Суть спора
Истец в 2015 г. в рамках некоммерческого проекта изготовил серию фотографий, которые разместил с указанием своего авторства на личной странице в социальной сети. В 2018 г. одна из фотографий данной серии была использована в рекламе акции, проводимой сетью розничных магазинов. Рекламная кампания сети магазинов проводилась различными способами: в сети Интернет на официальном сайте розничной сети; в сети Интернет в социальных сетях «ВКонтакте» и «Instagram» (реклама размещалась как в официальном аккаунте сети магазинов, так и в аккаунтах конкретных магазинов в отдельных городах); путем направления рекламы на телефонные номера пользователей посредством мессенджера Viber; на плакатах, размещавшихся в некоторых магазинах; на рекламных листовках, которые раздавались посетителям магазинов розничной сети.
Рассмотрим, на что необходимо обратить внимание при подготовке искового заявления для защиты авторских прав на произведения, размещенные в сети Интернет, а также что входит в предмет доказывания по таким делам и какими доказательствами может обосновываться позиция истца.
Подготовка искового заявления
При подготовке искового заявления о защите авторских прав необходимо в первую очередь установить, является ли предполагаемый истец надлежащим правообладателем произведения. В описываемом случае истец самостоятельно создал серию фотографий, не передавал никому исключительные права на фотографию, поэтому не было оснований сомневаться в том, что он является надлежащим истцом.
Справочно.
Открытый перечень возможных способов использования произведения установлен в ст. 16 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах».
Необходимо четко определить произведение, права на которое защищаются истцом, например, путем описания произведения в иске или приложив оригинал либо копию данного произведения.
Кроме того, в исковом заявлении нужно указать, какими способами ответчик допустил незаконное использование произведения и какие конкретно права были нарушены (имущественные и личные неимущественные). Применительно к рассматриваемой ситуации истец в исковом заявлении указал, что ответчики (2 ответчика) использовали произведение следующими способами:
1) при размещении рекламных материалов в сети Интернет (на сайте, в соцсетях, посредством мессенджера Viber) имело место иное сообщение для всеобщего сведения (размещение на сайте в сети Интернет) и воспроизведение произведения (поскольку ответчики осуществляли постоянное или временное хранение произведения в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе);
2) применительно к размещению рекламных плакатов имело место воспроизведение произведения (так как плакаты с фотографией были изготовлены и растиражированы для размещения в магазинах), а также публичный показ (поскольку плакаты были фактически размещены в торговых объектах, на стеклах витрин торговых объектов);
3) в части рекламных листовок помимо воспроизведения произведения и публичного показа имело место также распространение (поскольку листовки раздавались потенциальным потребителям в магазинах, то есть осуществлялся переход права собственности на листовки).
Кроме того, ответчики своими действиями по внесению изменений и дополнений в фотографическое произведение и его использованию без указания имени автора нарушили принадлежащие истцу личные неимущественные права — право на имя и право на неприкосновенность произведения.
Специальные способы защиты исключительных прав определены ст. 989 ГК. Кроме этого, возможно применение общих способов защиты, которые установлены ст. 11 ГК, если применение этих способов не противоречит сути исключительных прав на произведение. Также ст. 56 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает право правообладателя потребовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 до 50 000 базовых величин. Истец вправе запросить компенсацию за каждый факт нарушения. В случае нарушения неимущественных прав автор вправе требовать также компенсации морального вреда.
Предмет доказывания
1. Авторство истца на произведение. Cо стороны истца были представлены и исследованы в судебном заседании следующие доказательства авторства:
— свидетельские показания лиц, являвшихся моделями для проведения фотосъемки, а также лиц, которые помогали в организации съемки. Свидетели пояснили, что фотосъемку (включая и фотографию, права на которую защищались) осуществил истец;
— экземпляры произведения на бумажном и цифровом (диск CD-R) носителях. Из свойств файла была установлена дата съемки (что соответствовало показаниям свидетелей), а также модель фотокамеры (истец представил документы о приобретении данной модели фотокамеры). В качестве косвенного доказательства истец приобщил остальные фотографии, созданные в рамках этой фотосъемки;
— информация о первом опубликовании произведения в социальной сети на странице истца с указанием его имени как автора фотографии. Скриншоты страниц данной социальной сети были представлены истцом, также в судебном заседании был произведен осмотр социальной сети, результаты которого были зафиксированы путем изготовления скриншотов страниц.
При доказывании авторства возможно также предоставление и иных доказательств.
Справочно. Фотографы часто фотографируют в raw-формате (необработанные изображения), затем обрабатывают фотографии и сохраняют их в общепринятых форматах. Наличие raw-файлов может свидетельствовать об авторстве на фото.
2. Доказывание фактов размещения рекламных материалов с фотографией истца. В исковом заявлении истец указывал, что ответчики допустили незаконное использование произведения путем распространения его в Интернете на официальном сайте сети магазинов, в различных аккаунтах социальных сетей «ВКонтакте» и «Instagram», а также посредством мессенджера Viber.
Согласно ст. 178 ГПК доказательствами являются любые сведения о фактах, входящих в предмет доказывания, полученные в результате использования в установленном кодексом и иными законами порядке средств доказывания. Истец в исковом заявлении в качестве доказательств размещения информации в сети Интернет приложил скриншоты интернет-страниц. Однако к моменту рассмотрения спора рекламные материалы на данных страницах уже отсутствовали. Забегая вперед, отметим, что истец смог доказать не все факты распространения рекламных материалов, поскольку предоставленные скриншоты суд посчитал недопустимым доказательством. В решении суд, в частности, указал, что изготовленные истцом скриншоты страниц аккаунтов в социальных сетях, где содержится изображение его фотографического произведения, суд не может признать допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку достоверность содержащихся в них сведений оспаривалась представителями ответчиков и эти скриншоты не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 192 ГПК, согласно которой размещенная в сети Интернет информация является доказательством при условии ее получения в установленном законодательством порядке и надлежащего оформления.
Порядок получения и оформления письменных доказательств регламентирован, в частности, ч. 1 ст. 234 ГПК и ст. 54, 111 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в силу которых лица, имеющие основания опасаться, что представление необходимых для них доказательств станет впоследствии невозможным или затруднительным, могут ходатайствовать перед судом об обеспечении этих доказательств как до, так и после возбуждения дела в суде.
До возбуждения дела в суде обеспечение письменных доказательств также может производиться нотариусами, которые осуществляют осмотр этих доказательств, в том числе общедоступной информации, размещенной в сети Интернет.
Результаты осмотра фиксируются путем составления протокола осмотра письменных доказательств.
Выводы:
1. При подготовке искового заявления о защите авторских прав на произведения, размещенные в сети Интернет, необходимо:
— установить, является ли предполагаемый истец надлежащим правообладателем произведения;
— определить произведение, права на которое защищаются истцом;
— указать в исковом заявлении, какими способами ответчик допустил незаконное использование произведения и какие конкретно права были нарушены (имущественные и личные неимущественные).
2. В предмет доказывания по делу о защите авторских прав на произведения, размещенные в сети Интернет, входят:
— доказывание авторских прав истца на произведение;
— доказывание фактов размещения ответчиком рекламных материалов с фотографией истца в сети Интернет.
3. При сборе доказательств особое внимание следует уделить порядку оформления скриншотов интернет-страниц. При оформлении скриншотов необходимо помнить, что обеспечение письменных доказательств может производиться нотариусами, которые осуществляют осмотр этих доказательств, в том числе общедоступной информации, размещенной в сети Интернет, а затем результаты осмотра фиксируют путем составления протокола осмотра письменных доказательств.
От редакции:
В следующем номере мы рассмотрим, какие факты по данному делу доказывал истец и принял во внимание суд, а также какое суд принял решение.