Шаг 1. Создание юридического лица
Резидентом СЭЗ может быть уже созданное и прошедшее государственную регистрацию юридическое лицо с местом нахождения в границах соответствующей СЭЗ. На территории СЭЗ регистрацию юридических лиц осуществляет администрация зоны.
Шаг 2. Подготовка инвестиционного проекта
Инвестиционный проект является основополагающим фактором в последующей регистрации в качестве резидента СЭЗ. Проект должен отвечать следующим основным критериям:
— объем инвестиций должен составлять сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро. Однако если инвестор готов вложить инвестиции в течение 3 лет, то минимальный порог инвестиций снижен до 500 тыс. евро;
— проект должен предусматривать создание и (или) развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.
Шаг 3. Регистрация в качестве резидента СЭЗ
Для регистрации в качестве резидента в администрацию соответствующей зоны подаются следующие документы:
— заявление по утвержденной администрацией форме;
— заверенные в установленном порядке копии учредительных документов с предъявлением оригиналов документов;
— копия свидетельства о государственной регистрации с предъявлением оригинала документа;
— бизнес-план инвестиционного проекта по форме, утвержденной администрацией СЭЗ;
— платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (50 базовых величин).
Также потенциальному резиденту необходимо подписать договор об условиях деятельности в СЭЗ с администрацией.
Официальным юридическим документом, подтверждающим регистрацию субъекта хозяйствования в качестве резидента, является свидетельство о регистрации в качестве резидента, выдаваемое администрацией СЭЗ от имени государства.
Прекращение деятельности в качестве резидента СЭЗ
Юридическое лицо может утратить статус резидента СЭЗ по следующим основаниям:
— ликвидация СЭЗ;
— исключение из границ СЭЗ территории с местом нахождения в них резидента;
— ликвидация (прекращение деятельности) самого юридического лица (ИП) – резидента;
— реорганизация юридического лица в форме слияния, разделения, присоединения его к другому юрлицу;
— изменение места нахождения резидента в случае, если новое место нахождения располагается вне территории СЭЗ;
— прекращение договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Резидентство в СЭЗ может быть прекращено также по решению ее администрации:
— по заявлению самого резидента;
— в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением резидентом условий договора об условиях деятельности в СЭЗ;
— в связи с несоблюдением юридическим лицом – резидентом сроков формирования уставного фонда.
В случае продолжения деятельности на общих основаниях юридическим лицом, утратившими статус резидента СЭЗ вследствие ликвидации СЭЗ либо исключения из границ СЭЗ территории с местом нахождения данных лиц, договоры аренды предоставленных им земельных участков, зданий, иного недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, обязательства по которым в связи с этим прекращены, по их желанию должны быть перезаключены с ними на период не менее чем оставшиеся сроки аренды государственными органами и иными организациями, уполномоченными распоряжаться данным имуществом. При этом такие договоры, за исключением договоров аренды земельных участков, перезаключаются на прежних условиях.
Реорганизация резидента СЭЗ
Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» предусматривает сохранение статуса резидента СЭЗ при реорганизации юридического лица. Однако сохранение или переход статуса резидента СЭЗ при его реорганизации допускаются в случае присоединения к резиденту, либо выделения из его состава одного или нескольких лиц, или его преобразования.
В случае преобразования статус резидента переходит ко вновь возникшему лицу с момента государственной регистрации последнего.
Государственные гарантии резидентам СЭЗ
На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций.
Согласно Закону Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» после уплаты установленных налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет иностранным инвесторам гарантируется беспрепятственный перевод за пределы Беларуси прибыли (доходов) и иных правомерно полученных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Беларуси, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций, в том числе денежных средств:
— полученных инвесторами после частичного или полного прекращения осуществления инвестиций на территории Беларуси, включая средства, полученные инвесторами в результате отчуждения инвестиций, а также образуемого в результате осуществления инвестиций имущества, иных объектов гражданских прав;
— причитающихся в счет выплаты зарплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность по трудовому договору;
— причитающихся иностранным инвесторам согласно судебному постановлению.
Имущество, являющееся инвестициями или образуемое в результате осуществления инвестиций, не может быть безвозмездно национализировано или реквизировано.
Национализация возможна лишь по мотивам общественной необходимости со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией.
Реквизиция возможна только в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой инвестору компенсации. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного имущества выплачивается по выбору инвестора в белорусских рублях или в иностранной валюте в государство, указанное инвестором, если такой перевод не противоречит международным обязательствам Республики Беларусь.
Размер компенсации может быть обжалован инвестором в суд.