • использовать доступные средства глобальной компьютерной сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).

Итоговые документы и рекомендации

По результатам мониторинга должностным лицом контролирующего (надзорного) органа оформляется аналитическая (информационная) записка, на основании которой руководитель (его заместитель) этого контролирующего (надзорного) органа вправе принять одно из следующих решений:

  • учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
  • направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
  • применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Устранение нарушений и информирование

При обнаружении в ходе мониторинга на территории и (или) объектах субъекта нарушений (недостатков)должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, проводящим мониторинг, субъекту вручаются под роспись рекомендации либо данные рекомендации направляются в течение двух рабочих дней с момента окончания мониторинга или принятия решения руководителем (его заместителем) контролирующего (надзорного) органа о направлении рекомендаций.

Рекомендации направляются заказным письмом с уведомлением о получении по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (месту жительства) субъекта. В указанном случае субъект считается ознакомленным надлежащим образом с рекомендациями, а рекомендации — полученными по истечении 3 дней со дня такого направления.

Субъект, получивший рекомендации контролирующего (надзорного) органа по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный им срок.

11277 Shape 1 copy 6Created with Avocode.