Вы на портале
Персональные данные

Предоставление персональных данных государственным органам (организациям)

К операциям, составляющим обработку персональных данных, среди прочего относится их предоставление. Как следствие, для предоставления персональных данных иным лицам, в том числе по запросу государственных органов (организаций), необходимо наличие правового основания, а также соблюдение иных требований законодательства. Разберемся, что делать при поступлении запроса на предоставление персональных данных.

Самосейко Владимир
Самосейко Владимир

Юрист, магистр права

4710 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно разъяснениям Национального центра защиты персональных данных (далее — НЦЗПД) от 24.08.2022 «О применении Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» в сфере образования» (далее — Разъяснения НЦЗПД) при направлении запроса о предоставлении персональных данных запрашивающий орган (организация) должен указать правовые основания для своего запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных. 

При этом наличие правового основания не снимает с оператора, предоставляющего персональные данные, обязанностей по соблюдению требований ст. 4 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных» (далее — Закон), в том числе по исключению чрезмерной обработки (то есть предоставления) персональных данных.

Оператор, предоставляющий информацию, при наличии сомнений может запрашивать дополнительную информацию у запрашивающего органа на предмет соблюдения положений ст. 4 Закона, в частности, уточнения правового основания, целей и, соответственно, объема необходимой информации (ч. 5 п. 2.9 Разъяснений НЦЗПД).

Далее рассмотрим несколько частных случаев запросов на предоставление персональных данных.



Ситуация: Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент) направил организации запрос на предоставление копий характеристики, приказа о приеме на работу, трудовой книжки и т.д. Целью данного запроса является контроль за соблюдением норм законодательства (в частности, Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»).

Вопрос: Можно ли предоставить информацию Департаменту по этому запросу? 

Ответ: Департамент является контролирующим органом согласно п. 18 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В соответствии с подп. 8.3 п. 8 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959, Департамент для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право запрашивать у организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством. 

В рассматриваемой ситуации, полагаем, Департамент направил запрос с целью осуществления контроля (надзора) в соответствии с законодательными актами, что является правовым основанием обработки персональных данных, предусмотренным абз. 4 ст. 6 и абз. 17 п. 2 ст. 8 Закона. 

Следовательно, организация обязана предоставить копии характеристики и иных запрашиваемых документов. При этом согласие на предоставление персональных данных, содержащихся в передаваемых документах, не требуется.

Необходимо обратить внимание на определение перечня сведений, которые предоставляются контролирующему органу. Приведем пример из судебной практики по привлечению должностного лица организации к административной ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных.

Пример

Гражданка С. в нарушение ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», являясь лицом, которому персональные данные физического лица известны в связи с ее служебной деятельностью, умышленно незаконно предоставила персональные данные (копию паспорта) руководителя организации Б. гражданину П., главному инспектору Департамента, поскольку она обращалась в Департамент по фактам нарушения нанимателем законодательства о труде и инспектору для ведения административного процесса в отношении гражданина Б. была необходима копия его паспорта. О том, что такие действия являются неправомерными, гражданке С. не было известно. 

Суд признал гражданку С. виновной в умышленном незаконном предоставлении персональных данных физического лица, совершенном лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, и на основании ч. 2 ст. 23.7 КоАП постановил наложить на нее административное взыскание в виде штрафа в размере 4 базовых величин.

С постановлением по делу об административном правонарушении суда Мозырского района от 12.08.2022 по делу № 64АП221167/Н можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/327kyM.



Ситуация: Лица, ранее освободившиеся из мест лишения свободы, самостоятельно трудоустроились в организацию, центр занятости не направлял их для трудоустройства. Наблюдательная комиссия при исполкоме запросила информацию о таких сотрудниках.

Вопрос: Вправе ли организация предоставить запрашиваемую информацию?

Ответ: Помощь местным исполнительным и распорядительным органам в обеспечении ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, или граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, оказывается наблюдательными комиссиями при областных (Минском городском) исполнительных комитетах, районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях, деятельность которых регламентирована Положением о наблюдательных комиссиях при областных (Минском городском), районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2001 № 460 (далее — Положение).

Согласно п. 4 Положения наблюдательные комиссии для выполнения возложенных на них задач имеют право, среди прочего, изучать возможность трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, оказывать помощь уголовно-исполнительным инспекциям в проведении отдельных мероприятий при осуществлении превентивного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.

Однако право на запрос сведений о работниках, которые ранее освободились из мест лишения свободы, в Положении прямо не указано. В такой ситуации рекомендуем уточнить правовое основание запроса у наблюдательной комиссии при исполкоме. 

Отметим, что в случае, когда правовым основанием для предоставления сведений является согласие работников, запрос направляется с приложением копии согласия (ч. 4 п. 2.9 Разъяснений НЦЗПД).



Ситуация: Центр гигиены и эпидемиологии направил организации письмо, в котором просит предоставить сведения о количестве работников-водителей, осуществляющих международные перевозки, с указанием их ФИО и даты рождения. Цель запроса — обследование на ВИЧ-инфекцию. 

Вопрос: Правомерен ли данный запрос и можно ли отказать в предоставлении таких данных?

Ответ: Предполагаем, что речь идет о реализации требований Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 345-З «О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека». Однако по общему правилу, установленному ст. 15 данного Закона, требуется согласие физического лица, то есть у водителей нет обязанности пройти такое медицинское освидетельствование. Следовательно, предоставлять персональные данные работников организация может только на основании их согласия.

В рассматриваемой ситуации организация может запросить у Центра гигиены и эпидемиологии конкретизацию правового основания для представления запрашиваемой информации. 

Резюме
При предоставлении персональных данных в ответ на полученный запрос необходимо установить основание такого запроса, предусмотренное законодательными актами, а также объем сведений, которые требуется предоставить. При возникновении вопросов оператор имеет право запросить уточнения у запрашивающего органа (организации).
Обращаем внимание, что необходимо вести учет фактов предоставления персональных данных, так как согласно ст. 12 Закона субъект персональных данных имеет право получать информацию о том, кому и какая информация о нем предоставлялась.


Персональные данные, размещенные на доске почета/позора

Анна ГАЛУЗА, юрист ООО «Эдвайзерс Лигал Групп»

Размещение на доске почета/позора информации, относящейся к физическому лицу, является распространением персональных данных, то есть их обработкой. Для осуществления обработки данных необходимо правовое основание. 

1. Распространение персональных данных работника посредством занесения его на доску почета осуществляется на основании абз. 8 ст. 6 Закона, если соответствующий вид поощрения предусмотрен коллективным договором, соглашением или локальным правовым актом нанимателя (п. 2.4 Рекомендаций об обработке персональных данных в связи с трудовой (служебной) деятельностью НЦЗПД от 09.06.2022).

2. Размещение сведений об обучающихся на доске почета учреждения образования может быть основано на абз. 20 ст. 6 Закона, так как подп. 4.8 п. 4 ст. 9 Кодекса об образовании Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-З предусмотрена обязанность учреждений образования обеспечивать моральное и материальное стимулирование обучающихся.

А вот, например, для распространения сведений о должниках товарищества собственников требуется получение согласия, так как, полагаем, данный случай не подпадает под правовые основания обработки, предусмотренные ст. 6 или 8 Закона. Следовательно, нельзя размещать в общедоступном месте информацию о лице, включая сведения о наличии какой-либо задолженности, без его согласия. 

В противном случае лицо, персональные данные которого были размещены без его согласия, вправе обратиться к оператору, распространившему эти данные, с требованием убрать информацию о себе, а также инициировать административный процесс. При неудовлетворении запроса субъект может подать жалобу в НЦЗПД.

4710 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме