Вы на портале

Выделение непрофильных активов

Задача: Общество с ограниченной ответственностью наряду с основным видом деятельности занимается эксклюзивным производством. С целью повышения эффективности деятельности, для урегулирования споров между учредителями принято решение выделить из состава ООО юридическое лицо, передав ему по разделительному балансу активы, права и обязательства, связанные с эксклюзивным производством.

Обновлено
Сазанович Карина
Сазанович Карина

Руководитель юридической практики группы компаний «ИПМ-Консалт»

4491 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Перед проведением реорганизации необходимо проверить, включена ли организация в координационный план проверок, имеются ли у нее обязательства по кредитным договорам, досрочное погашение которых может привести к существенным финансовым издержкам для предприятия. Также рекомендуется составить предварительный разделительный баланс и проанализировать платежеспособность организации до и после завершения реорганизации. Необходимо помнить, что целью реорганизации не должно быть уклонение от погашения кредиторской задолженности, совершение действий, способных причинить вред интересам кредиторов.

Справочно.
В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» выделением из хозяйственного общества признается создание одного или нескольких новых хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного хозяйственного общества без прекращения его деятельности.

Этап 1: принятие решения о реорганизации

Общее собрание участников хозяйственного общества принимает решение о порядке и условиях выделения, о создании нового хозяйственного общества (хозяйственных обществ) и (или) юридического лица иной организационно-правовой формы (юридических лиц иных организационно-правовых форм), составе его (их) участников. Учредителями (участниками) каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм могут быть только реорганизованное хозяйственное общество и (или) его участники с их согласия.

При выделении из хозяйственного общества одного или нескольких хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм права и обязанности реорганизованного хозяйственного общества переходят в соответствии с разделительным балансом к каждому из возникших хозяйственных обществ и (или) юридических лиц иных организационно-правовых форм.

Таким образом, при проведении общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью необходимо принять решение о реорганизации, о составе участников выделяемого общества и составе участников общества после реорганизации, об условиях выделения, в том числе о проведении инвентаризации и предоставлении полномочий директору общества подписать разделительный баланс, о направлении уведомлений кредиторам о проводимой реорганизации общества.

Этап 2: уведомление государственных органов и кредиторов о реорганизации

В соответствии с подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 НК плательщики налогов (за исключением плательщиков, постановка на учет которых осуществлялась при их государственной регистрации) обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту постановки на учет о начале процедуры реорганизации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации.

Следует отметить, что руководитель налогового органа или его уполномоченный заместитель при получении уведомления о реорганизации вправе назначить внеплановую проверку реорганизуемого общества.

Справочно.
Возможность проведения внеплановой налоговой проверки при реорганизации определена абзацем вторым подп. 9.2 п. 9 Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Письма-уведомления в произвольной форме должны быть поданы:

— в территориальный орган фонда социальной защиты населения — не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации организации;

Справочно.
Обязанность по уведомлению органов ФСЗН установлена абзацем десятым п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом от 16.01.2009 № 40.

— в территориальное подразделение «Белгосстрах» — в 10-дневный срок со дня принятия решения о реорганизации организации (уведомление направляется лишь теми организациями, регистрация которых осуществлялась в порядке, отличающемся от установленного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении) деятельности субъектов хозяйствования, далее — Декрет № 1).

Справочно.
Обязанность по уведомлению «Белгосстраха» закреплена в абзаце четвертом п. 16 Положения о регистрации (перерегистрации) <…>, утвержденного постановлением Совета Министров от 10.10.2003 № 1294.

Уведомление о реорганизации органов государственной статистики не является обязательным, однако на практике его, как правило, осуществляют одновременно с уведомлением вышеуказанных государственных органов и организаций.

На основании ст. 23 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах) уведомление лиц, являющихся на дату принятия решения о реорганизации хозяйственного общества его кредиторами, осуществляется не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации юридического лица. Также в соответствии со ст. 36 ТК о реорганизации необходимо уведомить работников общества. Срок уведомления не предусмотрен, но рекомендуется уведомить работников в письменной форме до завершения реорганизации.

Этап 3: проведение инвентаризации и составление разделительного баланса

Справочно.
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» активы и обязательства организации подлежат инвентаризации при реорганизации и ликвидации организации.

В ст. 55 ГК установлено, что передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено законодательством.

Рекомендация.
Разделительный баланс должны подписывать руководитель реорганизуемого общества и лицо, ведущее бухгалтерский учет, а также лицо, уполномоченное общим собранием участников на подписание разделительного баланса со стороны вновь создаваемого общества. После подписания разделительного баланса данными лицами разделительный баланс утверждается общим собранием участников реорганизуемого общества.

Составлению разделительного баланса должно предшествовать проведение инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов <…> (далее — Инструкция).

