Вы на портале
Кадровое делопроизводство

Порядок внесения изменений в приказ: действия нанимателя

Распорядительная деятельность в организациях документируется, как правило, посредством издания приказов. В процессе реализации организацией своих задач и функций может возникнуть необходимость внесения изменений в приказы. Как правильно это сделать, читайте в статье.

Дернович Екатерина
Дернович Екатерина

Старший научный сотрудник отдела документоведения Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, магистр исторических наук

4071 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:



Приказ — это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения задач, стоящих перед организацией (ч. 1 п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4)).

Приказ издается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом. Право издания документов, их подписания закрепляется в уставе организации, иных локальных правовых актах организации (п. 15 Инструкции № 4).

Правовое регулирование при изменении правового акта

Приказ может содержать локальные нормы или конкретизировать нормы права, порядок их реализации.

При внесении изменений в приказ можно ориентироваться на требования по внесению изменений в нормативные правовые акты, установленные Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон об НПА). В частности, согласно ч. 4 ст. 33 Закона об НПА внесение изменений в НПА осуществляется принявшим (издавшим) его нормотворческим органом (должностным лицом) путем принятия (издания) НПА того же вида, что и этот акт.

Справочно.
Инструкцией № 4 не предусмотрен порядок внесения изменений (в том числе дополнений) в приказы, поэтому он определяется на локальном уровне.

Соответственно, внесение изменений в приказ или его отмена осуществляется путем издания локального правового акта того же вида, то есть приказа.

Справочно.
Если количество вносимых в приказ изменений составляет более половины его текста или внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия текста, то целесообразно издать новый приказ и признать действующий утратившим силу.

При выборе варианта внесения изменений можно основываться на ч. 2 ст. 33 Закона об НПА, согласно которой издание (утверждение) нового локального правового акта осуществляется, если:

  • вносимые изменения составляют более половины текста;
  • внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия текста.

В то же время издание нового приказа возможно и в случае необходимости внесения незначительных изменений в приказ.

Порядок внесения изменений в приказ

Способ внесения изменений в приказ (издание нового приказа или приказа о внесении изменений) определяется исполнителем или может быть закреплен в локальных правовых актах организации.

Заголовок к тексту приказа о внесении изменений целесообразно формулировать в соответствии с требованиями, установленными в отношении НПА. Так, название НПА формулируется как «Об изменении…», если в нем предусматриваются изложение в новой редакции акта, замена структурных элементов, предложений, слов, цифр и знаков акта и др. (ч. 3 п. 1 Требований нормотворческой техники (приложение к Закону об НПА)). Соответственно, правильным будет заголовок к тексту приказа «Об изменении приказа».

Справочно.
Структурными элементами приказа являются пункты, подпункты, части, абзацы (ч. 1 п. 73 Инструкции № 4).

Изменения в приказ могут вноситься в следующем порядке:

  • путем замены структурных элементов приказа, предложений, слов, цифр и знаков в нем;
  • путем исключения структурных элементов приказа, предложений, слов, цифр и знаков в нем;
  • путем дополнения приказа новыми приложениями, структурными элементами, предложениями, словами, цифрами и знаками.

Так, слова «изложить в следующей редакции» при внесении изменений в приказ употребляются в случаях замены приложения к приказу, структурных элементов приказа, предложений.

Пример

Подпункт 2.1 пункта 2 изложить в следующей редакции: «2.1. (текст пункта в новой редакции)».

Слово «заменить» при внесении изменений в приказ употребляется в случаях замены слов, цифр и знаков.

Пример

В пункте 2 цифры «75» заменить цифрами «55».

В пункте 3 слово «ведущий» заменить словом «главный».

В первом предложении пункта 5 слова «о выполнении плана работы на год» заменить словами «о работе архива за год».

Слово «исключить» при внесении изменений в приказ употребляется в случаях исключения структурных элементов приказа, предложений, слов, цифр и знаков.

Пример

Из пункта 2 слова «назначении на должность» исключить.

Из пункта 4 слова «документов в электронном виде» исключить.

Слово «дополнить» при внесении изменений в приказ употребляется в случаях дополнения приказа новыми данными.

Пример

Пункт 2 после слов «коммерческую тайну» дополнить словами «, служебную информацию ограниченного распространения».

Целесообразно в случае дополнения приказа новыми структурными элементами, приложениями, имеющими цифровое обозначение (кроме последних структурных элементов, приложений в тексте приказа), сохранять прежнюю нумерацию структурных элементов, приложений, имеющую цифровое обозначение, с добавлением надстрочного цифрового индекса.

Пример

Дополнить пунктом 51 следующего содержания: «51. (текст пункта)».

Допускается одним приказом вносить различные изменения.

Пример

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Положение об архиве организации от 06.01.2019 № 7 следующие изменения:

1.1. подпункт 10.16 пункта 10 исключить;

1.2. подпункт 10.21 пункта 10 изложить в следующей редакции:

«10.21. оказание консультативно-методической помощи работникам структурных подразделений общества по вопросам делопроизводства».

Часто на практике возникает необходимость внесения изменений в приказы о создании различных комиссий. В таком случае нужно руководствоваться вышеизложенными правилами.

Пример

В целях обеспечения качественной работы экспертной комиссии ООО «Ритак» и в связи с изменениями в штатном расписании

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ от 24.04.2022 № 126 «О создании экспертной комиссии» следующие изменения:

1.1. подпункт 1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1.2. назначить секретарем экспертной комиссии делопроизводителя Лазаренко Е.Г.».

В то же время Закон об НПА не устанавливает требований по внесению изменений в локальные правовые акты, которыми являются приказы. Поэтому возможен вариант внесения изменений не непосредственно в приказ, а в норму, которую он установил, состав ответственных лиц и др. Например, издается не приказ «О внесении изменений в приказ», а приказ «О внесении изменений в состав экспертной комиссии».

Справочно.
При внесении изменении в приказ необходимо учитывать общие требования к текстам документов. Так, документ должен быть:
— достоверным;
— объективным;
— не допускающим различных толкований;
— максимально кратким с сохранением полноты информации и точности ее изложения.

Пример

В целях обеспечения качественной работы экспертной комиссии ООО «Ритак» и в связи с изменениями в штатном расписании

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в состав экспертной комиссии ООО «Ритак» следующие изменения:

1.1. назначить секретарем экспертной комиссии делопроизводителя Лазаренко Е.Г.;

1.2. исключить из состава экспертной комиссии Романову В.Т.

Таким образом, нормативные требования по внесению изменений в приказы отсутствуют — они устанавливаются на локальном уровне.

4071 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме