Вы на портале

Указ № 411: налоговые консультанты и точечные изменения налогообложения

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» 

Дата вступления в силу: 07.11.2019 (за исключением некоторых положений)

Цель принятия Указа Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» (далее — Указ № 411) — приведение различных нормативных правовых актов в соответствие с новым НК. Вместе с тем в нем есть ряд новых положений, касающихся как налогообложения, так и статуса налогового консультанта. В развитие данного Указа Министерство по налогам и сборам опубликовало разъяснительное письмо о применении его норм от 18.11.2019 № 2-2-10/02539.

Рассмотрим основные положения и нововведения Указа № 411.

Шпаковский Роман
Шпаковский Роман

ADIT, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

9225 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Лишение налоговых консультантов ограниченной монополии 

Указом № 411 внесены изменения в подп. 1.5 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее — Указ № 388). Закреплено положение, до этого существовавшее в разъяснении МНС, о нераспространении запрета на осуществление налогового консультирования на бухгалтерские компании (лиц, осуществляющих бухгалтерский учет и составление отчетности на основании договора). Таким образом, бухгалтерские компании и ИП могут заниматься деятельностью, аналогичной налоговому консультированию, без наличия в штате аттестованного налогового консультанта.

Изначально Указ № 388 предполагал, что компании без налогового консультанта в штате не вправе будут подавать налоговые декларации и консультировать по вопросам налогообложения. Исключение составляли адвокаты, юристы-лицензиаты и аудиторы. Но в конце 2018 г., когда запрет должен был начать действовать, под давлением бизнес-союзов он не приводился в силу, о чем было уведомление МНС. Указ № 411 оформил фактически действующую ситуацию. С отменой этого ограничения на текущий момент институт налогового консультирования остался без существенного юридического содержания, просто подтверждая опыт и квалификацию консультанта, а также организовывая профессионалов в этой сфере. Единственным видимым отличием является возможность страхования налоговых рисков клиента (штрафы и пеня). Но учитывая законодательно установленную неограниченную ответственность консультанта, схожесть страховки налогового консультанта со страхованием профессиональной ответственности бухгалтеров и пока отсутствие доказательств ее практической пользы для клиентов, ожидаем, что большая часть налоговых консультантов будет работать по договорам на ведение учета.

Также полагаем, что благодаря заинтересованности МНС в развитии института в ближайшее время появятся предложения, как наполнить институт налогового консультирования практическим содержанием.

Расширение сферы деятельности налоговых консультантов

К видам деятельности, которые могут осуществлять налоговые консультанты, добавлено «проведение независимой оценки соблюдения налогового законодательства консультируемыми лицами». Сейчас этот вид деятельности не имеет практического наполнения, проведение указанной оценки не влечет никаких юридических последствий. Вместе с тем в будущем возможна ситуация, когда проведение такой оценки будет приниматься государственными органами, к примеру, вместо проведения налоговой проверки при ликвидации (по аналогии с аудиторским заключением).

Получение и приостановление аттестата налогового консультанта, лишение членства в Палате налоговых консультантов

Изменения коснулись и организационных моментов функционирования налоговых консультантов:

1) для исчисления трехлетнего стажа теперь принимается опыт, в том числе полученный до получения высшего образования;

2) неуплата взносов в Палату налоговых консультантов — основание для лишения членства в Палате и, соответственно, возможности практиковать;

3) можно приостановить действие аттестата на период отпуска по беременности и родам. 

Справочно.
3 года – необходимый стаж работы по специальности для допуска к квалификационному экзамену на получение аттестата налогового консультанта (п. 6 Указа № 388).

Включение поощрительных отпусков в расходы в полном объеме

Дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29), включаются в состав затрат в полном объеме с начала 2019 г. Ранее это считалось прочими нормируемыми затратами (до 1 % от валовой выручки) в соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 171 НК. Это позволит некоторым компаниям включить такие затраты в разряд учитываемых при налогообложении и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль.

Предоставление дополнительных отпусков (за стаж работы, за выработку и т.п.), обязательность которых не установлена, по-прежнему является прочими нормируемыми затратами.

Освобождение от подоходного налога расходов в командировках

Указ № 411 устраняет несогласованность НК и нового Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2019 № 176, при этом добавляя несколько новых льгот:

1. Изменения коснулись возмещения подтвержденных расходов на такси, аренду автомобиля за границей в месте командировки. Теперь указанные возмещения не облагаются подоходным налогом.

2. В случае, если принимающая сторона оплачивает расходы работнику (суточные, проживание и т.п.), данные доходы также не облагаются подоходным налогом.

3. При направлении за границу на обучение льгота по подоходному налогу распространяется на выплаты, аналогичные производимым при командировках.

4. Освобождение от подоходного налога распространяется также на аналогичные выплаты (возмещения) лицам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам, и физическим лицам при выполнении ими функций членов органов управления организаций. Обращаем внимание, что льготы распространяют свое действие с 23.03.2019. Соответственно, если такие выплаты производились, работник имеет право на возврат или зачет удержанного налога.

Кроме рассмотренных вопросов в Указе № 411 также затронут ряд специфичных моментов, в частности порядок предоставления льгот по НДИ* по доходам от определенных облигаций, компенсации водителям и т.п.

Резюме
Подытожим, какие изменения были внесены:
1. Законодательно снят запрет на оказание налоговых консультаций бухгалтерскими компаниями (лицами, осуществляющими бухгалтерский учет и составление отчетности на основании договора).
2. К видам деятельности, которые могут осуществлять налоговые консультанты, добавлено «проведение независимой оценки соблюдения налогового законодательства консультируемыми лицами».
3. Дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые в соответствии с Декретом № 29, включаются в состав затрат в полном объеме с начала 2019 г.
4. Подоходным налогом больше не облагаются некоторые командировочные расходы: на такси, аренду автомобиля за границей в месте командировки, суточные и проживание (если расходы оплачивает принимающая сторона) и т.д.
5. Льготы по командировочным распространяют свое действие с 23.03.2019. Если выплаты производились, работник имеет право на возврат или зачет удержанного налога.

9225 Shape 1 copy 6Created with Avocode.