Вы на портале
Воинский учет

Воинский учет в организации: с чего начать?

Воинский учет представляет собой государственную систему учета и анализа призывных и военнообязанных ресурсов. Обязанность ведения воинского учета не зависит от организационно-правовой формы юридического лица, общей численности работников и количества военнообязанных и призывников в организации. Даже если воинскому учету подлежит один сотрудник или одна сотрудница, компания обязана вести персонально-первичный воинский учет.

Лукьянова Александра
Лукьянова Александра

Ведущий юрисконсульт ООО «Информационное правовое агентство Гревцова»

5227 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


На практике иногда возникают ситуации, когда воинский учет по каким-либо причинам не велся в организации или сотрудник, ответственный за ведение воинского учета, уволился и новому сотруднику нужно принять дела и проверить наличие всех необходимых документов, осуществить внутренний контроль. С чего следует начинать организацию воинского учета и какие документы должны быть в организации?

Приказ об организации воинского учета граждан

Если такого приказа нет, руководителю необходимо его издать. 

Образец приказа об организации воинского учета граждан

В приказе должна содержаться информация о назначении работника, ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных. В зависимости от количества работников, подлежащих воинскому учету, в организации может быть создано соответствующее структурное подразделение, основной функцией которого будет ведение персонально-первичного воинского учета.

Работник, ответственный за ведение воинского учета, подчиняется непосредственно руководителю организации. Копия приказа после его издания направляется в военный комиссариат района (города) по месту нахождения организации, согласовывать назначение ответственных работников за ведение персонально-первичного воинского учета с комиссариатом не нужно.

В соответствии с выпуском 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности» для должности «инспектор по учету и бронированию военнообязанных» установлены следующие квалификационные требования: среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы. Следовательно, обязанности по ведению воинского учета могут быть возложены как на сотрудника кадровой службы, так и на сотрудников другого подразделения. 

В случае отсутствия ответственного сотрудника (по причине болезни, отпуска, командировки и пр.) обязанности по ведению воинского учета должны быть возложены на другого сотрудника путем издания соответствующего приказа. Документы по воинскому учету проверяются комиссией, затем передаются убывающим сотрудником, в подтверждение подписывается акт приемки-передачи дел (пп. 63,73 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее — Положение о воинском учете)).

Справочно.
В организациях установлена следующая численность работников, занятых воинским учетом:
— при наличии на воинском учете от 500 до 2500 граждан —один работник;
— от 2500 до 5000 граждан — два работника;
— от 5000 до 8000 граждан — три работника;
— на каждые последующие 3000 граждан — по одному работнику.
При наличии на воинском учете в организациях менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию военнообязанных может возлагаться на одного из работников как дополнительная обязанность (подп. 7.3 п. 7 Положения о воинском учете).

Образец акта приемки-передачи дел

Должностные инструкции работников по ведению воинского учета

Руководитель организации утверждает должностные инструкции работников по ведению воинского учета, либо соответствующие обязанности по учету и бронированию военнообязанных, права и ответственность могут быть добавлены в должностную инструкцию по основной должности работника. Допустимы оба способа закрепления обязанностей по ведению воинского учета граждан. 

Лица, исполняющие обязанности убывших работников, ответственных за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных, должны быть также ознакомлены с обязанностями по учету и бронированию военнообязанных, правами и ответственностью.

Личные карточки военнообязанных и призывников

Одной из основных обязанностей по ведению воинского учета является заполнение личных карточек на всех работающих в организации военнообязанных и призывников. Сведения в личные карточки вносятся на основании паспорта (идентификационной карты) гражданина Республики Беларусь, военного билета, временного удостоверения, выданного взамен военного билета, военного билета офицера запаса органов государственной безопасности, удостоверения призывника, документа об образовании, а также других документов.

Из личных карточек составляется картотека (абз. 1 п. 74 Положения о воинском учете). Правила формирования картотеки определены в Методических рекомендациях «По ведению воинского учета в организациях» военного комиссариата г. Минска или областных (районных) комиссариатов.

Справочно.
Методические рекомендации военного комиссариата не являются нормативным правовым актом и носят рекомендательный характер.

Картотека военнообязанных и призывников включает следующие разделы: 

  • личные карточки офицеров запаса;
  • личные карточки офицеров запаса органов государственной безопасности;
  • личные карточки на прапорщиков, сержантов, солдат запаса.
  • личные карточки на призывников.

