Ответ:Факт предоставления отпуска не может выступать в качестве основания приостановления полномочий руководителя.
Руководитель организации является должностным лицом нанимателя, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений (абз. 7 ч. 1 ст. 1 ТК).
Полномочия руководителя организации определяются законодательством, в частности, ТК, ГК, Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах) и др., а также учредительными документами организации (ч. 6 п. 10 Общих положений ЕКСД, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1).
Следовательно, приостановление, прекращение полномочий руководителя может быть осуществлено только в случаях, предусмотренных учредительным документом и (или) законодательством.
Так, полномочия руководителя (директора) хозяйственного общества могут быть приостановлены по решению совета директоров (наблюдательного совета), если это предусмотрено уставом общества (ст. 53 Закона о хозобществах).
В соответствии с ч. 1 ст. 86 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» полномочия руководителя организации приостанавливаются в связи с открытием конкурсного производства.
Таким образом, гражданским законодательством предусмотрены конкретные основания приостановления (прекращения) полномочий исполнительного органа хозяйственного общества. Отпуск в качестве такого основания законодателем не установлен.
Статья 150 ТК дает понятие отпуска, а также определяет существующие виды трудовых и социальных отпусков. Данная норма также не содержит каких-либо ограничений по изданию и подписанию приказов и ограничению иных полномочий нанимателя (руководителя организации).
Таким образом, если иное не предусмотрено учредительными документами юридического лица, факт предоставления отпуска (трудового или социального) не может выступать в качестве основания приостановления полномочий руководителя, в том числе и на издание (подписание) приказов.
От редакции.
Редакция журнала «Юрист» подготовила и направила запрос в адрес комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома (далее — Комитет) с просьбой прокомментировать вопрос, связанный с подписанием приказов руководителем в период нахождения его в отпуске.
Как следует из полученного ответа, в соответствии со ст. 70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Комитет не является органом, осуществляющим официальное толкование нормативных правовых актов.
Вместе с тем по существу затронутых в обращении вопросов Комитет отметил следующее:
«Право на трудовые и социальные отпуска закреплено как общее право всех работников, в том числе и для руководителя. Как правило, выполнение функций руководителя во время его отсутствия становится должностной обязанностью заместителя (если подобные функции предусмотрены в его должностной инструкции). Издание конкретного приказа о возложении обязанностей в данном случае не требуется.
Передать определенные полномочия в сфере трудовых отношений можно (по приказу) иным работникам.
Подписание, издание руководителем юридического лица приказов и иных документов во время нахождения его в трудовом (социальном) отпуске считаем нецелесообразным и противоречащим требованиям ст. 150 ТК».
Таким образом, в настоящий момент существует несколько мнений по вопросу осуществления должностных обязанностей руководителя в период нахождения его в отпуске. С одной стороны, есть мнение о том, что в период нахождения руководителя в отпуске действие исполнительного органа не приостанавливается. С другой стороны, есть мнение госоргана о том, что нахождение в отпуске подразумевает освобождение работника от работы на определенный период.
Данную дискуссию редакция журнала «Юрист» готова продолжать. Направляйте ваши мнения и предложения по этому вопросу на электронный адрес: y.kasko@ipag.by.