Вы на портале

Транспортная экспедиция: изменения в налогообложении

Законом Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), которые вступили в силу с 1 января 2021 г. На какие налоговые последствия стоит обратить внимание при заключении договора транспортной экспедиции, рассмотрим в настоящем материале.

Велишкевич Ольга
Велишкевич Ольга

Юрист-лицензиат

6859 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. Единообразное применение термина для целей налогообложения

С 01.01.2021 в налоговом законодательстве используется понятие «транспортно-экспедиционные услуги» (ч. 1 п. 2 ст. 126, ч. 1 п. 19 ст. 131 НК).

Содержание данного термина, а также состав услуг определены Законом Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Термины гражданского права и других отраслей права применяются для целей НК в тех же значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК (п. 1 ст. 13 НК).

2. Применение нулевой ставки НДС

В ст. 126 (п. 2) НК уточнено, что относится к транспортно-экспедиционным услугам, признаваемым экспортируемыми для применения нулевой ставки НДС.

К экспортируемым транспортно-экспедиционным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, относятся в том числе:

— транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора), если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по установленным Кодексом маршрутам (п. 2 ст. 126 НК).

С 01.01.2021 транспортно-экспедиционные услуги признаются экспортируемыми, если они оказываются:

— только по договору транспортной экспедиции, предусматривающему выполнение экспедитором услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов;

— только клиенту, являющемуся грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором — в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора.

С 2021 г. конкретизировано, какие услуги не относятся к экспортируемым транспортно-экспедиционным услугам, а именно:

вспомогательные услуги, классифицируемые согласно положениям общегосударственного классификатора ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» в категории п. 52.59.20.100, к которым относится электронное предварительное информирование таможенных органов;

 консультационные услуги;

 информационные услуги; 

 услуги по хранению грузов, оказываемые по отдельно заключенному договору, не предусматривающему организацию и (или) обеспечение международной перевозки груза.

Данное ограничение применяется, если эти услуги оказываются экспедитором не в комплексе экспортируемых транспортно-экспедиционных услуг по договору транспортной экспедиции.

Фактически в налоговом законодательстве была закреплена норма, отражающая позицию Министерства финансов Республики Беларусь. По мнению законодательного органа, консультационные и информационные услуги, оказываемые при экспорте транспортной экспедиции, облагаются НДС по ставке 0 %, если они оказываются в составе комплекса экспортируемых услуг транспортной экспедиции (письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 07.10.2020 № 5-1-24/15820 «О налоге на добавленную стоимость»).

Порядок применения нулевой ставки НДС при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров, не изменился. При этом к таким услугам, кроме прочих, относятся услуги таможенных представителей (подп. 1.4 п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК).

3. Налоговое администрирование

3.1. Оформление ЭСЧФ

С 2021 г. также откорректированы основания для применения нулевой ставки экспедитором. Согласно ч. 7 п. 2 ст. 126 НК при заполнении ЭСЧФ для применения нулевой ставки НДС по экспортируемым транспортным услугам должны быть обязательно указаны следующие сведения:

1) дата и номер договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов – дата и номер договора транспортной экспедиции);

2) дата и номер международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедиторов – также дата и номер заявки (задания или иного документа));

3) маршрут перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов – маршрут экспедирования грузов);

4) код вида экономической деятельности по ОКРБ 005-2011 (изменение с 01.01.2021).

3.2. ЭСЧФ по оборотам по возмещению клиентом экспедитору сопутствующих расходов согласно договору транспортной экспедиции

Возмещение указанных расходов не облагается экспедитором НДС. В случае если продавец указал экспедитору суммы НДС по ним в ЭСЧФ и ПУД, то по таким расходам экспедитор выделяет суммы НДС клиенту (п. 11 ст. 130, подп. 2.12.5 п. 2 ст. 115, п. 17 ст. 131 НК). С 2021 г. экспедитор обязан выставить клиенту ЭСЧФ по рассматриваемым возмещаемым расходам не ранее дня передачи возмещаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав и не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем передачи возмещаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 3 п. 5 ст. 131 НК).

Если клиент не уплачивает НДС, нужно ли выставлять ЭСЧФ на Портал? 

Да, нужно. С 2021 г. подп. 8.5 п. 8 ст. 131 НК исключен из действующей редакции. Данная норма позволяла при получении письменного согласия покупателя (клиента) не выставлять в адрес клиента ЭСЧФ по приобретенным им услугам по договору транспортной экспедиции.

4. Подтверждение статуса плательщика НДС

На практике плательщикам — белорусским перевозчикам для получения возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на территории стран Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швеции), необходимо подтвердить статус плательщика НДС на территории Республики Беларусь.

Официальным подтверждением этого статуса является справка, выданная соответствующим белорусским налоговым органом. Факт подтверждения статуса белорусской организации в качестве плательщика НДС удостоверяется справкой, предназначенной для применения на территории иностранных государств. Справка на основании заявления плательщика выдается по установленной форме налоговым органом по месту постановки на учет либо заверяется по форме, установленной в иностранном государстве (п. 7 ст. 136 НК).

О налоге на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

С 2021 г. не включаются в объекты налогообложения доходы иностранных организаций от оказания услуг по представлению груза и документов в таможенные органы, плата за проезд по платным дорогам иностранных государств (подп. 1.1, 1.12.4 п. 1 ст. 189 НК).

6859 Shape 1 copy 6Created with Avocode.