Внутри разделов карточки расставляются по алфавиту. Карточки военнообязанных женского пола расставляются отдельно, в конце соответствующих разделов также по алфавиту.

В соответствии с ч. 2 п. 2 Положения о воинском учете воинский учет ведется по основному месту работы, поэтому в отношении совместителей воинский учет не ведется.

Не ведется воинский учет также в отношении лиц:

  • признанных в установленном порядке негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
  • достигших предельного возраста состояния в запасе;
  • военнообязанных женского пола, имеющих двух и более детей в возрасте до 16 лет;
  • в отношении которых прекращено гражданство Республики Беларусь;
  • получивших паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь;
  • иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь;
  • отбывающих наказание в виде пожизненного заключения, приговоренных к смертной казни;
  • умерших либо признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими;
  • проходящих военную службу, службу в резерве, альтернативную службу, службу в Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз, органах внутренних дел, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и имеющих специальные звания.

Требования по заполнению личной карточки содержатся в главе 6 Положения о воинском учете, форма личной карточки — в приложении 13 к постановлению Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета» (далее — Постановление об установлении форм документов воинского учета).

В личных карточках необходимо в том числе указывать сведения о близких родственниках и (или) членах семьи военнообязанных и призывников. В связи с тем, что в случаях, когда обработка персональных данных является необходимой для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами (Положение о воинском учете, Постановление об установлении форм документов воинского учета), обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных (абз. 20 ст. 6 Закона Республики Беларусь от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных»), нанимателю получать согласие у родственников и членов семьи работника не нужно.

Расписка в приеме документов воинского учета

При приеме граждан на воинский учет в организации выдается расписка владельцу документа. Форма расписки в приеме документов воинского учета содержится в приложении 8 к Постановлению об установлении форм документов воинского учета

Иные документы воинского учета

Несмотря на то, что в настоящее время законодательством не установлены требования к обязательному наличию иных документов воинского учета, организация самостоятельно или по рекомендации военного комиссариата может вести и иные документы, помогающие организовать надлежащий воинский учет.

Справочно.
Инструкция о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденная постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21, которая устанавливала иные обязательные для ведения документы воинского учета, утратила силу с 29.02.2020.

Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных

В соответствии с абз. 12 п. 47 Положения о воинском учете военные комиссариаты районов (городов) проводят проверки состояния воинского учета и бронирования военнообязанных в организациях не реже одного раза в два года, а в организациях с численностью призывников и военнообязанных более 300 человек — ежегодно. 

Организация самостоятельно за счет собственных средств изготавливает журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных типографским или иным способом (п. 695 Перечня типовых документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов»). В журнале отражаются отметки о результатах контроля уполномоченных должностных лиц военного комиссариата, срок его хранения — 3 года.

Дело «Справочная информация по воинскому учету» 

В дело могут включаться списки о численности военнообязанных и призывников, уведомления, отчеты и другие документы, которые работник по воинскому учету обязан предоставлять в военный комиссариат.

Потребность в формировании и ведении делопроизводства (отдельного дела) по вопросам ведения воинского учета граждан в организации обычно возникает при большой численности работников, подлежащих воинскому учету, и наличии в организации структурного подразделения. В это дело могут быть включены переписка с военными комиссариатами, методические материалы, извещения военных комиссариатов о проведении проверок, отчеты и сведения, планы работ и материалы по их выполнению и другие документы.

Руководящие документы по организации и ведению воинского учета 

Это нормативные правовые акты и методическая документация. Все документы должны быть обязательно распечатаны и сформированы в отдельное дело, при проведении проверки военные комиссариаты проверяют их наличие.

Документы организации по ведению персонально-первичного воинского учета

• Обязательные документы

  • Приказ об организации воинского учета граждан (о назначении ответственного работника и лица, исполняющего обязанности убывшего работника). Акт приемки-передачи дел документов по ведению воинского учета.
  • Должностная инструкция работника по ведению воинского учета граждан (или наличие должностных обязанностей в инструкции по основной должности).
  • Картотека личных карточек граждан, состоящих на воинском учете в организации.
  • Расписки в приеме документов воинского учета.

• Рекомендуемые документы:

  • Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.
  • Дело «Справочная информация по воинскому учету».
  • Делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан в организации.
  • Руководящие документы по организации и ведению воинского учета.

Руководящие документы по организации и ведению воинского учета

5227 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме