Вы на портале

МАРТ информирует, как доводить обязательную информацию до сведения потребителей

Обновлено
3486 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно пунктам 1-3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон) продавец обязан довести до сведения потребителя (на вывеске или другим доступным способом, принятым в торговле, или месте нахождения продавца):

  • свое наименование (фирменное наименование) и место нахождения, наименование торгового объекта, в котором осуществляется реализация потребителю товаров, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименование) организации, а также режим работы торгового объекта и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством;
     
  • если продавцом является индивидуальный предприниматель – информацию о своих фамилии, собственном имени, отчестве (если такое имеется), месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта, в котором осуществляется реализация потребителю товаров, а также государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, и иные необходимые сведения в соответствии с законодательством;
     
  • информация о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию) (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию).

Пунктом 7 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 703 (далее- Правила) установлена обязанность продавца довести до сведения покупателей на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на всех дверях, предназначенных для входа покупателей, или фасаде капитального строения (здания, сооружения), в котором расположены торговый объект, в ином доступном для ознакомления покупателей месте, свое наименование (фирменное наименование), а если продавцом является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта, (при наличии такого наименования), режим работы.

Продавец также обязан довести до сведения покупателей иным доступным способом, принятым в торговле:

  • информацию о месте нахождения книги замечаний и предложений;
     
  • информацию о номере специального разрешения (лицензии), государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию) (если осуществляемый вид деятельности подлежит лицензированию);
     
  • информацию о месте нахождения продавца;  
     
  • если продавцом является индивидуальный предприниматель –  дополнительно указывается информация о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства.  

Справочно: При осуществлении развозной и разносной торговли, торговли на рынках, ярмарках, а также других форм розничной торговли, осуществляемых без (вне) торговых объектов, указанная информация должна быть доведена до сведения покупателей в любом доступном для ознакомления покупателей месте.

Информация о запрете продажи отдельных товаров несовершеннолетним лицам размещается в местах продажи этих товаров (пункт 33 - 34 Правил).

Пунктом 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» определено, что на доступном для покупателей месте размещается ассортиментный перечень товаров, разработанный и утвержденный субъектом торговли для розничного торгового объекта.

Законодательство Республики Беларусь не содержит требований об обязательном наличии в торговых объектах «Уголка потребителя», а также не содержит требований к его оформлению и месту расположения.

Справочно: Приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 декабря  2016 г.  № 131 признан утратившим силу приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 1 декабря 2008 г. № 179 «Об утверждении рекомендаций по оформлению в торговых объектах информации для потребителей», которым предусматривалось размещение в торговых объектах в доступном для потребителей месте информационных стендов «Информация для потребителей».

Вместе с тем, законодательство Республики Беларусь содержит требования, в соответствии с которыми субъект торговли обязан предоставить потребителю ряд сведений (информацию о продавце, товарах и др.). Порядок и способ доведения такой информации до потребителя устанавливается продавцом самостоятельно.

Основное правило — обеспечение удобного доступа потребителя к информации для ознакомления, наглядность и актуальность такой информации.

Кроме того, в целях обеспечения прав потребителей на информацию о товарах, свободу выбора товаров МАРТ рекомендует дополнительно размещать в торговых объектах следующую информацию (в зависимости от специализации торгового объекта):

  • выдержки из Правил;
  • Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. №778;
  • выдержки из Положения о порядке и условиях реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) по подарочному сертификату или иному подобному документу, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 935;
  • об оказываемых дополнительных услугах, связанных с продажей товаров и др. 

Таким образом, предусмотренная законодательством информация доводится в доступной форме до сведения потребителя. В этих целях в торговом объекте может быть оборудовано отдельное специальное место.  Это может быть информационный стенд, специальная папка с информацией либо электронное информационное табло и т.д.

Источник: сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

3486 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме