Soft skills для успеха консультанта в юридическом бизнесе

В последнее время среди работодателей наблюдается тенденция оценки как профессиональных компетенций кандидатов — hard skills («тяжелые» навыки), так и их поведенческих навыков — soft skills («мягкие» навыки).

Обновлено
Сычевская Олеся

HR-менеджер адвокатского бюро «РЕВЕРА»



4436 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Hard skills — это знания и навыки, необходимые для выполнения конкретной работы. Они приобретаются посредством получения образования, прохождения учебных программ, тренингов, семинаров. Это, как правило, навыки, наличие которых можно определить и, что немаловажно, легко оценить при помощи различных методик, тестов и интервью уже в процессе приема кандидата на работу. Например, указание в резюме о наличии у кандидата сертификата о прохождении семинаров в области правового регулирования сделок с недвижимостью позволяет предположить, что данный юрист является экспертом в этой области, прохождение теста и интервью подтверждает эти предположения, а успешная реализация задач и проектов свидетельствует о том, что сотрудник действительно обладает данными hard skills.

Гораздо сложнее обстоит дело с «мягкими» навыками — soft skills. В трактовке Оксфордского словаря «мягкие» навыки — это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Soft skills гораздо труднее приобрести и развивать, по ним отсутствуют программы обучения в классических учебных заведениях, по крайней мере, в традиционном их понимании. Их также гораздо сложнее измерить и оценить при подборе кандидатов.

Список soft skills достаточно обширен, общие из них включают в себя коммуникацию, творческое мышление, трудовую этику, совместную работу, построение отношений, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивацию, гибкость, решение проблем, критическое мышление, разрешение конфликтов.

Soft skills и бизнес: какая связь?

Какие «мягкие» навыки в наибольшей степени нужны людям, работающим в сфере оказания профессиональных услуг, результатом деятельности которых является довольный клиент? Что должно происходить во взаимодействии, для того чтобы клиент: 

1) был доволен вашей услугой;

2) вернулся к вам; 

3) рекомендовал вас своим друзьям и партнерам?

Долго думать над ответом в данном случае не приходится — прежде всего важны качество сервиса и люди, которые кроме выполнения непосредственно прямого запроса также могут формировать отношения, позволяющие клиенту не просто регулярно обращаться за нужной ему услугой, а доверять свои большие и маленькие, простые и сложные возникающие проблемы и в один момент стать постоянным и надежным партнером.

«Мягкие» навыки важны для успеха нанимателя. Почти каждая работа требует, чтобы сотрудники каким-то образом взаимодействовали друг с другом. Еще одна причина, по которой наниматели ищут претендентов с «мягкими» навыками, состоит в том, что кандидаты, которые ими обладают, являются очень адаптируемыми сотрудниками. Кроме того, поскольку soft skills приобретаются со временем, жизненным и трудовым опытом, люди с развитыми soft skills воспринимаются как имеющие уникальный и широкий кругозор, который может привнести изменения в бизнес и помочь ему работать более эффективно.

Soft skills «инхаус» vs консультант

Проанализируем, что важно для юриста, работающего в консалтинге, а что — для его коллеги-«инхауса». Но прежде чем провести оценку и выявить эти различия между «мягкими» навыками юристов, предлагаем разобраться, чем отличаются некоторые функции и задачи представителей юридической профессии упомянутых двух сфер.

Сравниваемый параметр
Юрист-«инхаус»
Юрист-консультант
Влияние на бизнес-процессы
С точки зрения процессов, происходящих в компании, деятельность носит обслуживающий характер для бизнеса и, как правило, не несет добавочной стоимости

«Хедлайнер» бизнеса, участник основного процесса. Двигает компанию вперед, является представителем доходообразующего подразделения в компании, непосредственно влияет на прибыльность и успешность бизнеса

Управление персоналом/участие в проектах
В зависимости от размера компании возможно развитие вертикальной карьеры до уровня топ-менеджера компании с функциями руководства подчиненным отделом/сотрудниками и возможным участием во внутренних проектах компании в роли, предусмотренной потребностью конкретного проекта
Постоянное курирование и обучение младших сотрудников, одновременное ежедневное участие и управление несколькими проектами и рабочими группами сотрудников на регулярной основе, изменение выполняемой роли в зависимости от конкретного проекта (руководитель, исполнитель, эксперт и т.д.)

Клиенты
Только один клиент — компания-наниматель. Взаимодействие с клиентами компании происходит на уровне отстаивания интересов компании-нанимателя. Основная задача — выстроить отношения с собственником (руководителем), а не клиентами
Много клиентов. В одновременной проработке у юриста-консультанта может находиться несколько десятков проектов. Обеспечение высокого уровня сервиса, жесткое соблюдение сроков реализации задач, выстраивание доверительной коммуникации — задачи по степени важности на одном уровне с качеством предоставления профессиональной услуги

Личный бренд
Не имеет как таковой ценности для «инхауса»
Построение личного бренда — одна из приоритетных задач консультанта. Компания, имеющая в штате сотрудников, являющихся признанными экспертами на рынке, усиливает свои позиции, может привлечь более перспективных клиентов


Исходя из вышеописанной специфики деятельности, начнем формировать набор «мягких» навыков юриста-консультанта:

Soft skills*
Юрист-«инхаус»
Юрист-консультант
Управление собственным временем (time management) — умение самостоятельно выстраивать свой рабочий процесс
Грамотное планирование рабочего дня повышает эффективность работы «инхауса», но не является определяющим для оценки ее результативности
Основная задача — научиться за меньшее количество времени делать больше, без потери качества выполнения работы для клиентов и качества внутрикорпоративных коммуникаций. Обилие проектов, постоянная работа в условиях многозадачности, скорость изменения внешней среды — все это при неумелом планировании времени приводит к стрессу и выгоранию. Поэтому необходимо не только знать инструменты и технологии тайм-менеджмента, но и умело внедрять их в ежедневную практику. «Биллинг», или учет времени — основное требование рабочего процесса юридического бизнеса

Способность говорить (ability to speak)
Требуется на уровне способности грамотно говорить, выстраивать коммуникацию с коллегами, подрядчиками, госорганами
Многоуровневый skill. Включает в себя способность быстро налаживать коммуникацию, умело участвовать в нетворкинге, выстраивать бизнес-отношения. Этот навык получает развитие при переходе на следующий уровень — уровень публичных выступлений. Способность вести самостоятельно сложные переговоры при осуществлении сделок на стороне своего клиента и отстаивать его интересы является третьей ступенью

Способность к управлению проектами (project management)
Если юрист-«инхаус» является руководителем подразделения, то скорее необходим навык управления людьми и способность к выполнению основных управленческих функций руководителя. В других случаях позиция исполнителя не требует обязательного развития этого навыка
Успешный консультант в рамках своей деятельности должен быть способен руководить проектами любого уровня сложности (причем одновременно несколькими). По мере роста сложности проектов кроме навыков распределения и постановки задач появляются навыки бюджетирования проектов, оценки их эффективности, привлечения команд для реализации, постоянного получения обратной связи и оценки уровня удовлетворенности

* В таблице собрана информация, полученная автором опытным путем, в процессе выполнения задач по рекрутингу. Добавлен анализ наличия soft skills Мурашко Елены, руководителя корпоративной практики, прошедшей путь от стажера до партнера за период 8 лет, и Богданова Дениса, руководителя практики строительства и недвижимости, который за 7 лет работы стал ассоциированным партнером. Также использованы данные интервью старшего юриста практики строительства и недвижимости Анискевич Анны, которая имеет 10-летний стаж работы юристом (из них первые 5 лет — юристом-«инхаусом», а затем — консультантом).

Если юрист-консультант обладает тремя приведенными навыками, то у него, кроме глубокой правовой экспертизы, есть главная способность — развивать продажи услуг, предоставляемых компанией. Пожалуй, на наш взгляд, это одно из ключевых отличий между важными soft skills двух направлений юридической деятельности. Выбор же направления для развития своей профессиональной карьеры зависит от собственных желаний и приоритетов, а благодаря внутренней мотивации к достижению своих целей можно добиться успеха в любом из них.

4436 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •
Привлекать или не привлекать? Такой выбор предстоит нанимателю, выявившему дисциплинарный проступок работника. Если нарушение несерьезное и не хочется портить с работник...
Трудовые споры и привлечение работника к ответственности