Вы на портале
Психология управления

Создание безопасной рабочей среды: как бороться со скрытой агрессией работников

Суть отношений между руководителем и работником кажется предельно простой: руководитель дает поручения, контролирует, проверяет, а подчиненный выполняет данные ему задания. Но если бы все было так просто, не возникал бы вопрос: как вести себя с работниками, которые применяют скрытую агрессию? 

Сама агрессия представляет собой выход наружу негативных эмоций, который можно контролировать, но скрытая агрессия может быть незаметна и порой способна приводить к гораздо более тяжелым последствиям, вплоть до умышленного причинения вреда. Поэтому руководителю следует уделить пристальное внимание данной теме.

Высоцкая Светлана
Высоцкая Светлана

Психолог, HR-менеджер

4056 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Агрессия на рабочем месте — это форма поведения работника (работников), включающая действия, направленные на защиту себя или других, достижение целей путем причинения ущерба, вреда организации или коллективу. 

Формы проявления агрессии 

Выделяют 3 основные формы проявления агрессии на рабочих местах.

1. Выражение враждебности представляет собой вербальные нападки, негативную мимику и пантомимику. Это выражение агрессии через слова и движения телом, к примеру, когда коллеги выясняют между собой рабочие отношения и каждая сторона доказывает свою правду через «громкие» аргументы. Затем в пик эмоционального напряжения к ссоре подключается тело — размахивание руками и злое выражение лица.

2. Открытая агрессия включает действия, обычно связанные с насилием: физическое нападение, воровство, причинение ущерба собственности, истерики и угрозы на рабочем месте. Яркий пример такого вида агрессии — распространенная профессиональная ревность. 

3. Обструкционизм — это все действия, нацеленные на создание препятствий в работе. Например, к таким действиям можно отнести отказ от выполнения профессиональных обязанностей: нереагирование на поручения, необоснованное расточительное расходование средств и ресурсов, отказ от обеспечения необходимыми средствами и оборудованием, утаивание информации о возможных рисках и т.д. Эти действия — намеренный вред, от которого часто страдают руководители. Они препятствуют достижению значимых целей и снижают эффективность результатов труда.

Причины агрессивности работников

Степень агрессивности работника определяется особенностями его воспитания, нормами и моральными ценностями, которые он для себя обозначил. Например, когда агрессивное поведение поощрялось родителями: «Давай сдачу первый, не будь тряпкой — защищайся». В этом случае формируется определенный стереотип поведения, начиная с защитных реакций и заканчивая скандалами с причинением вреда окружающим и чужому имуществу. Но не только воспитание является причиной проявления агрессии.

1. Отсутствие «здорового» коллектива. Существует 3 «нет», которые определяют нездоровый психологический климат:

— в коллективе нет четких целей, и работники не знают, что и зачем они делают;

— нет профессионалов, то есть работники по уровню профессионализма и индивидуальным качествам не соответствуют занимаемым должностям;

— нет системы коммуникации, люди терпят информационный голод, не развита корпоративная культура.

Руководителю на заметку.
Исследования агрессивности показали, что работников очень волнует степень справедливости на работе. В некоторых исследованиях отмечалось, что многие работники мотивировали свои агрессивные действия желанием «свести счеты» с коллегами или руководителем за несправедливое отношение к ним.

2. Уровень тревожности. Нестабильная оплата труда или боязнь лишиться должности не способствуют достижениям в профессиональном плане. Это приводит к эмоциональным срывам, любые трудности выводят из себя, заставляют нервничать.

Из опыта руководителя:
«Считаю, что важным фактором для работников является финансовая составляющая. Маленькие зарплаты ведут к снижению самооценки и ответственности, что автоматически делает работников более агрессивными. Чем ниже уровень доходов, тем больше склонны работники к проявлению агрессии». 

3. Возраст также является одним из факторов проявления агрессии на работе. Работающие люди пенсионного возраста чаще становятся жертвами агрессии со стороны коллег. Это можно объяснить снижением профактивности в их профессиональной деятельности и желанием молодых вытеснить пожилых, занять их рабочие места и должности. При этом молодые сотрудники от 20 до 30 лет чаще, чем работники в 40–50 лет, становятся жертвами агрессии. Объясняется это наличием конкурентных отношений между молодыми и зрелыми сотрудниками, а также стереотипами восприятия.

4. Переутомление и потеря самоконтроля. Основная причина рабочей агрессии — это, конечно, не мелкие неприятности на рабочем месте, а нервное переутомление и потеря самоконтроля, которые возникают в связи с ответственной и достаточно сложной работой. 

Справочно.
Одним из факторов скрытой агрессии является время, затраченное на работу. Ученые выявили, что чем больше времени человек проводит на рабочем месте, тем более он склонен демонстрировать агрессию по отношению к коллегам.

Что делать со скрытой агрессией на рабочем месте?

Иногда сам руководитель становится инициатором агрессии, когда слишком активно реагирует на незначительные ошибки, медлительность подчиненного и т.д. 

Некомпетентные реакции управленцев могут привести лишь к усилению конфликта и причинению намеренного вреда со стороны персонала. Также этому способствуют авторитарный стиль руководства, оставление без внимания случаев психологической, тем более физической агрессии, нереалистичные задачи и сроки, предвзятость и дискриминация, личные качества руководителя. 

План действий для предупреждения скрытой агрессии на рабочем месте должен включать:

1. Тщательный отбор на этапе приема на работу. Он позволяет заранее выявить сотрудников, потенциально склонных к агрессии. Особое внимание следует уделять рекомендациям с предыдущего места работы.

2. Поддержку в период адаптации. Ознакомление нового сотрудника с правилами поведения в коллективе, оказание профессиональной помощи.

3. Обучение персонала. Руководитель включает в план работы и назначает ответственных за подготовку персонала. Это могут быть любые компетентные специалисты (или сам руководитель), которые проведут серию занятий по формированию алгоритма действий в ситуациях проявления агрессии. На занятиях рекомендуется разбирать и обсуждать все конфликтные ситуации, которые происходят или происходили в коллективе.

4. Информационную программу помощи (информационные стенды, электронные листовки). Эта программа должна включать способы, техники для регулирования психоэмоционального состояния на рабочем месте и рекомендации для работников, которые стали жертвами агрессивного поведения. 

5. Проведение «независимого расследования». Начать следует со сбора информации — опроса работников. Как вариант, можно попросить работников заполнить анкеты (анонимно), в которые будут включены вопросы о проявлении агрессии в коллективе.

6. Поиск конструктива при условии, что руководитель выявил и знает в лицо агрессоров. Этот пункт заключается в направлении агрессивной энергии в нужное русло. 

7. Образец поведения. Руководителю нужно быть примером и взять ответственность за создание атмосферы, потенциально исключающей возникновение агрессии. 


Тест «Насколько я агрессивен»

Предлагаем вам провести самодиагностику и оценить свою агрессию для дальнейшего эффективного управления без случаев обструкционизма. Ответьте на эти вопросы (или утверждения) «да» или «нет», а затем подсчитайте ответы «да» и за каждый поставьте 1 балл.

1. Считаете ли вы, что у вас слишком много обязанностей?

2. Беспокоитесь ли вы о том, что думают о вас подчиненные (коллеги)?

3. Часто ли вас раздражает шум?

4. Раздражают ли вас мелкие административные требования?

5. Когда я злюсь, мое лицо быстро краснеет.

6. Временами я неожиданно «взрываюсь» злостью, гневом. 

7. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя. 

8. Разозлившись, я могу обозвать. 

9. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, могу что-нибудь сломать). 

10. Я знаю, что мой характер не подарок. 

11. Если кто-нибудь из подчиненных (коллег) плохо отзовется в мой адрес, я выскажу ему все, что думаю о нем. 

12. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или жесткую критику. 

13. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя. 

14. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту. 

15. Я легко «завожусь», когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих. 

16. Я часто ругаюсь на совещаниях, планерках. 

17. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего. 

18. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно. 

19. В общении с персоналом (коллегами) я часто специально придаю своему лицу суровое выражение. 

20. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости. 

21. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний. 

22. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время. 

23. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с подчиненными (коллегами). 

24. Я ценю прямоту и самостоятельность моих подчиненных (коллег), но считаю, что они должны выполнять мои поручения без дискуссий.

25. Я никогда не уступаю подчиненным, поскольку это подрывает авторитет руководителя.

Теперь смотрим результаты теста! 

От 20 до 25 баллов. Вы очень агрессивны, неуравновешенны, возбудимы. Это связано с получением удовольствия от агрессии.

От 10 до 19. У вас средняя степень агрессии. Обычно выражается в спонтанности, спешке, когда срочно нужно сделать работу и нет времени на спокойные объяснения.

От 5 до 9. Вы спокойны и уравновешенны.

Меньше 5. Ваши эмоции заблокированы, вам все равно! Такое состояние бывает от переутомления.

4056 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме