Вы на портале

СЭЗ на территории Республики Беларусь (по состоянию на январь 2021 года)

Свободные экономические зоны (далее – СЭЗ) как институт рыночной экономики занимают особое место в правовой системе Республики Беларусь. Сегодня каждый областной центр Беларуси может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору привлекательные условия для инвестирования на территории СЭЗ.

Остановимся подробнее на том, что такое СЭЗ, чем регулируется их деятельность и какие льготы они предоставляют.

Осипов Олег
Осипов Олег

Директор УП «Антикризисное управление»

6460 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Регулирование

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ установлены:

— Законом Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З «О свободных экономических зонах» (далее — Закон);

— Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» (далее — Указ № 114);

— Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» (далее — Указ № 262);

— Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010).

В качестве резидента СЭЗ могут быть зарегистрированы только юридические лица и ИП Республики Беларусь с местом нахождения в границах данной зоны, заключившие с администрацией СЭЗ договор об условиях деятельности.

Справочно
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют 6 СЭЗ:
— «Брест»;
— «Минск»;
— «Гомель-Ратон»;
— «Витебск»;
— «Могилев»;
— «Гродноинвест».

Правовой режим СЭЗ

Закон определяет специальный правовой режим СЭЗ как совокупность правовых норм, предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Привлекательность специального правового режима в СЭЗ для потенциального инвестора заключается прежде всего в особом режиме налогообложения – специальном порядке исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Следует отметить, что из-под действия специального правового режима СЭЗ изъяты следующие виды деятельности:   

— общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, торговая и торгово-закупочная деятельность, операции с ценными бумагами;

— реализация товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;

— деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.

Обязательным условием применения специального правового режима является получение резидентом сертификата продукции (работ, услуг) собственного производства.

Важно!
Порядок и условия отнесения продукции (работ, услуг) к продукции собственного производства определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817 «Об утверждении Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства». 

Запрещенные виды деятельности на территории СЭЗ

На территории СЭЗ запрещено осуществление отдельных видов деятельности (ст. 5 Закона):

— производство, хранение, реализация, ремонт оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов к оружию, взрывных устройств, а также производство, хранение, реализация взрывчатых веществ;

— производство, переработка, хранение, обезвреживание, реализация радиоактивных и иных опасных материалов;

— оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров;

— посев, выращивание, переработка, хранение, реализация культур, содержащих ядовитые вещества;

— производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;

— производство табачных изделий;

— изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

— лотерейная деятельность;

— подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;

— лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения, и т.д.

Налогообложение

Для резидентов СЭЗ НК установлен особый режим налогообложения, отличный от режима на остальной территории Беларуси.

Так, особый режим налогообложения распространяется на реализацию резидентами СЭЗ:

— за пределы Беларуси иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;

— за пределами Беларуси иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;

— товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам;

— за пределы Беларуси иностранным юридическим (физическим) лицам товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ, в случае, если такая реализация осуществлена на основании договоров комиссии, поручения, если резидент СЭЗ и комиссионер (поверенный), иное аналогичное лицо являются участниками одного холдинга. При этом комиссионер (поверенный), иное аналогичное лицо не может являться одновременно нерезидентом Республики Беларусь и резидентом СЭЗ.

Особый режим налогообложения резидентов СЭЗ включает в себя следующие льготы по налогам и обязательным платежам, подлежащим уплате резидентами СЭЗ.

Налоговые льготы

Ввиду большого объема остановимся на самых интересных льготах, доступных резидентам СЭЗ:

— прибыль, полученная от реализации товаров (работ и услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль;

— освобождаются от «ввозного» НДС товары, изготовленные резидентами СЭЗ с использованием иностранных товаров (ввезенных в рамках свободной таможенной зоны) и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, при производстве товаров с использованием импортного сырья, ввезенного без уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС, и дальнейшей реализации этих товаров на внутренний рынок такие товары не будут облагаться НДС, но будут облагаться ввозными таможенными пошлинами как иностранные товары;

— резиденты СЭЗ освобождены от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ;

— арендная плата не взимается за земельные участки резидентов СЭЗ (расположенные в границах зоны), предоставленные после регистрации в качестве резидентов для строительства объектов, но не более 5 лет с даты регистрации;

— освобождаются от земельного налога земельные участки резидентов СЭЗ независимо от их целевого назначения, расположенные в границах СЭЗ (за некоторым исключением).

Таможенное регулирование

На территории СЭЗ для ее резидентов создаются свободные таможенные зоны (СТЗ).

Таможенная процедура СТЗ — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары происхождения стран-участников ЕАЭС — статус товаров ЕАЭС. Товары, изготовленные из иностранной продукции и помещенные под таможенную процедуру СТЗ или с их использованием, приобретают статус иностранных. Однако если таможенная процедура завершается вывозом таких товаров за пределы ЕАЭС, то их статус определяется на основании критерия достаточной переработки товаров и подтверждается соответствующим заключением.

Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, может выступать резидент СЭЗ.

Товары могут находиться под таможенной процедурой СТЗ в пределах срока функционирования соответствующей СЭЗ, за исключением случаев, когда лицо, поместившее товары под указанную процедуру, утрачивает статус резидента или принято решение о прекращении применения таможенной процедуры СТЗ на территории соответствующей зоны.

6460 Shape 1 copy 6Created with Avocode.