Вы на портале

Составляем раздел договора перевозки груза «Форс-мажор». Какие условия необходимо прописать?

Приступая к составлению договора перевозки груза, юрист, как правило, первым делом открывает имеющиеся в распоряжении правовые базы либо интернет-ресурсы в поисках подходящей формы договора, не желая тратить время на изобретение велосипеда, то есть договора, который уже давным-давно кем-то был написан и неоднократно испробован в перевозке тысяч тонн груза. Однако подобный усредненный вариант подходит далеко не всем. Профессиональные перевозчики, занимающиеся перевозкой грузов различной категории, маршрут которых, как правило, проходит через несколько стран, имеют необходимость регулирования отношений такой перевозки на достаточно проработанном уровне. То есть должны учитываться отношения сторон перевозки при возникновении различных ситуаций, в том числе внештатных, с учетом международного законодательства.

Попробуем разобрать один из разделов договора перевозки, именуемый в большинстве случаев «Форс-мажор». Сложившаяся практика международных отношений показывает, что прогнозируемые внештатные ситуации стороны относят именно в этот раздел.

Фадеева Инна
Фадеева Инна

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

Фадеев Сергей
Фадеев Сергей

Адвокат Минской областной специализированной консультации «Судебная защита. Бизнес и Хозяйство»

4004 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Форс-мажор. Критерии определения

Согласно определению, данному В.Г. Гавриленко («Капитал. Энциклопедический словарь»), форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства  это чрезвычайные обстоятельства, которые являются непреодолимыми для фирмы-контрагента и лишают ее возможности выполнить свои обязательства по договору (контракту). К форс-мажору относятся такие непредвиденные причины невыполнения контрактов, как стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, лесные пожары и др.), войны, правительственные запреты.

То есть это некое событие:

— находящееся вне контроля любой из сторон договора;

— влияющее на возможность выполнения стороной договора своих обязательств.

В ГК об обстоятельствах непреодолимой силы упомянуто всего трижды: в подп. 1 п. 1 ст. 203, п. 3 ст. 372 и п. 1 ст. 749.

Статья 203 ГК устанавливает случаи, приостанавливающие течение срока исковой давности (в том числе форс-мажор). Статья 749 ГК относится к регулированию пассажирских перевозок и, следовательно, в рамках настоящего материала интереса не представляет, в отличие от ст. 372 ГК.

Согласно п. 3 ст. 372 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Нормативного определения перечня форс-мажорных обстоятельств в законодательстве Республики Беларусь авторам установить не удалось.

Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» определено, что при применении п. 3 ст. 372 ГК хозяйственные суды должны учитывать, что к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам (обстоятельствам непреодолимой силы), вследствие которых лицо не исполнило обязательство либо исполнило его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. То есть нормативно закреплены подходы для определения судами обстоятельств, не являющихся форс-мажорными.

Главное, что нужно понимать при определении квалификации того или иного события в качестве форс-мажора, – это разграничение непреодолимой силы и обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или избежать при должной степени осторожности.

Исходя из имеющейся судебной практики основные критерии разделения обстоятельств на форс-мажорные и не относящиеся к таковым сводятся к следующим принципам:

1. Чрезвычайность подразумевает под собой исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. То есть пожар, как явление природного (или техногенного) характера, нарушающий транспортное сообщение между территориями, не является обычными условиями осуществления перевозки и не может быть ожидаем перевозчиком при принятии груза к перевозке, в отличие, скажем, от поломки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия, которые непосредственно связаны с эксплуатацией транспортных средств, являются разумно предвидимыми и квалифицируются как профессиональные риски перевозчика.

2. Непредотвратимость подразумевает под собой наличие действия обстоятельств для любого участника гражданского оборота, осуществляющего аналогичную деятельность, с одинаковыми последствиями. То есть наводнение в равной степени непредотвратимо для всех перевозчиков, находящихся в моменте на этой территории, и влечет в равной степени невозможность осуществления перевозки, в отличие, скажем, от сложных погодных условий (снегопад, обледенение), нарушающих сроки прохождения транспортных средств.

