Регламентация ответственности экспедитора и перевозчика при международных перевозках грузов: правовое регулирование и условия договора

Отношения сторон, участвующих в международных перевозках грузов, равно как и их ответственность, регламентируются национальным законодательством Республики Беларусь и международными нормативными правовыми актами.

Крупа Анна

Ведущий юрисконсульт ООО «Хелиант»

2566 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответственность экспедитора

Деятельность экспедитора регламентируется главой 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), Законом Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о транспортно-экспедиционной деятельности). Экспедитор при исполнении договора вступает в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента. Как правило, в отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего лица. Права и обязанности по договорам, заключенным экспедитором от своего имени, возникают у экспедитора. При заключении договоров с непосредственным перевозчиком экспедитор приобретает статус клиента со всеми правами и обязанностями данного участника правоотношений.

В соответствии с законодательством экспедитор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору по правилам главы 25 ГК «Ответственность за нарушение обязательств», главы 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. К ответственности экспедитора применимы правила об ответственности перевозчика, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. В частности, экспедитор несет ответственность:

— за несохранность (утрату, недостачу, повреждение или порчу) груза;

— за нарушение срока исполнения обязанностей по договору;

— за непредставление информации;

— за исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом (если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязанности на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 758 ГК)).

Ответственность перевозчика

Деятельность перевозчика регламентируется главой 40 ГК, а также нормативными правовыми актами, применяемыми в зависимости от вида транспорта, которым перевозится груз. При осуществлении перевозки перевозчик выступает от собственного имени и действует в своих интересах, именно он непосредственно осуществляет доставку груза и участвует на всех этапах перевозки как исполнитель.

Законодательство определяет перечень обстоятельств, с которыми связывает наступление ответственности перевозчика:

— неподача транспортных средств для перевозки груза;

— утрата, недостача, повреждение (порча) груза;

— просрочка доставки груза;

— утрата товаросопроводительных документов.

Международные перевозки грузов регламентируются также нормами международных конвенций, участником которых является Республика Беларусь. Перевозки морским, воздушным, железнодорожным и автотранспортом осуществляются на основании как универсальных транспортных конвенций (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1929 г., Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., Соглашение о международном железнодорожном сообщении 1951 г., Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов 1957 г. и др.), так и в соответствии с двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и перевозках.

Договорная ответственность

На практике в процессе перевозки происходит немало проблемных и спорных ситуаций, требующих отдельного урегулирования ввиду отсутствия соответствующих положений в законодательстве. В таких ситуациях вступают в действие условия, согласованные сторонами в договоре или в транспортном заказе (заявке, поручении). Необходимо отметить, что для выполнения разовой перевозки контрагенты зачастую используют только заявку на перевозку (организацию перевозки) груза и не заключают долгосрочный договор. При этом как в договоре, так и в заявке стороны определяют свои права, обязанности и ответственность.

При планировании сторонами совместной работы на длительный период времени стороны заключают долгосрочный договор. При одновременном наличии и заявки, и долгосрочного договора целесообразно отражать пункт о приоритете условий одного документа над другим. Формулировка может быть следующего содержания: «Заявка является неотъемлемой частью договора, и условия, изложенные в ней, имеют приоритетное значение над условиями настоящего договора». Наличие данного пункта желательно, если в заявке помимо сроков, даты и мест загрузки отражены пункты об условиях выполнения перевозки и ответственности сторон, которые также имеют место и в договоре.

В договоре или заявке встречается следующий пункт: «Стороны данного договора в дополнение к КДПГ и нормам законодательства Республики Беларусь в добровольном порядке принимают на себя обязательства, предусмотренные настоящим договором и условиями данного заказа, и обязуются оплачивать возникшие штрафные санкции». Данным пунктом стороны расширяют пределы ответственности, установленные законодательством.

Законодательство, как правило, не содержит положений, определяющих денежное выражение суммы или способ определения размера тех или иных санкций. Отсутствие в заявке или в договоре численно определяемого размера штрафных санкций затрудняет привлечение той или иной стороны к ответственности.

Рассмотрим самые распространенные случаи, возникающие в процессе перевозки и требующие регламентации в заявке или в долгосрочном договоре:

1. Ответственность за неполноту или недостоверность сведений в товаросопроводительных документах. По общему правилу перевозчик не несет ответственности за достоверность документов и сведений в них, за исключением количества грузовых мест и маркировки груза. При этом целесообразно указать в договоре, кто оформляет документы, кто несет ответственность за их неполноту или недостоверность, регламентировать риски наступления вероятных убытков.

