Секьюритизация: новые возможности на финансовом рынке

Секьюритизация — это финансирование специальной финансовой организацией инициатора (инициаторов) под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций.

Обновлено
Дроздова Евгения

заместитель начальника отдела регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь

4657 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)»

Дата вступления в силу: 01.07.2018

Для кого важно: Для банков, лизинговых компаний, микрофинансовых организаций, предприятий реального сектора экономики


Для чего принят Указ?

Основные цели принятия Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» (далее — Указ) — создание правовых условий для финансирования субъектов хозяйствования посредством использования программ секьюритизации, обеспечения полноты правового регулирования отношений в данной сфере, а также определение полномочий по государственному регулированию указанной деятельности.

Речь идет не о корректировке действующего законодательства, а о комплексном урегулировании правоотношений, связанных с внедрением на финансовом рынке нового вида операций — секьюритизации, а также с деятельностью новых субъектов — специальных финансовых организаций (далее — СФО) и специализированных депозитариев (далее — спецдепозитарий).

Справочно.
Специальная финансовая организация — акционерное общество, созданное для осуществления операций секьюритизации.
Специализированный депозитарий — депозитарий, прошедший в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь, государственную аккредитацию на осуществление деятельности специализированного депозитария.

Что такое секьюритизация?

Секьюритизация — это финансирование специальной финансовой организацией инициатора (инициаторов) под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций.

В Положении о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утвержденном Указом (далее — Положение), закреплена схема классической (внебалансовой) секьюритизации. Так, СФО приобретает у инициатора (например, банка, предприятия, лизинговой компании и др.) права (требования) по денежным обязательствам его должников (выделенным активам) на основании договора уступки прав (цессии), эмитирует облигации, а средства от размещения облигаций передает инициатору взамен на право требования по выделенным активам. Получаемые суммы по выделенным активам, выплачиваемые должником, СФО использует для исполнения обязательств по эмитированным ею облигациям и покрытия иных расходов.

Вследствие уступки прав (требований) при секьюритизации к СФО переходит право требования:

  • основного денежного обязательства должника перед инициатором;
  • процентов и иных платежей, связанных с основным денежным обязательством должника, не уплаченных на дату уступки права (требования);
  • по правам, обеспечивающим исполнение обязательства должника по уступленным правам (требованиям), в том числе по праву залогодержателя по договору о залоге.

Заключение договора уступки прав (требований) обязательно при эмиссии облигаций СФО.

Положением предусматривается ограничение объема выпуска облигаций СФО лимитами, устанавливаемыми в зависимости от стоимости выделенных активов и их вида.

Определена возможность СФО приобретать права (требования) только у инициатора — коммерческой организации при сформированном уставном фонде, заявленном в уставе (учредительном договоре).

Цель создания СФО — проведение секьюритизации, иные виды предпринимательской деятельности запрещены. Предусмотрено обязательное проведение ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности СФО. Для реорганизации (за исключением преобразования в акционерное общество другого вида) или ликвидации СФО (за исключением ликвидации по решению суда, рассматривающего экономические дела, или регистрирующего органа) необходимо получить согласие Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь.

Контроль и государственное регулирование в сфере секьюритизации возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. В случае нарушений при проведении секьюритизации и осуществлении деятельности СФО будут применяться общие положения, в том числе касающиеся нарушений на рынке ценных бумаг.

Какие виды секьюритизации существуют?

Положением предусмотрены два варианта проведения секьюритизации:

1) при секьюритизации, совершаемой путем эмиссии СФО облигаций с одновременным приобретением ею у инициатора (инициаторов) прав (требований), оплата приобретаемых прав (требований) осуществляется за счет средств, полученных от размещения облигаций;

2) при секьюритизации, совершаемой путем приобретения СФО у инициатора (инициаторов) прав (требований) с последующей эмиссией облигаций, оплата приобретаемых прав (требований) осуществляется за счет собственных и (или) заемных средств СФО, а средства от размещения облигаций направляются на возврат займа.

Для чего нужны выделенные активы?

Выделенные активы в рамках Положения представляют собой права (требования) по денежным обязательствам, приобретенные СФО у инициатора (инициаторов) по договору (договорам) уступки требования при секьюритизации, поступления СФО по правам (требованиям), финансовые активы, приобретаемые СФО за счет поступлений по правам (требованиям) и приобретенным финансовым активам, поступления по приобретенным финансовым активам и от отчуждения таких финансовых активов.

Справочно.
Секьюритизация не предполагает прощение долга (должник продолжит погашать задолженность не первоначальному кредитору, а СФО).

При недостаточности денежных средств, входящих в состав выделенных активов, за счет которых осуществляется исполнение обязательств по облигациям, СФО исполняет указанные обязательства за счет иных собственных средств, в том числе заемных средств (кредитов), а также за счет обеспечения исполнения обязательств по данному выпуску облигаций, предоставленного СФО в соответствии с решением о выпуске облигаций и проспектом эмиссии.

Отметим, что секьюритизация не предназначена для реструктуризации проблемной задолженности (так как в выделенные активы включается задолженность, генерирующая стабильные денежные потоки, переправляемые СФО для выплат по эмитированным облигациям).

Каков порядок учета и хранения выделенных активов?

Функции по учету и хранению выделенных активов переданы спецдепозитарию, осуществляющему такой учет и хранение в особом порядке.

Справочно.
Передать на хранение выделенные активы по всем сделкам СФО может только одному спецдепозитарию на основании заключенного с ним договора.

Выделенные активы каждой СФО должны учитываться и храниться обособленно от собственного имущества спецдепозитария, иного имущества, учет и (или) хранение которого он осуществляет, в том числе от выделенных активов других СФО. Выделенные активы, за счет которых СФО осуществляет исполнение обязательств по одному выпуску облигаций, должны учитываться и храниться обособленно от иных выделенных активов этой СФО, относящихся к другой операции секьюритизации.

Справочно.
Депозитарий — юридическое лицо, осуществляющее депозитарную деятельность при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

Спецдепозитарий также участвует в обеспечении соблюдения СФО требований законодательства по распоряжению выделенными активами: он дает свое согласие на такое распоряжение.

Функции спецдепозитария возлагаются на депозитариев при наличии у них государственной аккредитации. Деятельность спецдепозитария является исключительной, но может совмещаться с банковской деятельностью, осуществляемой на основании соответствующего специального разрешения (лицензии).

Каковы риски и выгоды для сторон?

Основные риски при секьюритизации несут СФО и инициатор. Секьюритизация предполагает передачу СФО рисков, связанных с неисполнением должником обязательств перед инициатором. Инициатор рискует в размере упущенной выгоды только в том случае, если полученные в результате секьюритизации денежные средства он не сможет использовать (например, инвестировать или ссудить) на более выгодных условиях, чем переуступленные права (требования).

Выгода для СФО заключается в возможности приобрести права (требования) с дисконтом (при этом чем выше риск неплатежей по уступленным правам (требованиям), тем больше будет дисконт) и в последующем (при погашении должником задолженности в полном объеме) получить сумму большую, чем данная организация заплатила за приобретенные права (требования). Кроме того, СФО вправе инвестировать временно свободные денежные средства, входящие в состав выделенных активов, и получать дополнительную прибыль от таких инвестиций. Выгода для инициатора заключается в возможности снизить риски, улучшить структуру активов, повысив их ликвидность, и инвестировать (ссудить) полученные денежные средства на более выгодных условиях.

Резюме.
Секьюритизация позволит:
1) урегулировать взаиморасчеты, получать денежные средства для кредитования и модернизации предприятий;
2) улучшить структуру банковских активов;
3) повысить доступность кредитных ресурсов;
4) стимулировать развитие рынка ценных бумаг.

4657 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме