Судебная экспертиза при банкротстве должника
При рассмотрении в судах дел о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей часто возникают вопросы, получение ответов на которые требует специальных знаний в области экономики.
При рассмотрении в судах дел о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей часто возникают вопросы, получение ответов на которые требует специальных знаний в области экономики.
Одна из основных проблем определения действительных обстоятельств банкротства – сложность и многообразие затрагиваемых общественных отношений и аспектов деятельности должников. Это требует изучения значительного количества материалов, имеющих свою специфику в каждой сфере деятельности, разобраться в которых и получить ответы на вопросы, интересующие кредиторов, суд или других заинтересованных лиц, может помочь проведение судебной экспертизы.
По делам о банкротстве чаще всего возникает необходимость разобраться в вопросах, которые относятся к проблематике судебной экономической экспертизы как системного документального исследования экономических (учетных, финансовых, производственно-экономических) и хозяйственных составляющих деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках процессуального законодательства. С помощью судебной экспертизы могут быть получены ответы на вопросы о платежеспособности должников, о причинах их банкротства, о наличии или отсутствии оснований для признания сделок недействительными, привлечения виновных лиц к уголовной или субсидиарной ответственности, о возможности восстановления платежеспособности.
Экономическая экспертиза включает расчет значений показателей, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость должника, анализ их изменения в динамике и определение соответствия нормативным или рекомендуемым значениям.
Вопросы, связанные с определением финансового состояния и платежеспособности должников, – основные и наиболее часто встречающиеся при рассмотрении дел об экономической несостоятельности (банкротстве). Это связано с тем, что понятия экономической несостоятельности и банкротства в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) основаны на определении положения должника как неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер.
Основная цель назначения экспертизы – определение наличия оснований для открытия конкурсного производства, которые установлены ст. 84 Закона. Кроме того, анализ финансового состояния и платежеспособности должника как часть более широкого исследования выполняется при проведении экспертизы по определению причин банкротства, наличия или отсутствия признаков криминального банкротства, обоснованности планов санации.
Экспертиза финансового состояния и платежеспособности должника согласно ч. 5 ст. 125 Закона также может быть проведена для определения целесообразности назначения санации либо продления ее срока по делам о банкротстве градообразующих и приравненных к ним организаций, государственных (с государственной долей) организаций.
Определение финансового состояния и платежеспособности должников регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» и Инструкцией о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206.
Технически анализ и оценка платежеспособности являются несложными, однако при проведении такой работы часто возникают трудности, связанные с неполным наличием бухгалтерской отчетности или ее недостоверностью. Это требует определения: соответствия данных бухгалтерской отчетности должника данным его бухгалтерского учета; подтверждения фактического наличия активов и обязательств; правильности отражения в бухгалтерском учете и отчетности состава и стоимости активов, собственного капитала и обязательств. Исследуются данные бухгалтерского учета и отчетности должника с использованием методов формальной, арифметической, логической, нормативной и взаимной проверки.
При выявлении недостоверности данных бухгалтерской отчетности определяется степень влияния установленных несоответствий на получение выводов о платежеспособности или неплатежеспособности должника, характере (видах) неплатежеспособности и сроках их возникновения. Если выявленные несоответствия влияют на выводы, но могут быть устранены, анализ проводится по скорректированной отчетности при обязательном указании об этом, причинах и характере проведенных корректировок. Если несоответствия не могут быть устранены экспертом, анализ проводится по представленной отчетности при обязательном указании о выявленных обстоятельствах и возможном их влиянии на выводы, либо эксперт делает вывод о невозможности дачи заключения или получения ответа по соответствующему вопросу.
Один из альтернативных вариантов – проведение исследования по данным бухгалтерского учета должника (при отсутствии сведений об их недостоверности) либо по скорректированным данным бухгалтерского учета (при возможности осуществления таких корректировок экспертом). При этом описываются источники и способы получения данных, содержание проведенных корректировок.
Еще одна особенность экспертизы финансового состояния и платежеспособности должника заключается в том, что при установлении дат (периодов) наступления неплатежеспособности или изменения ее характера нельзя ограничиваться анализом значений показателей только за 4 квартала до последней отчетной даты, необходимо идти в прошлое до тех пор, пока не будут определены даты (периоды) наступления неплатежеспособности или изменения ее характера.
При проведении экспертизы финансового состояния и платежеспособности в целях определения наличия оснований для открытия конкурсного производства может возникать необходимость определения наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности должника, как это установлено абз. 4 ст. 84 Закона. При этом, исходя из понятия неплатежеспособности согласно ст. 1 Закона, определение наличия этих иных обстоятельств осуществляется путем сравнения стоимости активов должника (с определением достоверности сведений об их наличии и учетной оценке, иных особенностей) и величины его обязательств (с определением достоверности сведений об их наличии и величине).
При определении возможности восстановления платежеспособности должника по плану санации расчет значений показателей осуществляется по плановым данным. Поэтому при экспертизе особое внимание уделяется обоснованности данных, приведенных в прогнозном бухгалтерском балансе (проектно-балансовой ведомости), их увязке с другими финансово-экономическими расчетами плана санации.
Для установления причин банкротства проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника, определяются даты (периоды), когда происходили переходы от лучшего к худшему состоянию, а также устанавливаются причины неблагоприятного изменения значений показателей на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности должника.
Основная цель назначения экспертизы – определение наличия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности лиц, совершавших сделки или иные действия, которые привели к банкротству должника. Кроме того, в ходе исследования по данному направлению могут быть выявлены сделки, в отношении которых ст. 109, 110, 113, 114 Закона установлены специальные основания для признания их недействительными.
Поскольку признаком банкротства является неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, для определения причин банкротства выясняется, как изменялось финансовое состояние и когда наступило состояние неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, признанное впоследствии как юридический факт решением суда.
Снижение платежеспособности и финансовой устойчивости (увеличение неплатежеспособности и финансовой неустойчивости) субъектов хозяйствования происходит вследствие ухудшения структуры активов (снижения их ликвидности) либо источников финансирования активов (увеличения доли заемных средств, в том числе их краткосрочной части) и (или) неэквивалентного изменения величин активов и обязательств: большего уменьшения активов в сравнении с уменьшением обязательств или уменьшения активов при неизменных обязательствах; большего увеличения обязательств в сравнении с увеличением активов или увеличения обязательств при неизменных активах; уменьшения активов при росте обязательств.
Деятельность должника исследуется за те периоды, в которых происходили переход от платежеспособности к неплатежеспособности или негативные изменения характера неплатежеспособности. Выявляются факторы, действия и сделки, негативно повлиявшие на величину доходов и приведшие к росту расходов, вызвавшие неблагоприятные изменения соотношения активов и обязательств. Следует отметить, что это одно из самых сложных и объемных исследований, так как оно часто охватывает длительный период и затрагивает все стороны деятельности должника.
Кроме того, в ходе проведения экспертизы по определению причин банкротства могут быть выявлены обстоятельства, связанные с несоблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, налогового законодательства, законодательства о хозяйственных обществах и других нормативных правовых актов, которые могут быть значимыми при определении оснований для привлечения к субсидиарной ответственности лиц, имевших право давать обязательные для должника указания либо имевших возможность иным образом определять его действия.
Исследование включает проведение анализа финансового состояния, платежеспособности и финансово-хозяйственной деятельности должника.
Порядок проведения исследования установлен Инструкцией о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещения убытков кредитору, а также подготовке экспертных заключений по этим вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.12.2012 № 107 (далее – Инструкция).
Основная цель назначения экспертизы – определение наличия оснований для привлечения к уголовной ответственности лиц, владевших или управлявших должником, в соответствии со ст. 238-241 Уголовного кодекса Республика Беларусь (далее – УК). Кроме того, в ходе исследования по этому направлению могут быть также выявлены сделки, в отношении которых Законом установлены специальные основания для признания их недействительными.
Все деяния, квалифицируемые этими статьями УК как преступления, объединены несколькими общими признаками:
– связаны с неплатежеспособностью должника: состоянием неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер (ст. 238, 239, 241 УК), либо созданием или увеличением неплатежеспособности (ст. 240 УК);
– имеют умышленный характер;
– влекут причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.
Однако при проведении экспертизы вопросы наличия или отсутствия умысла и ущерба (как и его величины), а также целей, которые преследовались при совершении сделок, действий (бездействии) не рассматриваются, поскольку не относятся к компетенции эксперта. При определении наличия или отсутствия признаков криминального банкротства эксперт определяет наличие или отсутствие:
– - состояния неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, либо возникновения или увеличения неплатежеспособности должника и время (даты, периоды) возникновения этих состояний с учетом особенностей такого исследования в связи с возможной недостоверностью бухгалтерской отчетностью;
– ряда иных обстоятельств, указанных в Инструкции применительно к каждому виду банкротства.
Определение наличия или отсутствия признаков ложного банкротства сводится к установлению наличия или отсутствия факта представления должником при подаче в суд заявления о своем банкротстве недостоверных сведений, создающих представление о его неплатежеспособности, тогда как в действительности он платежеспособен.
При определении наличия или отсутствия признаков преднамеренного банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору проводятся:
– выявление сделок, не соответствующих требованиям законодательства, направленных на уменьшение стоимости имущества должника либо на увеличение размера платежных обязательств к должнику;
– расчет значений коэффициентов платежеспособности и оценка платежеспособности, а также расчет величины чистых активов должника;
– анализ сделок должника, заключенных на заведомо невыгодных условиях (перечень таких сделок приведен в п. 17 Инструкции), повлекших существенное (понятие существенности определено п. 16 Инструкции) изменение значений коэффициентов платежеспособности, а также величины чистых активов.
