В целях свободного движения товаров в экономических и таможенных союзах важны единые требования к качеству и безопасности продукции (работ, услуг). Не является исключением и Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). Поэтому вопросы технического регулирования определяются как на уровне законодательства ЕАЭС, так и на уровне национального законодательства.
Единый перечень продукции в ЕАЭС
Согласно ст. 51 Договора о ЕАЭС (далее — Договор) техническое регулирование в рамках ЕАЭС базируется в том числе на следующих принципах:
1) установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
2) установление единых обязательных требований в технических регламентах ЕАЭС или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС.
В настоящий момент действует Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 526 (далее — Единый перечень).
Кроме того, в ст. 52 Договора определено, что технические регламенты ЕАЭС или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в Единый перечень. При этом государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень.
Однако из этого правила имеется и исключение. Так, в силу п. 3 Протокола о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (Приложение № 9 к Договору) особенности технического регулирования, оценки соответствия, стандартизации и аккредитации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к охраняемой в соответствии с законодательством государств-членов иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства и иных действий в отношении указанных объектов устанавливаются законодательством государств-членов.
На национальном уровне Указом Президента Республики Беларусь от 20.07.2016 № 278 «О мерах по обязательному подтверждению соответствия» определено, что при отсутствии введенных в действие (вступивших в силу) технических регламентов Республики Беларусь, Таможенного союза или ЕАЭС и при необходимости принятия оперативных мер государственного регулирования Совет Министров Республики Беларусь вправе вводить обязательное подтверждение соответствия в отношении объектов соответствия путем включения их в перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Иерархия техрегламентов
В настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводится обязательная оценка соответствия продукции требованиям технических нормативных правовых актов:
1. На международном уровне:
1) технические регламенты ЕАЭС (далее — ТР ЕАЭС);
2) технические регламенты Таможенного союза (далее — ТР ТС).
Согласно п. 2 ст. 99 Договора решения Евразийской экономической комиссии (которыми утверждены ТР ТС), действующие на дату вступления в силу Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей Договору. Следовательно, ТР ТС применяются наравне с ТР ЕАЭС и имеют такую же юридическую силу;
3) Единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 № 620 (далее — Перечень № 620).
Справочно.
В соответствии с п. 2 Примечаний к Перечню № 620 продукция, не включенная в указанный перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно национальному законодательству государств — членов ЕАЭС.
2. На национальном уровне:
1) технические регламенты Республики Беларусь.
Сейчас в Республике Беларусь действуют следующие технические регламенты:
- «Единицы измерений, допущенные к применению на территории Республики Беларусь» (ТР 2007/003/BY);
- «Банковская деятельность. Информационные технологии. Информационная совместимость программных и программно-технических средств платежной системы» (ТР 2008/009/BY);
- «Неавтоматические весоизмерительные приборы. Основные требования» (ТР 2008/012/BY);
- «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY);
- «Минеральные удобрения. Безопасность» (ТР 2010/014/BY);
- «Корма и кормовые добавки. Безопасность» (ТР 2010/025/BY);
- «Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность» (ТР 2013/027/BY);
2) Перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849. Формы сертификата соответствия и декларации о соответствии определены Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.07.2017 № 61 (далее — Правила № 61).
Обязательная оценка соответствия продукции требованиям вышеперечисленных документов осуществляется до выпуска ее в обращение.
Справочно.
Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС (Республики Беларусь — в части национальных документов, устанавливающих необходимость проведения обязательной оценки (подтверждения) соответствия) в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Сертификация и декларирование
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах обязательной сертификации либо декларирования соответствия.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» сертификация — это форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям.
В свою очередь декларирование соответствия проводится изготовителем, или уполномоченным изготовителем лицом, или продавцом (поставщиком) в отношении продукции путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательственных материалов и (или) доказательственных материалов, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации. Однако если заявитель по тем или иным причинам не может гарантировать соответствие продукции требованиям технических нормативных правовых актов (например, у него отсутствуют соответствующие доказательства), то он вправе заменить декларирование соответствия сертификацией.
