В каких организациях должен вестись воинский учет?
Воинский учет призывников и военнообязанных должен вестись во всех организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности (абзац четвертый части второй п. 2 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее - Положение о воинском учете)).
Кто является ответственным за ведение воинского учета в организации?
В зависимости от количества состоящих на воинском учете граждан в организации для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных создается подразделение или назначается работник (часть первая п. 117 Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (далее - Инструкция о воинском учете военнообязанных)).
Пункт 9 Положения о воинском учете устанавливает, что в организациях, осуществляющих учет военнообязанных и призывников, численность ответственных работников определяется исходя из установленных норм труда на одного работника.
Так, в организациях при наличии на воинском учете от 500 до 2 500 граждан ответственным назначается один работник, от 2 500 до 5 000 граждан - два работника, от 5 000 до 8 000 граждан - три работника, на каждые последующие 3 000 граждан - по одному работнику.
При наличии на воинском учете в организациях менее 500 граждан работа по воинскому учету и бронированию граждан может возлагаться в установленном законодательством о труде порядке на одного из работников организации.
Как правильно назначить ответственное за ведение воинского учета лицо?
Обязанности по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных могут быть возложены на инспектора по учету и бронированию военнообязанных
, должность которого вводится в штатное расписание.
Справочно:
В п. 119 Инструкции о воинском учете военнообязанных перечислен перечень обязанностей ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных. Например, в такие обязанности входит проверка при приеме на работу наличия у военнообязанных военных билетов, оповещение граждан о вызовах в военный комиссариат и т.д.
Еще одним вариантом оформления ответственного лица за ведение воинского учета является совмещение.
В некоторых организациях при приеме на работу специалиста по кадрам (юрисконсульта, секретаря) в его должностные обязанности включается работа по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных лиц.
После установления совмещения или указания обязанностей по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных в должностной инструкции в организации издается приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета и бронирование
.
Образец формулировки приказа о назначении ответственного за ведение воинского учета и бронирование военнообязанных
Какие документы воинского учета должны разрабатываться и вестись в организации?
Основными документами воинского учета, которые разрабатываются и ведутся в организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года), являются:
Как заполняется личная карточка воинского учета?
Личная карточка на военнообязанного – документ персонально-первичного учета военнообязанных в организации. Она заполняется на основании паспорта, военного билета, документа об образовании и других документов
.
Личная карточка воинского учета заполняется в соответствии со следующими требованиями:
- формат: 203 x 180 мм;
- записи в графах - четкие и полные, делаются на основании паспорта, военного билета, документа об образовании и других документов, необходимых для заполнения личной карточки воинского учета;
- после заполнения всех граф лицо, ответственное за воинский учет, подписывает личную карточку воинского учета и проставляет дату заполнения;
- все изменения в данных о военнообязанном (образование, семейное положение, перемена места жительства и др.) регулярно отражаются в личной карточке воинского учета.
Как формируется картотека?
В организациях из личных карточек формируется картотека военнообязанных, состоящая из следующих разделов:
- личные карточки на офицеров запаса;
- личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.
Личные карточки военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту (п. 124 Инструкции о воинском учете военнообязанных).
Воинский учет призывников в организациях и учреждениях образования независимо от форм собственности ведется так же, как и воинский учет военнообязанных (п. 58 Инструкции о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь № 12 от 11.04.2011).
Где хранятся документы воинского учета?
Личные карточки на военнообязанных и другие документы воинского учета должны храниться в опечатываемых хранилищах (железных шкафах), к которым имеют доступ только руководитель организации и назначенный работник (п. 122 Инструкции о воинском учете военнообязанных).
Руководитель организации должен обеспечить наличие специально оборудованного помещения и железного шкафа, необходимых для сохранности документов (п. 118 Инструкции о воинском учете военнообязанных). В зависимости от возможностей и потребностей организации полагаем, что они могут быть как отдельными, так и используемыми для иных целей (например, хранения трудовых книжек). Важно обеспечить сохранность документов воинского учета, в том числе чтобы доступ к ним имели только руководитель и ответственный за воинский учет работник.
Справочно:
За нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету предусмотрена административная ответственность по части второй ст. 25.8 КоАП.
Кто утверждает план работы по ведению воинского учета?
В организации должен быть разработан и вестись план работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных.
План работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных:
Необходимо отметить, что в план работы по ведению воинского учета и бронированию военнообязанных включаются мероприятия, связанные с обязанностями по ведению воинского учета в организации. Как правило, план представляет собой перечень мероприятий с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей
.
Что необходимо сделать при увольнении военнообязанного?
При увольнении лица, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, работник, ответственный за ведение воинского учета в организации, должен:
- внести запись об увольнении в личную карточку военного учета работника;
- личную карточку уволенного военнообязанного лица передать в архив;
- в недельный срок сообщить об увольнении работника в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства работника.
Какие данные должностное лицо военного комиссариата уточняет в ходе сверки?
В ходе сверки уточнению подлежат следующие данные:
- содержащиеся в разделе «Сведения о воинском учете»;
- фамилии, собственные имена и отчества;
- даты и места рождения;
- образование, должности (профессии);
- семейное положение и состав семьи;
- адреса мест жительства военнообязанных.
До начала сверки вышеперечисленные сведения необходимо уточнить по документам воинского учета организации и посредством личного общения с работниками организации.
По результатам сверки в личной карточке военнообязанного делается отметка о проведении сверки. Данная отметка производится простым карандашом с указанием даты сверки и заверяется подписью должностного лица (работника) организации, ответственного за воинский учет.
По завершении проверки должностное лицо военкомата делает запись в журнале учета проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей по воинскому учету?
Проверку состояния воинского учета в организациях проводят комиссии военного комиссариата
.
На руководителей и должностных лиц нанимателей в сфере воинского учета возложены обязанности, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность (п. 8 Инструкции о воинском учете военнообязанных):
- За непредставление должностным лицом в установленный срок в военкомат (обособленное подразделение военкомата) списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году (ст. 25.2 КоАП), -
штраф в размере от 4 до 5 базовых величин. - За умышленное неоповещение должностным лицом допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военкомат (обособленное подразделение военкомата), а также воспрепятствование явке указанных лиц на призывные (сборные) пункты (ст. 25.3 КоАП) - штраф в размере от 2 до 4 базовых величин.
- За нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету - штраф в размере от 4 до 5 базовых величин (часть вторая ст. 25.8 КоАП).
- За прием на работу граждан без представления документов воинского учета – штраф до 5 базовых величин (ст. 23.15 КоАП).
Справочно:
Представление списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам в следующем году, должно осуществляться ежегодно в срок до 1 декабря (абзац десятый п. 29 Положения о воинском учете).
Протоколы о вышеуказанных административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: