Пеня была взыскана на основании п. 9 Положения о порядке расчетов между юрлицами, ИП в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь».
Решением суда от 28 июня 2018 года исковые требования ЗАО «А» были удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16 августа 2018 года решение суда первой инстанции отменено, дело принято к производству суда апелляционной инстанции и рассмотрено по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Из материалов дела следует, что между ЗАО «А» и Белгидромет был заключен договор на приобретение и установку станции непрерывного измерения содержания приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. По договору ЗАО «А» обязалось поставить и установить станцию, представляющую собой технологический комплекс с программным обеспечением, а Белгидромет, приобретающий технологический комплекс с программным обеспечением для собственного использования, обязался оплатить станцию.
Технологический комплекс считается введенным в эксплуатацию после подписания обеими сторонами акта ввода в эксплуатацию. Срок введения технологического комплекса в эксплуатацию (включая доставку и монтаж) согласован сторонами договором: не позднее 25 сентября 2015 года. Источником финансирования являлись средства бюджета. Договор предусматривает возможность поставки технологического комплекса частями с оплатой отдельно за каждую поставленную часть по мере их поставок.
Днем исполнения ЗАО «А» обязательства по поставке в соответствии с договором считается дата подписания заказчиком ТТН, при поставке технологического комплекса с программным обеспечением частями обязательства поставщика считаются выполненными с даты подписания акта ввода технологического комплекса в эксплуатацию.
Представленными в материалах дела платежными документами подтверждается и сторонами договора не оспаривалось, что стоимость оборудования (частей технологического комплекса) была оплачена Белгидромет в полном объеме путем перечисления бюджетных денежных средств по мере получения частей технологического комплекса в сроки, предусмотренные в договоре для расчета при поставке частями.
Станция как технологический комплекс с программным обеспечением была введена в эксплуатацию только 12 августа 2015 года, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию. Таким образом, просрочка ввода станции в эксплуатацию составила 320 дней.
Факт получения ЗАО «А» по договору денежных средств из бюджета в полном объеме до ввода станции в эксплуатацию при наличии в договоре условия об окончательном расчете только после подписания акта ввода в эксплуатацию и акта сдачи-приемки выполненных работ был выявлен Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
Белгидромет обратился в Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь с письмом, которым просил взыскать с ЗАО «А» на основании пункта 9 Порядка расчетов пеню, начисленную за 304 дня на незаконно полученные из бюджета денежные средства. Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь был издан приказ о взыскании с ЗАО «А» суммы пени в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору на приобретение и установку станции непрерывного измерения содержания приоритетных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Согласно п. 9 Положения о порядке расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 №359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности изданного Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь приказа. Постановлением суда апелляционной инстанции от 30 августа 2018 года ЗАО «А» отказано в удовлетворении исковых требований о признании не подлежащим исполнению приказа Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь.
Источник: Верховный Суд Республики Беларусь