Вы на портале

С какого момента договор на перевозку пассажиров считается заключенным?

С 23 января 2018 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17.07.2017 № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"». Основные изменения затронули сферу международных грузоперевозок, однако часть изменений касается сферы перевозок пассажиров — как внутриреспубликанских, так и международных. До новой редакции Закона момент заключения договора законодательно не был урегулирован. Разберемся, что изменилось и как эти изменения повлияют на практику.

Обновлено
Пуп Александр
Пуп Александр

юрист

5761 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Новый порядок осуществления пассажирских перевозок

Для осуществления международных перевозок пассажиров в регулярном сообщении необходимо получить разрешение в Министерстве транспорта Республики Беларусь, предварительно согласовав маршрут международной перевозки. В разрешении отражается не только маршрут, но и график движения по маршруту (расписание) с указанием времени прибытия на остановочные пункты по зимнему и по летнему времени. Изменение маршрута возможно только путем внесения изменений в разрешение.

Международные автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении оформляются формуляром поездки.

Справочно.
Формуляр — это документ, применяемый при выполнении перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении и содержащий список пассажиров, сведения об автомобильном перевозчике, автобусе, его экипаже и маршруте перевозки, по форме, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций (п. 28 Правил).

Основное нововведение касается определения момента заключения договора перевозки с пассажиром. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон об автомобильных перевозках) договор автомобильной перевозки пассажира считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство.

Предыдущая редакция Закона об автомобильных перевозках подобной нормы не содержала, а лишь давала отсылку к ч. 4 п. 29 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее — Правила), согласно которой заключение договора об автомобильной перевозке пассажира удостоверяется билетом или иным документом, предусмотренным законодательством, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Вопрос момента заключения договора законодательно не был урегулирован.

В связи с этим при вынесении решений о взыскании неустойки судебная практика исходила из того, что даже в случае отмены рейса перевозчиком договор перевозки не считается прекращенным и пассажир имеет право на взыскание неустойки до даты прекращения договора перевозки.

Каковы последствия неурегулированности момента заключения договора для перевозчика?

Рассмотрим конкретную ситуацию.

23.11.2017 пассажиром был приобретен билет на международный рейс по маршруту Варшава—Минск с датой отправления 12.12.2017. Рейс был отменен перевозчиком по техническим причинам, о чем пассажир был уведомлен 01.12.2017.

13.12.2017 пассажир обратился к перевозчику за возвратом стоимости неиспользованного билета, стоимости самостоятельно приобретенных у другого перевозчика билетов на рейс по маршруту Варшава — Минск, а также компенсацией морального вреда. Требования пассажира были удовлетворены перевозчиком в добровольном порядке частично в день обращения.

21.12.2017 пассажир обратился с исковым заявлением в суд. От компании-перевозчика пассажир требовал возместить ему стоимость неиспользованных билетов по маршруту Варшава — Минск, неустойку в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), моральный вред, а также расторгнуть договор перевозки.

В силу п. 1 ст. 33 Закона о защите прав потребителей в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования потребитель имеет право:

— на соразмерное уменьшение цены за выполненную работу (оказанную услугу);

— возмещение расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами либо по выполнению работы (оказанию услуги) своими силами или третьими лицами в связи с нарушением исполнителем сроков, предусмотренных договором;

— расторжение договора о выполнении работы (оказании услуги) и возврате уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы.

Требования пассажира суд удовлетворил частично, уменьшив размер заявленной компенсации морального вреда.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

Согласно п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), отдельных этапов выполнения работы (оказания услуги), а также иные сроки, предусмотренные договором, или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать соразмерного уменьшения установленной цены за выполнение работы (оказание услуги);

— расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги).

На основании п. 1 ст. 33 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о соразмерном уменьшении цены за оказанную услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков услуги либо по оказанию услуги своими силами или третьими лицами в связи с нарушением исполнителем сроков, предусмотренных договором, а также о расторжении договора и возврате уплаченной денежной суммы подлежат удовлетворению в течение 7 дней со дня предъявления соответствующего требования.

В п. 242 Правил установлено, что в случае отмены или переноса рейса автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении автомобильный перевозчик или оператор автомобильных перевозок пассажиров по требованию пассажира до начала отправления автобуса возвращает пассажиру стоимость предъявленного разового билета, а также стоимость оплаченных пассажиром дополнительных услуг по предстоящей перевозке.

Под стоимостью дополнительных услуг в данном случае понимаются сопутствующие предстоящей перевозке услуги, например, перевозка багажа, организация питания пассажиров, провоз домашних животных, если они заявлялись как наличествующие при заключении с пассажиром договора перевозки.

Изучив обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что ответчик возместил истцу стоимость самостоятельно приобретенного им билета и необоснованно отказал в возврате стоимости неиспользованного билета, приобретенного в компании ответчика, в нарушение требования законодательства, а именно п. 242 Правил.

Также суд решил удовлетворить требования истца в части расторжения договора перевозки и взыскания в пользу истца стоимости неиспользованных билетов.

Кроме того, суд признал обоснованными требования истца о взыскании в его пользу неустойки в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о защите прав потребителей. Неустойка была взыскана за весь период действия договора перевозки (с 01.12.2017 до даты вынесения судом решения о расторжении договора перевозки).

Таким образом, поскольку договор перевозки был расторгнут в судебном порядке, истцом была взыскана сумма неустойки за весь период его действия.

В настоящее время практика по данному вопросу должна измениться. На сегодняшний день, поскольку договор перевозки считается незаключенным до момента посадки пассажира в автобус, основания для расторжения договора в судебном порядке при отмене рейса перевозчиком у пассажира отсутствуют, равно как и право на взыскание неустойки за неисполнение договора перевозчиком.

5761 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме