Вы на портале

Виды юридической ответственности при осуществлении перевозок пассажиров и багажа

Особенности перевозки пассажиров и багажа обусловлены наличием в данных правоотношениях гражданина как заказчика перевозки. В этой связи юридическая ответственность при осуществлении перевозки пассажиров и багажа имеет целью, с одной стороны, обеспечение надлежащей защиты прав и законных интересов граждан, пользующихся услугами транспорта, а с другой стороны — стимулирование перевозчика к надлежащей организации такой деятельности.

Ответственность перевозчика при осуществлении перевозки пассажиров и багажа считаем возможным условно разделить:

а) на публично-правовую (административную и уголовную), которая наступает при нарушении установленных законодательством требований к порядку организации и осуществления перевозки пассажиров и багажа;

б) гражданско-правовую, которая представляет собой ответственность за нарушение перевозчиком обязательств (договорных и внедоговорных), возникающих при перевозке пассажиров и багажа.

Остапюк Константин
Остапюк Константин

Адвокат Адвокатского бюро Евгения Малиновского

7320 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Особенности публично-правовой ответственности при перевозке пассажиров и багажа

Законодательством установлены специальные требования к организации деятельности в области перевозки пассажиров и багажа, поскольку такая деятельность связана с использованием источника повышенной опасности (транспортных средств) и может создать угрозу жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.

Осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа возможно только при соответствии перевозчика установленным требованиям, а в определенных случаях — только после получения предусмотренного законодательством разрешения от компетентного органа.

Например, индивидуальный предприниматель вправе оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом после предоставления соответствующего уведомления в местный исполнительный комитет, юридическое лицо вправе осуществлять междугороднюю перевозку пассажиров в регулярном сообщении только после получения в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь специального разрешения (лицензии). Перевозка пассажиров авиационным транспортом допускается только юридическим лицом, имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного судна, выданный Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Осуществление перевозки пассажиров и багажа без государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в установленном порядке, а также без наличия соответствующего разрешения (лицензии) влечет административную ответственность по ст. 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), санкция которой предусматривает наложение штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения (например, транспортного средства) или с конфискацией до 100 % от суммы дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) с одновременным получением при этом дохода в крупном размере (в тысячу и более раз превышающем размер базовой величины, установленный на день совершения преступления) влечет уголовную ответственность по ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа перевозчики чаще всего привлекаются к ответственности за следующие правонарушения:

— в области предпринимательской деятельности — за правонарушения, предусмотренные главой 13 КоАП, например, по ст. 13.15 КоАП в случае осуществления перевозки пассажиров в отсутствие кассового аппарата;

— против порядка налогообложения — за правонарушения, предусмотренные главой 14 КоАП, например, по ст. 14.4 КоАП в случае «сокрытия» выручки, полученной от перевозки, и неуплаты в связи с этим налогов в полном объеме (при этом в случае уклонения от уплаты сумм налогов, сборов в размере, превышающем 2000 базовых величин, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 243 УК);

— против безопасности движения и эксплуатации транспорта — за правонарушения, предусмотренные главой 18 КоАП, например, по ст. 18.11 КоАП в случае перевозки пассажира, не пристегнутого ремнем безопасности.

Кроме того, за нарушение отдельных правил и требований к осуществлению перевозки пассажиров и багажа установлена ответственность по следующим основаниям:

— ст. 12.19 КоАП — за осуществление перевозки пассажиров и багажа без заключения договора обязательного страхования;

— ст. 18.6 КоАП — в случае осуществления перевозки пассажиров и багажа на водном транспорте с нарушением правил, обеспечивающих безопасность пассажиров при посадке на судно, в пути следования и при высадке с него;

— ч. 6 ст. 18.13 КоАП — в случае нарушения водителем правил перевозки пассажиров;

— ст. 18.26 КоАП — за нарушение водителем автомобиля-такси правил перевозки пассажиров;

— ст. 24.56 КоАП — в случае незаконного ввоза пассажиров, например, не имеющих документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь.

Стоит отметить, что нарушение установленных правил и требований при перевозке пассажиров и багажа может повлечь для перевозчика неблагоприятные последствия в виде крупных штрафов с конфискацией транспортного средства и полученного дохода, а в отдельных случаях может явиться основанием для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность перевозчика при осуществлении перевозки пассажиров и багажа может наступить:

— в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, например, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира (ст. 749 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)), за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа (ст. 750 ГК);

— в случае причинения вреда при осуществлении перевозки, например, в случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира (иному лицу) или его имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия (ст. 933 ГК).

Ответственность перевозчика в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке пассажиров и багажа устанавливается соглашением сторон (например, в заключаемом сторонами договоре перевозки) и законодательством.

Регламентация ответственности перевозчика зависит также от вида транспорта, которым осуществляется перевозка пассажиров и багажа.

Например, главой 18 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 (далее — Правила автомобильных перевозок пассажиров), предусмотрена ответственность автомобильного перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору автомобильной перевозки пассажира, договору фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров, договору об оказании услуг оператора такси (п. 245), за причинение вреда жизни или здоровью пассажира (п. 246). Главой 6 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1196, предусмотрена ответственность перевозчика при осуществлении перевозки железнодорожным транспортом.

Поскольку при осуществлении перевозки пассажиров и багажа заказчиком перевозки выступают граждане, такие правоотношения будут также регулироваться Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), устанавливающим ответственность перевозчика за нарушение прав пассажира.

Следует отметить, что перевозчик не может каким-либо образом ограничить или устранить предусмотренную законодательством ответственность перед пассажиром — любое такое соглашение с пассажиром является недействительным, за исключением случая, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством (п. 2 ст. 747 ГК).

Перевозчик может быть освобожден от гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств при перевозке пассажиров и багажа в следующих случаях:

— если докажет, что неисполнение обязательства имело место вследствие непреодолимой силы или обстоятельств, не зависящих от перевозчика, предвидеть наступление которых он не мог (ст. 372 ГК);

—  если это прямо предусмотрено в законодательных актах, регулирующих правила перевозки пассажиров и багажа;

— в случае, если нарушение обязательства перевозчиком имело место вследствие действий пассажира либо явилось следствием действий пассажира.

Например, автомобильный перевозчик, осуществляющий международную перевозку пассажиров, освобождается от установленной законодательством ответственности за опоздание в пункт прибытия в случае, если такая задержка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправностей автобуса, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозки (п. 251 Правил автомобильных перевозок пассажиров).

Перевозчик не будет нести ответственность в том случае, если утрата, недостача или повреждение багажа пассажира при осуществлении воздушной перевозки явились результатом исключительно присущих багажу свойств или дефектов, а также в случае включения в зарегистрированный пассажиром багаж, например, хрупких предметов, скоропортящихся продуктов, фотоаппарата вне зависимости от того, знал ли перевозчик о наличии этих вещей в багаже или нет (п. 274 Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70).

В случае нарушения перевозчиком своих обязательств пассажир вправе потребовать от перевозчика:

1) возмещения убытков (п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 364 ГК);

2) уплаты неустойки (п. 1 ст. 311 ГК);

3) материальной компенсации морального вреда (подп. 1.5 п. 1 ст. 5 Закона о защите прав потребителей).

В том случае, если гражданско-правовая ответственность наступает в случае причинения вреда, например в результате дорожно-транспортного происшествия, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения:

— вреда, причиненного здоровью или имуществу, а также расходов, которые пассажир был вынужден понести (ст. 14, 933, 948 ГК);

— материальной компенсации морального вреда (ч. 1 ст. 152, подп. 1 ст. 969 ГК).

Одним из требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров, является наличие у перевозчика:

— договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предметом которого являются имущественные интересы, связанные с гражданской ответственностью владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий;

— договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, предметом которого являются имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.

В заключение отметим, что во взаимоотношениях «пассажир — перевозчик» пассажир в большей степени защищен законодательством, чем перевозчик. Минимизировать риски ответственности при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, на наш взгляд, возможно путем строгого соблюдения перевозчиком норм законодательства в указанной сфере, в том числе путем обязательного страхования ответственности, что предполагает возможность получения пассажиром компенсации при нарушении обязательств со стороны перевозчика от страховой организации, однако не освобождает перевозчика от ответственности за причинение вреда.

7320 Shape 1 copy 6Created with Avocode.