Согласно п. 5 Инструкции инвентаризации подлежат активы и обязательства организации независимо от их местонахождения, а также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.).

Участники общества самостоятельно решают вопрос о том, каким образом между реорганизуемым и создаваемыми юридическими лицами будут распределяться пассивы и активы реорганизуемого общества.

В связи с тем, что дата утверждения разделительного баланса и дата государственной регистрации реорганизации вновь создаваемого в результате выделения юридического лица зачастую не совпадают по времени и до государственной регистрации реорганизации может измениться состав активов и обязательств реорганизуемого общества, в разделительном балансе целесообразно указать порядок распределения имущества или обязательств, возникших либо выбывших в период с момента утверждения разделительного баланса до момента государственной регистрации вновь создаваемого общества.

Рекомендация.
В разделительном балансе стоит предусмотреть порядок распределения имущества или обязательств, возникших либо выбывших в период с момента утверждения разделительного баланса до момента государственной регистрации вновь создаваемого общества.

Также возможно составление дополнений/изменений к разделительному балансу, однако они подлежат утверждению общим собранием участников, так как будут являться неотъемлемой частью самого разделительного баланса.

Этап 4: проведение собрания участников вновь создаваемого юридического лица

В силу ст. 19 Закона о хозобществах общее собрание участников каждого из вновь возникающих в результате выделения хозяйственных обществ и (или) учредители (участники) каждого из вновь возникающих в результате выделения юридических лиц иных организационно-правовых форм утверждают их учредительные документы и образуют их органы. Также необходимо принять решение о наименовании новой организации и лице, уполномоченном на согласование наименования, а также о месте нахождения организации, о размере уставного фонда и порядке его формирования.

Этап 5: утверждение разделительного баланса и внесение изменений в устав реорганизуемой организации

После подготовки разделительного баланса необходимо провести общее собрание участников общества и принять решение об утверждении разделительного баланса, об уменьшении уставного фонда (если уменьшение уставного фонда предусмотрено разделительным балансом) и об утверждении изменений, вносимых в устав.

Этап 6: регистрация вновь созданной организации

Для государственной регистрации коммерческой организации участники предоставляют в регистрирующий орган документы, предусмотренные п. 14 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее — Положение о регистрации).

Справочно.
Государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, производится в день обращения в регистрирующий орган.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы коммерческих организаций, в том числе в связи с реорганизацией в форме выделения, в регистрирующий орган представляются документы согласно п. 16 Положения о регистрации.

После реорганизации вновь созданное юридическое лицо заключает дополнительные соглашения с контрагентами, обращается за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, вносит изменения в правоустанавливающие документы на транспорт, а также в лицензии и др.

Анализ рисков при выделении активов

Вывод непрофильных активов путем выделения является наиболее сложным способом, связанным со следующими рисками.

Согласно п. 19 Положения о регистрации в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что порядок создания юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.

В соответствии с п. 26 Положения о регистрации собственники имущества (учредители, участники), руководитель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации. Государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела.

Справочно.
Государственная регистрация может быть признана недействительной на основании предоставления заведомо ложных сведений.

Деятельность созданного юридического лица, в том числе в результате реорганизации, государственная регистрация которого признана недействительной, является незаконной и запрещается, а доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в судебном порядке в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

Читайте по теме:
Комель В. Оспаривание реорганизации должника при его отказе от досрочного исполнения обязательств перед кредитором // Юрист. — 2017. — № 9. — С. 66–70.

Чек-лист действий при реорганизации в форме выделения:
► Проверить финансовое состояние организации, в том числе на отсутствие проверок контролирующих органов.
► Принять решение о реорганизации общим собранием и оформить протокол, содержащий решение о реорганизации, о составе участников выделяемого общества и составе участников общества после реорганизации, об условиях выделения, в том числе о проведении инвентаризации и предоставлении полномочий директору общества подписать разделительный баланс, о направлении уведомлений кредиторам о проводимой реорганизации общества.
► Уведомить о реорганизации налоговые органы, ФСЗН, Белгосстрах, органы статистики.
► Провести инвентаризацию.
► Составить разделительный баланс.
► Провести общее собрание вновь созданной организации и оформить протокол, которым утвердить устав, органы управления, наименование организации, уполномоченное на согласование наименования лицо, место нахождения, размер уставного фонда и порядок его формирования.
► Подписать разделительный баланс (подписывают директор, главный бухгалтер и уполномоченное лицо от вновь создаваемой организации).
► Провести общее собрание участников общества и принять решение об утверждении разделительного баланса, об уменьшении уставного фонда (если уменьшение уставного фонда предусмотрено разделительным балансом) и об утверждении изменений, вносимых в устав.
► Согласовать наименование новой организации.
► Зарегистрировать новую организацию.


4491 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме