Наименование должности работника (то есть его трудовая функция), указанное в трудовом договоре и приказе нанимателя о приеме на работу, должно соответствовать ЕКСД и штатному расписанию организации, а также иным локальным актам нанимателя; наименование должности указывается также в трудовой книжке работника.
В анализируемой ситуации мы исходим из того, что наименование должности в штатном расписании указано верно. Таким образом, чтобы привести должность работника во всех остальных документах в соответствие с ЕКСД, нанимателю необходимо:
1) внести изменение в трудовой договор (контракт) с работником;
2) внести изменение в трудовую книжку;
3) при необходимости — внести соответствующие изменения в иные локальные акты.
Изменение трудового договора (контракта)
К обязательным условиям трудового договора относится указание наименования должности служащего (профессии рабочего) (п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК). Внесение изменений в трудовой договор (контракт) с работником оформляется путем подписания дополнительного соглашения, которое скорректирует наименование должности, указанное в первоначальном трудовом договоре. Следует учесть, что приведение названия должности в соответствие с требованиями законодательства не является переводом работника (так как его трудовая функция и должностные обязанности не меняются), а также не является изменением существенных условий труда. Соответственно, наниматель не обязан соблюдать специальные процедуры, предусматривающие предварительное уведомление работника и получение его согласия на изменение наименования должности.
Изменение условий трудового договора (контракта) необходимо оформить приказом (распоряжением) нанимателя и объявить его работнику под роспись (п. 15 ч. 1 ст. 55 ТК).
Внесение записи в трудовую книжку
На основании приказа (распоряжения) нанимателя в трудовые книжки работников вносятся изменения профессий рабочих или должностей служащих с учетом соответствующих изменений наименований профессий рабочих или должностей служащих, вносимых в штатное расписание согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей служащих (п. 58 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40). Таким образом, наряду с подписанием дополнительного соглашения с работником нанимателю необходимо будет внести изменения в его трудовую книжку.
Законодательство не содержит указаний на точную формулировку записи в трудовой книжке. На наш взгляд, формулировка может быть следующей: «наименование должности изменено на «…».
Внесение изменений в иные документы нанимателя
Если локальные акты организации и иные документы содержат некорректное наименование должности, в них должны быть внесены соответствующие изменения. Для этого нанимателю необходимо издать приказ о внесении изменений в локальные акты; при желании наниматель вправе утвердить такие акты в новой редакции.
Ответственность за нарушение законодательства о труде
Следует учесть, что использование в трудовом договоре (контракте) с работником, локальных актах организации и иных документах наименования должности, не соответствующего квалификационным справочникам, является нарушением законодательства о труде. И хотя прямой ответственности за такое нарушение не предусмотрено, при определенных условиях (а именно — причинение вреда работнику) должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 10.12 КоАП («Нарушение законодательства о труде»). Чтобы не подвергать себя дополнительному риску, нанимателю следует оформлять все кадровые документы в соответствии с трудовым законодательством.