Закон о таможенном регулировании: важные изменения для бизнеса

Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 19.07.2021 № 121-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» 

Дата вступления в силу: 25.07.2022 (за исключением отдельных положений)

Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон № 129-З) в новой редакции претерпел существенные структурные преобразования: главы и статьи данного Закона законодатель счел нужным разместить сообразно главам и статьям Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), что существенно облегчает поиск требуемой информации. В связи с этим новая редакция Закона № 129-З содержит большой массив общередакционных правок. 

Рассмотрим основные изменения.

Лещинская Надежда

Руководитель юридической службы Дирекции по инвестициям, управлению рисками и активами международной транспортной компании TELS CARGO

4176 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


С чем связаны текущие изменения законодательства?

Участие Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС), как международной организации региональной экономической интеграции, привело к формированию в странах-участницах системы правового регулирования таможенных правоотношений, в которой основное место занимают нормы международного права и многосторонние международные договоры. Именно необходимостью приведения Закона № 129-З, как основного акта национального законодательства, регулирующего таможенные правоотношения, в соответствие с ТК ЕАЭС, а также уже действующими актами ЕАЭС и обусловлено введение в действие новой редакции данного Закона.

Систематизация электронных процессов

Большой блок вводимых новшеств непосредственно связан с развитием технологий и электронных систем, применяемых таможенными органами в их работе, что существенно облегчит бизнесу взаимодействие с ними.

1. Согласно п. 1 ст. 89 Закона № 129-З в новой редакции общим правилом будет считаться подача таможенных деклараций таможенным органам в электронной форме, а декларацию в бумажной форме будет необходимо представлять только в качестве исключения из данного правила (в действующей редакции Закона бумажная и электронная форма являются равнозначными). 

Справочно.
Согласно статистике Федеральной таможенной службы Российской Федерации почти 95 % таможенных деклараций в ЕАЭС в 2021 г. было выпущено в электронной форме, что свидетельствует в том числе о высоком уровне интеграции электронных систем таможенных органов стран Союза. К концу текущего года тем же ФТС РФ поставлена цель полностью перевести таможенное оформление и контроль за товарами, находящимися под таможенным контролем на территории ЕАЭС, в электронную форму. Декларации в электронной форме, оформляемые таможенными органами Республики Беларусь на внешней границе ЕАЭС, способствуют достижению данной цели.

2. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 36 Закона № 129-З в новой редакции при уплате таможенных платежей, процентов, пеней плательщик освобождается от обязанности представлять подтверждающие платежные документы, поскольку таможенные органы получают такую информацию в электронной форме от Министерства финансов, банка или небанковской кредитно-финансовой организации. Таможенные органы могут требовать предоставления документов в бумажной форме, если у них отсутствует возможность получения информации в связи с неисправностью используемых информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и глобальной компьютерной сети Интернет) или отключением электроэнергии (в действующей редакции предусмотрена необходимость представления оригинала документа банка на бумажном носителе). 

3. Согласно ст. 230 Закона № 129-З в новой редакции зафиксирован порядок применения технологических устройств, обеспечивающих дистанционный контроль за перемещением транспортных средств (навигационных устройств (пломб)) как средства идентификации товаров, находящихся под таможенным контролем, и обеспечения их сохранности. Помимо прочего установлено, что при непредставлении таможенным органам предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС (ЭПИ), равно как и при нарушении сроков ее представления, а также в случае, если автомобильное транспортное средство, перевозящее товары под таможенным контролем, не соответствует требованиям, установленным ст. 364 ТК ЕАЭС, таможенным органом применяется либо таможенное сопровождение товаров, либо производится наложение навигационной пломбы. 

Справочно.
Согласно ст. 364 ТК ЕАЭС для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением следующих требований:
1) таможенные пломбы могут быть наложены простым и надежным способом;
2) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений (отсеков) транспортного средства международной перевозки или вложены в нее без оставления видимых следов ее вскрытия либо без повреждения таможенных пломб и печатей;
3) потайные места, в которых могут быть спрятаны товары, отсутствуют;
4) места, в которых могут находиться товары, должны быть легкодоступными для таможенного осмотра товаров.

4. Положения отдельных глав Закона № 129-З в части таможенной процедуры таможенного транзита и операций с товарами под таможенным контролем приведены в соответствие с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита», исключены излишние процедуры при экспорте товаров (в частности, исключено положение о том, что товары, прибывшие в пункт вывоза в целях убытия с таможенной территории, могут помещаться на временное хранение до получения разрешения на убытие таких товаров (ст. 159 действующей редакции Закона № 129-З)), а также процедуры временного ввоза и свободного склада. При этом ужесточены критерии достаточной обработки или переработки товара в Республике Беларусь для целей определения страны происхождения переработанного товара.

Изменения и детализация в части таможенных платежей, таможенных сборов и авансовых платежей

Справочно.
Уплата пеней, начисленных на суммы таможенных платежей, таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится в размере, рассчитанном в соответствии с п. 4 ст. 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, уменьшенном в два раза, в случае уплаты таких пеней до регистрации в таможенном органе уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, либо до истечения 10 рабочих дней со дня получения обязанным лицом такого уведомления (п. 5 ст. 37 новой редакции Закона № 129-3).

Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов

В отношении  ввозных таможенных пошлин и налогов по решению таможенного органа и при наличии предусмотренных в Законе № 129-З в новой редакции оснований допускается применение отсрочки или рассрочки их уплаты.

Справочно.
Пунктом 2 ст. 39 Закона № 129-З в новой редакции прямо предусмотрено, что не допускается изменение сроков уплаты акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, и вывозных таможенных пошлин.

При этом п. 1 ст. 42 Закона № 129-З в новой редакции предусмотрено увеличение срока отсрочки или рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость до 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ранее срок предоставляемой отсрочки/рассрочки был не более 2 месяцев). Перечень оснований для предоставления отсрочки/рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость расширен за счет такого нового основания, как осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство — член ЕАЭС (ранее — только чрезвычайные ситуации либо нарушения сроков расчетов с плательщиком по госконтрактам).

Для плательщиков, осуществляющих ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для использования в промышленной переработке, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, также может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога на добавленную стоимость с уплатой процентов. При этом новая редакция Закона № 129-З конкретизирует само понятие промышленной переработки, используемое для данной цели: под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, коды которых в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности отличаются от кодов товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков. 

В целом можно отметить, что необходимость внесения изменений в Закон № 129-З назрела давно. Несмотря на то, что правки в данный Закон вносились в 2015, 2017, 2019 гг., в его тексте до настоящего времени приводятся ссылки на Таможенный кодекс Таможенного союза, утративший силу с 01.01.2018.
Новая редакция актуализирует связь национального законодательства с действующими в ЕАЭС нормами и, будем надеяться, обеспечит более эффективное регулирование таможенных правоотношений. При этом, поскольку данные правоотношения внутри страны достаточно подробно регламентированы актами Правительства и Государственного таможенного комитета, к моменту вступления в силу новой редакции Закона № 129-З будут внесены дополнения и изменения в десяток различных нормативных правовых актов, а часть подзаконных актов утратит силу. Надеемся, что такая глобальная перестройка таможенного законодательства на национальном уровне будет способствовать эффективному взаимодействию между таможенными органами и бизнесом.

4176 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№ 5 май 2021
7372