Заметим, что сертификат соответствия (документ, выдаваемый органом по сертификации при успешном прохождении сертификации продукции) или декларация о соответствии (документ, регистрируемый органом по сертификации) в соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294, подлежат представлению таможенным органам при таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией. Однако они не предоставляются:
а) при помещении под таможенные процедуры продукции (товаров):
- бывшей в употреблении (эксплуатации);
- ввозимой (ввезенной) в единичных экземплярах (количествах), преду-смотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов);
- в случаях ее временного размещения на таможенной территории Таможенного союза, за исключением ввозимой (ввезенной) по договорам финансового лизинга;
б) в отношении продукции (товаров):
- ввозимой (ввезенной) физическими лицами для личного пользования;
- помещаемой на временное хранение;
- помещаемой под таможенные процедуры таможенного транзита, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения, специальной таможенной процедуры;
- ввозимой (ввезенной) в качестве припасов.
Конкретный круг заявителей на проведение сертификации при обязательной сертификации или декларирования соответствия в рамках оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов ЕАЭС (Таможенного союза, Республики Беларусь) устанавливается техническими регламентами ЕАЭС (Таможенного союза, Республики Беларусь); в иных случаях — Правилами № 61.
Процедуры сертификации и регистрации декларации о соответствии являются административными процедурами, которые включены в Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Например, в соответствии с п. 1 ст. 11 ТР ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876, при подтверждении соответствия заявителем может быть зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) или продавцом (поставщиком).
При наличии нескольких органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявитель на проведение сертификации (регистрации деклараций о соответствии) вправе обратиться в любой из них по своему выбору (если это сертификация (декларирование соответствия) в рамках оценки соответствия техническим ТР ЕАЭС — в любой орган любой страны ЕАЭС). При этом органы по сертификации, проводящие обязательную сертификацию продукции (регистрацию деклараций о соответствии) в рамках оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов ЕАЭС либо в рамках подтверждения соответствия с выдачей сертификата соответствия по единой форме, должны быть включены в Единый реестр органов по оценке соответствия.
По результатам рассмотрения заявки на сертификацию орган по сертификации определяет основные условия предстоящей сертификации и направляет (передает) информацию о них заявителю. При согласии заявителя с данными условиями между ним и органом по сертификации заключается договор на выполнение работ по сертификации.
Справочно.
Органы по сертификации, а также реестры выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии можно посмотреть по короткой ссылке bit.ly/2yVJjib.
Схемы подтверждения соответствия, применяемые при сертификации (декларировании соответствия), устанавливаются соответствующим ТР Республики Беларусь, ТР ЕАЭС, ТР ТС или Правилами № 61.
Маркировка товара
Продукция, соответствующая требованиям ТР ЕАЭС и ТР ТС и прошедшая установленные процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.
Маркировка производится перед выпуском продукции в обращение на рынок. Форма единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС определена Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения».
Описание и порядок применения знака соответствия ТР Республики Беларусь предусмотрены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2017 № 383.
В свою очередь, применение иных знаков соответствия осуществляется в соответствии с приложениями к Правилам № 61 и ТКП 5.1.08-ОР «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Знаки соответствия. Описание и порядок применения».
В ряде случаев прекращение действия сертификата соответствия или декларации о соответствии ввиду истечения сроков их действия (а не по причинам нарушения требований законодательства) не влечет автоматический запрет на реализацию продукции.
Пример.
Организация-производитель вправе осуществлять реализацию односкоростных асинхронных (индукционных) трехфазных электродвигателей, если истек срок действия декларации о соответствии, в пределах срока службы данного товара.
В соответствии с п. 33 Правил № 61 продукция, произведенная в период действия регистрации декларации о соответствии, зарегистрированной в отношении такой продукции, а также каждая единица (при возможности ее однозначной идентификации) из партии продукции, в отношении которой была принята зарегистрированная декларация о соответствии, может находиться в обращении после прекращения действия регистрации соответствующей декларации о соответствии в пределах определенных сроков службы.
Здесь под идентификацией продукции понимается процедура, посредством которой устанавливают тождественность характеристик сертифицируемой (сертифицированной) продукции признакам, установленным для данного вида (типа) продукции в документах, устанавливающих технические требования, технической документации, информации о продукции.
Ответственность за нарушение требований законодательства в данной сфере установлена ст. 23.11 КоАП и довольно существенна.