2. Ответственность за крепление груза на загрузке. В соответствии с законодательством крепление груза осуществляется грузоотправителем. На перевозчика возлагается обязанность контроля за креплением груза. В договорах встречаются условия о возложении обязанностей по креплению груза на экспедитора или клиента, выступающего грузополучателем. В реальности ни один, ни второй субъект не могут это исполнить лично или возложить исполнение данного обязательства на иное лицо, ввиду чего целесообразно возлагать обязанность осуществлять крепление груза на грузоотправителя. Кроме того, на основании подп. с) п. 4 ст. 18 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если утрата или повреждение груза являются следствием особых рисков: обработка, погрузка, размещение или выгрузка груза грузоотправителем, грузополучателем или лицом, действующим от имени грузоотправителя или грузополучателя.

3. Ответственность за общий перегруз и перегруз на ось. Ответственность за перегруз как общий, так и на ось несет перевозчик, и именно на него контролирующими органами налагаются штрафные санкции. Во избежание подобных ситуаций рекомендуем регламентировать в заявке на перевозку (договоре) порядок распределения ответственности сторон за крепление груза при перевозке.

4. Ответственность за непредоставление транспортного средства (срыв загрузки). Стороны, как правило, устанавливают срок, до истечения которого допустимо отказаться от выполнения перевозки без наложения штрафных санкций. Для привлечения к ответственности за срыв загрузки необходимо документальное доказательство данного факта: сторнированная заявка, подтверждение прибытия транспортного средства в место загрузки (карта простоя, данные из системы слежения за транспортным средством), переписка через документально утвержденные адреса электронной почты или мессенджеры.

5. Ответственность перевозчика за опоздание на загрузку. Ответственность за данное нарушение возможна при указании в заявке конкретных времени и даты загрузки.

6. Ответственность за простой на границе при досмотре. Нередки случаи досмотра груза при прохождении границы, при этом его проведение может занять несколько дней. В связи с этим считаем целесообразным в договорах (заявках) регламентировать права, обязанности и ответственность сторон именно при данных обстоятельствах и помимо нормативов срока простоя на загрузке (разгрузке) и таможенном оформлении рекомендуем прописывать норматив простоя при досмотре на границе и соразмерное увеличение сроков доставки груза.

Форс-мажор

Важным составным элементом договоров являются положения о форс-мажоре. Законодательство Республики Беларусь не содержит понятия «форс-мажор». Вместе с тем п. 3 ст. 372 ГК устанавливает, что, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Условие о форс-мажоре, как правило, формулируется сторонами следующим образом: «Ни одна из сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему договору, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (включая, но не ограничиваясь): стихийные бедствия, наводнения, пожары, землетрясения, забастовки, локауты, вооруженные конфликты, возникшие после заключения договора. Информация о наступлении форс-мажорных обстоятельств должна быть подтверждена компетентными органами страны, где эти обстоятельства произошли». Перечень обстоятельств форс-мажора в договоре может быть закрытым (указан конкретный список обстоятельств и иные в качестве форс-мажорных не признаются) или открытым (как указано выше, «включая, но не ограничиваясь»). Ситуация с эпидемией COVID-19 показала, что при заключении долгосрочных договоров перечень обстоятельств форс-мажора предпочтительнее делать открытым. Рекомендуем также указывать в договоре организацию, которая засвидетельствует наступление форс-мажорных обстоятельств.

Такие обстоятельства, как эпидемия COVID-19 и ряд иных, могут стать причиной закрытия границ, введения ограничений перемещения, дополнительных мер проверки и контроля, что окажет влияние на выполнение обязательств по доставке груза и сроки их выполнения, ввиду чего рекомендуем включать в договор пункт следующего содержания: «Перевозчик (экспедитор) освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, вызванную ограничениями или запретами на движение по территории соответствующих стран. Подтверждением данного факта является информация с официальных сайтов государственных органов соответствующих стран из сети Интернет».

С внесением в 2020 г. изменений в Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 №  226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании и валютном контроле) у участников рынка перевозок появились новые основания, которые могут повлечь непредотвратимые заблаговременно последствия. Так, например, новая редакция ст. 7 Закона о валютном регулировании и валютном контроле «Введение валютных ограничений» предусматривает возможность установления запрета на проведение валютных и валютно-обменных операций, лимитов на объемы, количество и сроки проведения валютных и валютно-обменных операций, требования получения специальных разрешений Национального банка на проведение валютных операций.

Новая редакция Закона о валютном регулировании и валютном контроле вступит в силу с 9 июля 2021 г. В этой связи считаем необходимым к перечню форс-мажорных обстоятельств в договоре относить также введение валютных ограничений.

Таким образом, несмотря на регламентацию национальным законодательством и международными нормами основных положений об ответственности экспедитора и перевозчика, в процессе оказания услуг (осуществления перевозки) возникают случаи, не регламентированные нормами права, которые следует закрепить и урегулировать в договоре или заявке.

2566 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Установлен порядок формирования фонда инновационного развития технопарка и порядок освобождения технопарка или его резидента-ЮЛ от уплаты налога при УСН и налога на прибы...
1409
• • •
Несмотря на то, что большинство субъектов хозяйствования уже научились проверять контрагентов и работать по предоплате, предусмотреть все риски в текущей экономической си...
№ 5 май 2022
2548