Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее — Закон о воинской обязанности) установлен приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается:
- в прекращении (приостановлении) гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы;
- повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.
Время нахождения граждан на военной службе засчитывается:
- в стаж работы;
- стаж работы в бюджетных организациях;
- стаж работы по специальности (в отрасли) на условиях и в порядке, установленных законодательством.
Работник обязан представить нанимателю документ (повестку, направление), подтверждающий его призыв на военную службу, направление на альтернативную службу.
Справочно.
В случае призыва работника на военную службу, направления на альтернативную службу трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 1 ст. 44 ТК.
Призыв работника на военную службу, направление на альтернативную службу требует его увольнения. Прекращение трудового договора по указанным основаниям является обязательным и для работника, и для нанимателя.
Гражданам, уволенным с военной, альтернативной службы, абз. 2‒4 ч. 7 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих», а также ст. 35 Закона Республики Беларусь от 04.06.2015 № 276-З «Об альтернативной службе» установлены следующие гарантии:
- сохранение в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, прохождения альтернативной службы, права поступления на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу, направления на альтернативную службу, а лицам из числа молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) права на занятие прежней должности служащего (профессии рабочего);
- в случае заболевания, получения травмы в период прохождения военной службы по призыву, альтернативной службы, не препятствующих поступлению на работу, за лицами, уволенными с военной службы, альтернативной службы, сохраняется в течение трех месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности право поступления на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу, направления на альтернативную службу, при условии письменного уведомления об этом нанимателя;
- предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы;
- предоставление уволенным после прохождения срочной военной службы, альтернативной службы первого рабочего места в соответствии с ч. 2 ст. 281 ТК.
С целью возможности реализации молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими) права трудоустроиться на прежнее рабочее место и гарантии его предоставления одновременно в п. 5 ч. 3 ст. 17 ТК закреплена норма, предусматривающая заключение срочных трудовых договоров с лицами, принимаемыми на работу в связи с призывом работников из числа молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) на военную службу, направлением на альтернативную службу.
Справочно.
Гарантия по предоставлению прежнего рабочего места обеспечивается п. 5 ч. 3 ст. 17 ТК, но только в отношении молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).
В п. 7 ч. 1 ст. 16 ТКустановлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, с военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:
- направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места;
- поступающими на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу.
В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 16 ТК, по требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения.
Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.
Перечень оснований либо причин, по которым наниматель вправе отказать в приеме на работу поступающему военнослужащему срочной военной службы, уволенному из Вооруженных Сил, на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу, законодательством не определен. Вместе с тем, представляется, что обоснованным отказ может являться в том случае, если:
- к моменту трудоустройства такого работника у нанимателя отсутствует заявленная штатная единица, на которую планировалось принять специалиста;
- стороны при заключении трудового договора (контракта) не достигли соглашения о его условиях, например о режиме рабочего времени, оплате труда и т. п.
На основании приведенных норм законодательства работник, ранее уволенный в связи с призывом на военную службу, направлением на альтернативную службу, вправе в течение трех месяцев со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе, прохождения альтернативной службы, претендовать на поступление на работу к тому же нанимателю на должность служащего (профессию рабочего), равноценную занимаемой до призыва на военную службу, направления на альтернативную службу, при условии, что у нанимателя имеется такая возможность, т. е. при наличии соответствующей штатной единицы (ее доли) в штатном расписании.
В ином случае наниматель не обременен обязанностью по введению в штатное расписание штатной единицы по соответствующей профессии рабочего (должности служащего).
Отличительные особенности военной и альтернативной службы