Ответственность за нарушение обязательств по договору. Нормативное регулирование

Полагаем, что рассмотрение вопроса об освобождении от ответственности за нарушение обязательств будет неполным без рассмотрения самой ответственности. Итак, ответственность за нарушение обязательств закреплена прежде всего в ГК, в соответствии со ст. 364 которого должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, установленными ст. 14 ГК.

Согласно ст. 365 ГК за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства может быть предусмотрена неустойка. В этом случае убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Основания ответственности за нарушение обязательств предусмотрены ст. 372 ГК, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 372 ГК).

В большинстве случаев международная автомобильная перевозка грузов происходит на основании письменного договора (международной товарно-транспортной накладной «СMR») и, соответственно, основным нормативным документом, регулирующим порядок ее осуществления, а также вопросы ответственности перевозчика, как правило, является Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 1956 г.) (далее — Конвенция).

В силу п. 1 ст. 17 Конвенции перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки.

Вопросы утраты или повреждения груза в настоящем материале мы не рассматриваем и сосредоточимся на просрочке его доставки или полной невозможности исполнения обязательств по доставке.

Согласно ст. 19 Конвенции считается, что имела место задержка доставки, если груз не был доставлен в оговоренный срок или, при отсутствии оговоренного срока, если с учетом обстоятельств, в которых осуществлялась перевозка, а в частности в случае частичной погрузки, с учетом времени, требуемого для выполнения полной погрузки в нормальных условиях, фактическая продолжительность перевозки превышает время, необходимое при обычных условиях для выполнения перевозки добросовестным перевозчиком.

Срок доставки, равно как и посуточный размер неустойки, как правило, стороны определяют в заявке на перевозку. При этом ответственность перевозчика возникает на основании п. 5 ст. 23 Конвенции, согласно которому в случае задержки доставки, если лицо, предъявляющее претензию, докажет, что причиненный ему ущерб был понесен в результате такой задержки, перевозчик обязан возместить ущерб, размер которого не может превышать стоимости перевозки.

Таким образом, в рассматриваемых случаях, ответственность наступает при наличии следующих 3 факторов

1) задержка доставки груза;

2) наличие ущерба у грузополучателя;

3) наличие причинно-следственной связи между задержкой перевозчиком доставки и возникновением ущерба у грузополучателя.

Необходимо понимать, что бремя доказывания, в отличие от ситуации, связанной с нарушением срока доставки груза (подачи транспортного средства к загрузке-выгрузке), будет лежать на грузополучателе, а общий размер предъявляемых требований не может превышать суммы фрахта.

Таким образом, в случае, если присутствует возможность просрочки перевозчиком срока доставки в связи с ограничениями, установленными для перемещения транспорта, на основании непредвиденных обстоятельств, полагаем, целесообразным будет предусмотреть в договоре перевозки соответствующее положение об освобождении перевозчика от ответственности по признакам форс-мажорных обстоятельств.

Является ли закрытие границ форс-мажором?

Учитывая возникшие реалии, связанные с эпидемиологической обстановкой, необходимо отметить, что сам по себе рост числа граждан, заразившихся вирусной инфекцией, на определенной территории не может являться форс-мажорным обстоятельством при исполнении условий договора перевозки. В качестве форс-мажора в теории можно рассматривать закрытие пересечения границ определенного государства и/или введение ограничительных мер, проводимых в рамках государственных программ по борьбе с COVID-19. К ограничительным мерам могут быть отнесены решения государственных и местных органов управления, постановления правительств, в том числе направленные на ограничение поставок, свободное перемещение товаров и рабочей силы или закрытие границ.

Разберем подробнее возможность квалификации вышеуказанного ограничения пересечения перевозчиком границы при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов как форс-мажора.

В подобных случаях основанием для освобождения перевозчика от ответственности, в том числе за задержку в доставке груза, является п. 2 ст. 17 Конвенции, в силу которого перевозчик освобождается от ответственности, если задержка произошла по причине обстоятельств, избежать которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.

Согласно п. 1 Типовой оговорки о форс-мажоре Международной торговой палаты (публикация МТП № 421 E) сторона не признается ответственной за неисполнение какого-либо из своих обязательств, если она докажет:

— что такое неисполнение явилось результатом препятствия, находящегося вне ее контроля;

— что от нее нельзя было разумно ожидать в момент заключения контракта принятия во внимание данного препятствия или его последствий для исполнения контракта;

— что она не могла разумно избежать или преодолеть такое препятствие или по крайней мере его последствия.