Определение наличия или отсутствия признаков сокрытия банкротства сводится к установлению фактов представления должником недостоверных сведений, создающих представление о его платежеспособности, тогда как в действительности он неплатежеспособен.
Одна из проблем исследования – ориентация Инструкции на финансовые коэффициенты и динамику их изменения. Но анализ значений показателей, которые могут быть основаны на недостоверной отчетности, не должен подменять выявление фактов или событий, действий или бездействия, повлекших создание или увеличение неплатежеспособности. Выяснение таких обстоятельств и их влияния на платежеспособность должника является одной из важнейших задач при определении наличия (отсутствия) признаков криминального банкротства.
Экспертизы по определению наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору и по определению причин банкротства, несмотря на разные цели, имеют значительное сходство между собой по объектам и периодам исследования, увязке выявленных обстоятельств с влиянием на снижение платежеспособности (увеличение неплатежеспособности) должника.
Определение обоснованности плана включает в себя анализ финансового состояния и платежеспособности, имущественного положения, деловой активности должника, а также определение соответствия формы, структуры и содержания плана установленным требованиям, достоверности отчетных и обоснованности плановых данных, правильности финансово-экономических расчетов.
Основная цель назначения экспертизы – определение наличия оснований для введения (продления) санации или предоставления должнику возможности завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.
Анализ и оценка финансового состояния и платежеспособности, имущественного положения, финансовых результатов и эффективности деятельности должника проводятся, чтобы получить представление о его экономическом потенциале. При отсутствии сомнений в достоверности бухгалтерской отчетности (постановки соответствующего вопроса судом), оценка финансового состояния и платежеспособности выполняется с учетом следующих обстоятельств:
– анализ целесообразно проводить поквартально за период не менее 2-3 лет для выявления тенденций с учетом сезонных или иных колебаний;
– для получения более полной информации следует использовать не только бухгалтерскую, но и государственную статистическую отчетность, пояснения к бухгалтерской отчетности, расшифровки внереализационных доходов и расходов, регистры бухгалтерского учета.
Определение обоснованности плана санации проводится на основе анализа и оценки: формы, структуры и содержания плана санации; соответствия мер, предложенных в плане санации, действующему законодательству; правильности и обоснованности расчетов, представленных в плане санации; показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности и финансовое состояние должника, достижение которых планируется обеспечить.
Официальные требования к форме плана санации установлены только для отдельных категорий должников, однако, поскольку это официальный документ, на титульном листе должно быть наименование должника, грифы согласования (при необходимости такого согласования) и утверждения с указанием лиц (органов), совершивших их, фамилий и инициалов или наименований, подписей и дат.
Хотя структура и содержание планов санации для многих категорий должников нормативными правовыми актами не определены, при планировании следует придерживаться Рекомендаций по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.10.2006 № 186, и Методических рекомендаций по осуществлению мероприятий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и проведению процедур экономической несостоятельности (банкротства), утвержденных приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 06.04.2016 № 43.
Структура и содержание плана санации должны быть аналогичны структуре и содержанию бизнес-плана развития, но учитывать необходимость осуществления изменений, направленных на существенное повышение эффективности деятельности должника по всем направлениям. Одно из основных отличий плана санации от бизнес-плана развития состоит в том, что целью санации является восстановление платежеспособности и поэтому важнейшие целевые показатели относятся к группе финансовых коэффициентов (платежеспособность и финансовая устойчивость), а не финансовых результатов. Особенности планирования санации проявляются в значительной степени в содержании финансовых разделов планов, в которых помимо расчетов и форм проектного бухгалтерского баланса, прибылей и убытков, денежных потоков проводятся расчеты и составляются дополнительные формы, такие как реестр требований кредиторов, график погашения требований кредиторов с учетом очередности.
Один из исследуемых вопросов – соответствие плана санации действующему законодательству по форме, содержанию и предлагаемым мерам (ст. 121, 125, 126 Закона), а также нормам, регламентирующим особенности санации отдельных категорий должников, вопросы распоряжения имуществом и др. Кроме того, предлагаемые меры и расчеты должны соответствовать законодательству о предпринимательской деятельности, о бухгалтерском учете и отчетности, о налогах и налогообложении и т.д.
Правильность и обоснованность расчетов, представленных в плане санации, определяется путем их арифметической и логической проверки, а также проверки наличия всех необходимых расчетов, источников данных и их взаимной увязки. Сравнение отчетных и планируемых показателей, представленных в описательной части и расчетах плана санации, с данными бухгалтерской и государственной статистической отчетности позволяет установить достоверность исходных данных, расчетов и других сведений плана. Проверяется вся цепочка финансово-экономических расчетов, приводящих к получению показателей, которые характеризуют планируемые результаты финансово-хозяйственной деятельности и финансовое состояние должника.
Исследование этих аспектов плана санации позволяет прийти к выводам о его обоснованности или необоснованности, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и осуществления им расчетов с конкурсными кредиторами в установленные сроки.