Вы на портале
Психология управления

Эмоциональное инфицирование: как сохранить психологическую безопасность персонала

Практически каждый человек мечтает управлять своими эмоциями: не поддаваться провокациям, быть хладнокровным в горячем споре, контролировать свое тело, мысли, речь. Но что получается в реальности, когда мы попадаем в агрессивную среду? Мы начинаем подражать поведению массы. Почему так происходит, почему мы заражаемся эмоциями других? Давайте разбираться!

Высоцкая Светлана
Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

4774 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Эмоциональное заражение — что это?

Это ситуация, при которой психологическое состояние передается от одних людей к другим.

Сам термин означает тенденцию к копированию или синхронизации движений, реакций, интонаций, выражений лиц или поз, которая ведет к подражанию поведения собеседника или группы. У ученых нет единого мнения, можно ли называть эмоциональное «инфицирование» автоматической реакцией или она выражается осознанно. Одно понятно, что с этим явлением мы ежедневно сталкиваемся в обычной жизни, на работе, в виртуальном пространстве. Мы заражаемся эмоциями других людей и сами можем «инфицировать» их собственными чувствами.

Как эмоциональное заражение влияет на людей?

Эмоциональная инфекция может влиять на нас как положительно, так и отрицательно.

Негативное воздействие — cлепое следование чужому настроению и реакциям. К примеру, когда в коллективе появляется «рассадник» сплетен и негатива, который меняет настроение массы, вызывая тревожность, недоверие к коллегам, что, конечно, сказывается на эффективности труда и может приводить к травмам, несчастным случаям на рабочем месте. Неосознанно «зеркаля» эмоции других людей, мы действительно начинаем ощущать те же эмоции, что и они.

Положительное влияние связано с самоконтролем. Мы стараемся управлять собственными эмоциями, замечать изменения и контролировать свое состояние. Например, уверенный руководитель легко может передать оптимистичный настрой всему коллективу. Здесь для управленца важно дать людям заряд позитива, настроить и мотивировать на успех в работе.

Влияние «заражения» на работе связано с организационной сплоченностью коллектива. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, то есть если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности. Следовательно, заражение – не только асоциальный механизм. В качестве положительного примера может служить заражение личным примером в профессии, участие в благотворительных мероприятиях.

Как возникает эмоциональное заражение?

Если я подниму правую руку, это не значит, что вы, уважаемые читатели, повторите мое поведение. Эмоциональное заражение — это больше, чем просто зеркально-нейронная реакция организма, как в случае с зевотой. Для «заражения» нужна еще и передача психического настроения, наделенного эмоциональным зарядом.

Исследование природы эмоционального заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта людей, то есть непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности (эмоционального заряда), что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора. Как следствие, мы начинаем быстро проникаться психическим состоянием и эмоциональным воздействием других людей.

Получается, что заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. Например, в стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице из-за происшествия, события), публика, коллектив (кратковременное собрание людей, объединенных общей целью). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние, вызванное страхом).

Таким образом, к факторам, усиливающим заражение, можно отнести силу передаваемых эмоций и состояний, наличие непосредственного контакта, харизму человека, транслирующего эмоциональное состояние. И конечно, не стоит забывать, что степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития людей, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом от уровня развития их самосознания.

Вопрос юриста: У нас сплоченный коллектив, много молодежи. Так получилось, что самого опытного отправили на пенсию, а вместо него пришел «харизматичный» новичок. И тут началось! Этот новенький портит мне нервы, настраивает коллектив против меня, а коллеги стали избегать. Я сор не хочу выносить, а тут на днях узнаю, что собираются писать коллективную жалобу на меня. Что мне делать?

Ответ: опередить, сообщить руководителю.

Что делать руководителю, если в коллективе появилась эмоциональная инфекция?

Эмоциональный работник может быть харизматичным неформальным лидером, задающим отличный темп в коллективе, а может — постоянным источником проблем и конфликтов. Задача любого руководителя — разобраться и принять вовремя меры.

