Содержание:
Согласно п. 8 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция № 40), лицу, впервые поступающему на работу, наниматель в присутствии работника не позднее 7 календарных дней со дня приема на работу обязан заполнить трудовую книжку утвержденного образца. Дубликат трудовой книжки выдается не позднее 15 календарных дней со дня поступления заявления работника (п. 64 Инструкции № 40).
Таким образом, ответственность по своевременному заведению и заполнению трудовой книжки возлагается на нанимателя. С учетом изложенного целесообразно заранее определиться, сколько бланков трудовых книжек и вкладышей потребуется в ближайшее время, и приобрести их заблаговременно.
Получение и учет бланков трудовых книжек или вкладышей к ним, как правило, осуществляется в следующем порядке.
Шаг 1. Оплата бланков трудовых книжек или вкладышей к ним
Вместе с заявлением на получение бланков трудовых книжек или вкладышей к ним потребуется предоставить оригинал или копию платежного документа, подтверждающего факт уплаты денежных средств за указанные бланки (вкладыши).
Справочно.
Поступление бланков трудовых книжек и вкладышей к ним в бюджетных организациях может осуществляться от поставщиков за плату, а также безвозмездно от министерств, иных республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству (ч. 3 п. 3 письма Министерства финансов Республики Беларусь от 10.04.2008 № 02-2-28/57 «О порядке зачисления средств в бюджет»).
Шаг 2. Формирование пакета документов, необходимых для заказа и получения бланков трудовых книжек или вкладышей к ним
Конкретный перечень документов, необходимых для заказа и последующего получения бланков трудовых книжек или вкладышей к ним, действующим законодательством не установлен. Уполномоченные органы (организации) самостоятельно определяют такой порядок получения и перечень документов, которые потребуется предоставить с этой целью. В связи с этим рекомендуется предварительно уточнять, каковы порядок получения трудовых книжек и перечень необходимых документов в конкретном случае.
Как правило, для получения бланков трудовых книжек либо вкладышей к ним в уполномоченный орган (организацию) предоставляют:
- заявление с просьбой выдать нужное количество бланков трудовых книжек (вкладышей к ним), а также с указанием данных об организации (юридическом лице и его банковских реквизитах);
- копию свидетельства о регистрации юридического лица;
- платежный документ, свидетельствующий об уплате за бланки (оригинал с отметкой банка либо заверенная нанимателем его копия);
- оригинал документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт, вид на жительство).
Заявление с просьбой выдать нужное количество бланков трудовых книжек (вкладышей к ним) пишется в произвольной форме на имя руководителя уполномоченного органа (организации).
Образец заявления на получение бланков трудовых книжек
При получении бланков трудовых книжек либо вкладышей к ним:
- лично руководителем организации – необходимо наличие оригинала и копии документа, удостоверяющего служебное положение руководителя (приказ о назначении на должность руководителя, решение собрания учредителей о назначении или трудовой договор (контракт));
- уполномоченным лицом – доверенность на получение бланка трудовой книжки или вкладыша к ней.
Шаг 3. Обращение в государственный орган (организацию) за получением бланков трудовых книжек или вкладышей к ним с предоставлением необходимых документов
Изготовление бланков трудовых книжек и вкладышей к ним осуществляется учреждением «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Обеспечение бланками трудовых книжек и вкладышей к ним осуществляется в порядке, определенном в п. 84 Инструкции № 40. В большинстве случае обеспечением бланками трудовых книжек и вкладышей к ним занимаются местные исполнительные и распорядительные органы по месту их нахождения или уполномоченные ими подчиненные организации.
С учетом изложенного большинству нанимателей за получением бланков трудовых книжек либо вкладышей к ним следует обращаться в районные и городские исполнительные комитеты. Например, если организация зарегистрирована в Московском районе г. Минска, обращаться за бланками следует в администрацию этого района.
Шаг 4. Получение бланков трудовых книжек или вкладышей к ним и товарной накладной формы ТН-2
При получении бланков трудовых книжек (вкладышей к ним) потребуется представить пакет документов, необходимых для их получения, а также оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт гражданина Республики Беларусь, вид на жительство).
Выдача бланков трудовых книжек осуществляется по товарной накладной формы ТН-2, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58.
Шаг 5. Учет бланков трудовых книжек или вкладышей к ним
Согласно п. 81 Инструкции № 40 бланки трудовой книжки и вкладыша к ней являются бланками документов с определенной степенью защиты.
Учет поступления и выдачи бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, учет испорченных бланков трудовых книжек и вкладышей к ним и их уничтожения ведутся в порядке, установленном законодательством для бланков документов с определенной степенью защиты.
Использование, бухгалтерский учет, хранение выданных (реализованных) бланков и документов осуществляются в порядке, установленном законодательством в отношении бланков строгой отчетности (ч. 2 подп. 3.1 п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2001 № 1846 «О некоторых вопросах изготовления и использования бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты»). В рассматриваемой ситуации – в соответствии с нормами Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196).
Согласно п. 10 Инструкции № 196 учет движения (приход, расход, остаток) бланков строгой отчетности ведется материально ответственными лицами в количественном выражении по номерам и сериям и отражается в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности (приложение 2 к Инструкции № 196) по графам «приход», «расход», «остаток».
Справочно.
Приходно-расходная книга до начала в ней записей должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписана руководителем и главным бухгалтером организации.
Учет поступивших бланков трудовых книжек ведется по каждому виду бланков и местам их хранения (материально ответственным лицам) в стоимостном и количественном выражении (абз. 3 п. 20 Инструкции № 196).
Последующая выдача бланков трудовых книжек ответственным исполнителям (к примеру, специалисту по кадрам) в подотчет производится с разрешения руководителя и главного бухгалтера организации или лиц, ими уполномоченных. С учетом положений п. 11 Инструкции № 196 такая внутренняя передача оформляется приходно-расходными накладными на бланки строгой отчетности (приложение 3 к Инструкции № 196) с указанием серий и номеров бланков.
Справочно.
Списание с учета заполненных бланков строгой отчетности с подотчета материально ответственного лица производится на основании акта на списание использованных бланков строгой отчетности (приложение 5 к Инструкции № 196) с указанием конкретных серий и номеров бланков.
Шаг 6. Передача бланков трудовых книжек или вкладышей к ним в место хранения документов, относящихся к бланкам строгой отчетности
В соответствии с п. 3 Инструкции № 196 место, порядок хранения и использования бланков строгой отчетности устанавливаются приказом руководителя организации. Трудовые книжки (вкладыши к ним, дубликаты) хранятся в специально оборудованных местах (в несгораемых шкафах, сейфах) (п. 80 Инструкции № 40).
Образец приказа о месте, порядке хранения и использования бланков трудовых книжек и вкладышей к ним
Шаг 7. Назначение лиц, ответственных за работу с бланками трудовых книжек и трудовыми книжками
Работа с трудовым книжками включает в себя:
- работу с ними как с документами с определенной степенью защиты;
- работу по ведению трудовых книжек как кадровых документов.
В первом случае работа с трудовыми книжками осуществляется с учетом требований Инструкции № 196, во втором – в соответствии с Инструкцией № 40.
Назначение лиц, ответственных за работу с бланками трудовых книжек и трудовыми книжками, как правило, производится:
- путем издания соответствующего приказа;
- путем отражения указанной обязанности в должностной инструкции или трудовом договоре (либо ином локальном правовом акте, например Положении о порядке ведения и учета трудовых книжек).
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за работу с трудовыми книжками