Таким образом, полагаем, что ключевыми критериями для определения текущей эпидемиологической ситуации, связанной с ограничением автомобильных перевозок грузов, в качестве форс-мажорных обстоятельств можно выделить два критерия:

1) события находятся вне контроля перевозчика;

2) указанные события нельзя было предвидеть при принятии груза к перевозке (заключении договора перевозки).

При этом в соответствии со ст. 17 Конвенции бремя доказывания форс-мажорных обстоятельств будет лежать на перевозчике.

Процедура доказывания подразумевает не только ссылки на общеизвестные факты, но и предоставление письменных доказательств, исходящих от официально уполномоченных органов. Например, органом, свидетельствующим действия обстоятельств непреодолимой силы на территории Республики Беларусь, является Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП).

Для начала процедуры свидетельствования наличия обстоятельств непреодолимой силы в БелТПП заявитель обращается с письменным заявлением, содержащим: дату и номер договора, наименование исполненных ненадлежащим образом обязательств, хронологию действий сторон, а также указание на событие, послужившее причиной ненадлежащего исполнения обязательств, с обязательным приложением заверенной копии договора и документов, опосредующих ход исполнения обязательств.

Альтернативными форс-мажорному сертификату способами доказывания действия форс-мажорных обстоятельств может являться получение подтверждающих документов от официальных государственных органов, принявших решение о введении ограничительных мер, связанных с пандемией и послуживших основанием для несвоевременного исполнения обязательств.

Пример формулировки раздела «Форс-мажор» в договоре

Раздел договора перевозки груза, относящийся к действию обстоятельств непреодолимой силы, может содержать следующие условия:

1. Ни одна из сторон не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если их исполнение стало невозможным вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). 

2. К обстоятельствам непреодолимой силы стороны договорились относить в том числе следующие: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, пожары и иные чрезвычайные ситуации природного характера, квалифицируемые в качестве стихийного бедствия в соответствии с национальным законодательством страны, на территории которой имело место действие указанное обстоятельство), эпидемии (пандемии) в части реализации мер противоэпидемического характера, влияющих на порядок и режим осуществления перевозок грузов, техногенных аварий и катастроф, войн и военных действий, забастовок, эмбарго, террористических актов, решений государственных органов, прямо или опосредованно влияющих на режим осуществления перевозок грузов.

3. Сторона, для которой стало невозможным исполнение своих обязательств по настоящему договору, должна незамедлительно, но не позднее 72 часов с момента возникновения (прекращения) сообщить другой стороне о начале (прекращении) действия обстоятельств непреодолимой силы, воспрепятствовавших исполнению обязательств по настоящему договору, путем направления соответствующего уведомления посредством электронной почты. Неуведомление или несвоевременное уведомление о наступлении действия обстоятельств непреодолимой силы лишает права сторону, для которой стало невозможным исполнение обязательств по настоящему договору, ссылаться на указанные обстоятельства как на основания освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору.

4. Для подтверждения действия обстоятельств непреодолимой силы сторона, которая на них ссылается, не позднее 5 дней с момента направления уведомления о наступлении действия обстоятельств непреодолимой силы направляет посредством электронной почты второй стороне документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорный сертификат либо иной документ, исходящий от компетентных государственных органов, подтверждающих наступление обстоятельств, послуживших основанием для нарушения исполнения обязательств). Неисполнение обязательств, указанных в настоящем пункте, лишает права сторону, для которой стало невозможным исполнение обязательств по настоящему договору, ссылаться на указанные обстоятельства как на основания освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору.

5. В случае продолжения действия форс-мажорных обстоятельств более 15 дней подряд стороны имеют право одностороннего отказа от исполнения настоящего договора.

Резюме.
Таким образом, при правильном осуществлении алгоритма действий, связанных с форс-мажором (не только пандемическим), перевозчик сможет обоснованно избежать применения к нему штрафных санкций, связанных с нарушением срока доставки принятого к перевозке груза.

4004 Shape 1 copy 6Created with Avocode.