Программа структурных реформ в Беларуси на 2016–2020 гг. будет представлена общественности в середине октября.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь впервые принял постановление о практике применения судами законодательства, регулирующего оказание международной правовой помощи по уголовным делам.
В Беларуси разработан проект закона о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающий внедрение института медиации в уголовный процесс.
Субъектам предпринимательства, заключившим договор на установку, обслуживание, снятие средства контроля налоговых органов, разрешено эксплуатировать кассовое оборудование без средства контроля налоговых органов в пределах 4 месяцев по истечении сроков, установленных в подп. 2.6 п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 24.09.2015 № 801/19).
Госкомимущество разрабатывает проект изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь». Документ уточнит понятие «исполнитель оценки», права и обязанности исполнителя оценки,
а также ряд вопросов, связанных с правами и ограничениями на проведение независимой оценки.
В 2016 г. планируется расширить контроль над трансфертными ценами, использовать метод распределения прибыли для определения налоговой базы по налогу на прибыль при наличии взаимосвязи между проверяемыми сделками и другими сделками, обязать плательщиков представлять в налоговый орган информацию о сделках со взаимозависимыми лицами и резидентами оффшорных зон.
Российская Ассоциация корпоративного коллекторства подготовила методические рекомендации о том, как не допускать просроченной дебиторской задолженности. Рекомендации будут переданы субъектам товаропроводящих сетей.
Нацбанк продлил до 29 января 2016 г. ранее принятое решение о приостановлении действия лицензии ЗАО «Норд Европеан Банк» на осуществление ряда банковских операций.
В рубрике использованы материалы информационных агентств, пресс-служб Президента Республики Беларусь, министерств и ведомств.
Правовой мониторинг
В Беларуси планируется создать институт обязательной оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов (далее — НПА), затрагивающих интересы бизнеса. Соответствующие меры предусмотрены в проекте указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4».
Положения, устанавливающие обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, предлагается выявлять в проектах НПА.
На протяжении не менее 3 лет после вступления в силу НПА планируется проводить мониторинг их эффективности, на основании которого будет выноситься решение о дальнейшем применении НПА, их пересмотре или отмене.
Не оставлены без внимания и технические нормативные правовые акты. Так, предлагается законодательно закрепить включение в них норм, содержащих только технические требования к объектам технического нормирования, а также проведение обязательной юридической экспертизы ТНПА до их утверждения и введения в действие.
Правовой мониторинг принятых решений, в том числе ненормативных правовых актов, по вопросам экономической деятельности, гарантий неприкосновенности частной собственности предлагается на постоянной основе проводить государственным органам с привлечением объединений субъектов предпринимательской деятельности.
Крайние меры
В результате взаимодействия белорусской и российской прокуратур вопросы возврата дебиторской задолженности предприятиям Беларуси стали постепенно решаться. Об этом сообщил журналистам Генеральный прокурор Александр Конюк по итогам состоявшегося у Президента Республики Беларусь совещания.
Вопросами внешней дебиторской задолженности не случайно поручено заниматься прокуратуре. «С одной стороны, это работа руководителей предприятий, — сказал Генеральный прокурор. — Но, к сожалению, проблема в том, что нынешняя внешняя дебиторская задолженность имеет криминогенную, коррупционную составляющую. Поэтому по поручению Президента прокуратура помимо своих основных задач занимается данным вопросом».
Баланс интересов
Законопроект «О государственно-частном партнерстве» (далее — ГЧП) следует доработать с учетом положений Модельного закона для государств — участников СНГ «О публично-частном партнерстве». Такую рекомендацию высказали на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике эксперты Делового консультативного совета по государственно-частному партнерству Европейской экономической комиссии ООН.
Закон о ГЧП позволит создать правовое поле для инфраструктурных проектов в таких сферах, как коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обслуживание, образование, культура, электросвязь и т.д. Речь идет о проектах, которые отличаются высокой стоимостью, зачастую низкой доходностью, длительным сроком окупаемости и соответственно значительными рисками для инвесторов, что затрудняет привлечение частных инвестиций без определенной поддержки государства. Выходом из положения является законодательно закрепленный механизм ГЧП, обеспечивающий баланс интересов и рисков.
Палата представителей приняла проект закона о ГЧП в первом чтении.
Еще один реестр
С 1 октября 2015 г. действуют новые требования в сфере обращения с отходами потребления (Указ Президента Республики Беларусь от 08.07.2015 № 314). Задолженность перед оператором вторичных материальных ресурсов взыскивается на основании исполнительной надписи нотариусов; изменился перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров.
Кроме прочего, определены условия выплаты компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров, отходов упаковки и многооборотной стеклянной упаковки.
Одним из условий является регистрация в реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки. Порядок регистрации в реестре определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.09.2015 № 778.
Либеральный план Нацбанка
Нацбанк Беларуси рассматривает возможность либерализации валютного законодательства, в том числе снижения обязательной продажи валютной выручки субъектами хозяйствования. Об этом сообщил журналистам Первый заместитель Председателя Нацбанка Тарас Надольный в ходе банковского форума, передает БелТА.
С 1 января 2017 г. в соответствии с договором о ЕАЭС предусмотрена полная отмена обязательной продажи валютной выручки субъектами хозяйствования, разрешительной системы по капитальным валютным операциям. «Поэтому Национальный банк Беларуси продумывает шаги по подготовке к такого рода действиям», — пояснил Т. Надольный.
При этом Первый зампред Нацбанка подчеркнул: несмотря на то, что согласно документу у Беларуси есть право в некоторых случаях сохранять обязательную продажу валютной выручки, страна не планирует этим активно пользоваться.
Назначения
Президент Республики Беларусь назначил:
ПОЛЯК Людмилу Сергеевну — судьей экономического суда Минской области;
ШПИЛЕВСКУЮ Екатерину Александровну — судьей экономического суда г. Минска.