Что делать, если работник бурно, с негативом проявляет эмоции?

Как только вы видите, что сотрудник начинает вести себя излишне эмоционально, вызывая негатив среди персонала, изолируйте его. Вежливо пригласите в кабинет, чтобы разобраться в его состоянии.

Постарайтесь выяснить глубинную причину проявления эмоций. Если речь идет о выгорании, успокойте сотрудника, постарайтесь узнать о ситуации как можно больше. Всем будет лучше, если в этот день работник отдохнет (предварительно нужно согласовать и оформить его отсутствие). Если же вы выяснили, что «взрыв» стихийный и чем-то спровоцирован, поговорите с работником, дайте ему успокоиться и отправьте на рабочее место.

Справочно.
Международная классификация болезней (МКБ 11) определяет эмоциональное выгорание как синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. 

Проанализируйте ситуацию. В случае эмоционального выгорания можно предоставить сотруднику небольшой отпуск или выходной. Разобраться, что давит на него, и, если это в вашей власти — снять давление. Если же проблема внешняя, можно попробовать помочь или хотя бы убрать в рабочей рутине причины для срыва.

Что делать, если у сотрудника постоянно и резко наблюдаются перепады настроения?

Если работник ценный и его всплески не оказывают влияния на результаты работы, но в то же время воздействуют на окружающих, психологический комфорт — нужно вместе с ним обсудить ситуацию, договориться о том, как будут решаться подобные случаи впредь.

Если эмоциональные всплески мешают работе, важно не допустить усугубления конфликта. Если вы видите, что уход этого человека изменит ситуацию в лучшую сторону, значит, нужно действовать соответствующим образом. Естественно, такие радикальные меры стоит принимать после профилактической беседы и всестороннего изучения вопроса.

Что делать, чтобы коллектив не подвергался эмоциональному инфицированию?

При работе с персоналом важно информировать и поддерживать обратную связь. Информационный вакуум порождает пугающие людей слухи. Нередко именно сплетни («версии») вызывают у них состояние тревоги, сменяющееся апатией. Вывести их из этого состояния можно с помощью правильно организованной коммуникации (совещания, собрания, анкетирования и т.д.).

Руководство само должно быть примером, создающим психологический комфорт, умеющим управлять конфликтом, принимать объективные решения, разбираться в людях и не становиться частью толпы.

Факты об эмоциональном заражении

Наши собственные эмоциональные переживания меняются на основе невербальных сигналов эмоционального характера. Например, улыбка помогает чувствовать себя счастливее, а вот угрюмое выражение лица портит настроение.

1. Сознательные оценки, которые люди дают своим переживаниям, в значительной степени зависят от мнения окружающих.

2 Чтобы отражать эмоции других людей, не обязательно видеть их лично. Общение в социальной сети доказывает, что эмоции транслируются и в виртуальном пространстве.

3. Эмоциональное заражение может выступать как манипуляция. Люди могут агрессивно включать других в пространство собственных переживаний, чтобы получить внимание и какие-то блага для себя. Важно разделять просьбу о поддержке и стремление управлять другими.

4. Фактически можно рассматривать «заражение» как один из способов внушения. Яркие примеры психического заражения — реклама, религия, политика, нормы, правила, традиции и др.

5. Мотивирующая речь является главным инструментом руководителей в области эмоционального заражения. Если необходимо мотивировать людей на «сверхусилия», то это возможно при условии, что оратор сам переживает в высокой степени те эмоции, которыми пытается заразить работников.

6. Чем выше уровень развития общества в целом и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействию в виде эмоционального заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые извне.


Притча «Советник»

Один князь 3 месяца осаждал вражескую крепость и никак не мог взять ее. Недовольный своим войском, он велел советнику отправить письмо домой с приказанием прислать на помощь еще дружину из самых отчаянных храбрецов. Но советник сказал: «Армия баранов под командованием льва лучше, чем армия львов под командованием барана». И предложил прислать другого командующего.

4774 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме