Так, документом вносятся изменения:
в Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания»;
в Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».
Основные положения Закона направлены:
на унификацию требований к организации и осуществлению торговой деятельности на территории Республики Беларусь и Российской Федерации;
создание дополнительных условий для развития отечественного производства и насыщения потребительского рынка качественными товарами;
создание дополнительных условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли и совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли.
В этих целях в Законе предусмотрено три блока мер.
Первый блок мер направлен на реализацию мероприятий Союзной программы по унификации требований к организации и осуществлению торговой деятельности, утвержденной Декретом Высшего государственного совета от 04.11.2021 № 6 «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы», исходя из наиболее льготного режима, действующего на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, и предусматривает меры, направленные на либерализацию условий ведения бизнеса:
исключение понятий «крупный магазин» и «сеть общественного питания» и предъявляемых к ним требований;
отмену обязанности субъектов хозяйствования подавать в местные исполнительные и распорядительные органы уведомление о начале осуществления экономического вида деятельности (в отношении розничной и оптовой торговли, общественного питания);
отмену обязанности согласования с местными исполнительными и распорядительными органами ночного (после 23.00 и до 7.00) режима работы объектов торговли и общественного питания. Исключение составят объекты, в которых в ночное время реализуются алкогольные, слабоалкогольные напитки и (или) пиво.
Второй блок мер направлен на оказание поддержки отечественным производителям и насыщение потребительского рынка качественными товарами и предусматривает:
введение запрета на возмещение торговым сетям затрат на утилизацию продовольственных товаров;
введение запрета на возврат торговыми сетями поставщикам продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней;
введение запрета на предоставление вознаграждений за осуществление операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, а также иных видов вознаграждений, определенных Советом Министров Республики Беларусь;
предоставление Совету Министров полномочий на определение порядка расчетов при поставке отдельных видов товаров;
закрепление обязанности субъектов розничной торговли разрабатывать и согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте;
введение обязанности субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров представлять Министерству антимонопольного регулирования и торговли, облисполкомам и Минскому горисполкому, а в случаях, установленных законодательными актами, иным государственным органам по их запросу и в установленные ими сроки информацию, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли и общественного питания.
Третий блок мер направлен на создание условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли и совершенствование правового регулирования отношений в области интернет-торговли и предусматривает:
изменение порядка начала осуществления торговли и общественного питания – любой торговый объект, объект общественного питания, торговый центр, рынок и интернет-магазин сможет начать работу только со дня включения сведений о нем в Торговый реестр;
расширение перечня технологий, с помощью которых осуществляется розничная торговля с использованием сети Интернет (не только через интернет-магазин, но и с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет).
Одновременно в Законе c учетом сложившейся правоприменительной практики уточнены определения отдельных терминов (торговый объект, объект общественного питания и др.) и введен ряд новых терминов («интернет-магазин», «услуги по продвижению товаров»).
Изменения вступят в силу с 11 июля 2024 г.
Источник: https://pravo.by/novosti/analitika/2024/mart/77187/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь