1. Что надо знать о претензии?
Справочно.
Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей находится по ссылке.
2. Правовая база
На что обратить внимание | Суть нормы |
---|
ГК |
ст. 10
| До обращения в суд с иском по спорам между ЮЛ и (или) ИП обязательными являются предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора) либо применение медиации, если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором |
ХПК |
ст. 6 | Право на обращение в суд, рассматривающий экономические дела |
ст. 160 | Перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, содержит документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором |
ст. 162
| Оставление искового заявления без движения
(при несоблюдении установленного правила направления претензии) |
Приложение к ХПК Претензионный порядок урегулирования спора | Регламентирован претензионный порядок урегулирования спора |
Дополнительно: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции».
3. Содержание претензии (чек-лист)
Важно.
Содержание претензии должно соответствовать п. 2 приложения к ХПК.
Дополнительно можно указать (в соответствии с п. 21 приложения к ХПК) предложения другой стороне спора:
- о разрешении спора с участием медиатора;
- о заключении третейского соглашения;
- о назначении примирительной процедуры в случае обращения в суд, рассматривающий экономические дела;
- о выборе вида судопроизводства.
Рекомендация.
Отразите в претензии все требования, которые собираетесь указать потом в исковом заявлении. Например, вы можете указать сумму основного долга и сослаться на последующее взыскание пеней и процентов или же рассчитать суммы основного долга, пеней и процентов на день направления претензии и указать, что размер штрафных санкций будет скорректирован на день подачи иска.
4. Порядок претензионного урегулирования спора
5. Как претензия влияет на срок давности?
Согласно ст. 203 ГК направление претензии приостанавливает течение срока исковой давности до получения ответа на претензию или истечения срока ответа на нее. Течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если претензия направлена в последние 6 месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 месяцам или менее – в течение срока давности. Если должник после получения претензии признает ее полностью или частично, попросит отсрочку или рассрочку платежа, частично погасит долг, неустойку, проценты, то срок исковой давности прервется и начнется заново.
Важно.
Срок исковой давности будет продлен, только если претензия направлена первый раз (не повторно) и в последние 6 месяцев течения срока исковой давности.
6. Как подтвердить, что претензия направлена надлежащим образом?
Чтобы подтвердить, что претензия направлена надлежащим образом, предоставьте в суд:
1. Копию претензии и ответ на претензию (при его наличии).
2. Выписку из ЕГР о местонахождении должника
3. Доказательства направления претензии по местонахождению должника (например, квитанцию о направлении заказной корреспонденцией с обратным уведомлением по адресу должника, указанному в ЕГР).
Справочно.
Ознакомиться с порядком получения выписки из ЕГР о местонахождения должника можно здесь.
7. Что еще предусмотреть?
В договоре можно предусмотреть возможность направления претензии по электронной почте (указать с какого адреса электронной почты на какой она должна быть направлена, чем будет подтвержден факт отправления и др.).
Важно.
Если вы не предусмотрели в договоре направление претензии по электронной почте, то в суде надо доказать, что должник получил претензию. Например, должник должен ответить на нее.
8. Если получатель претензии – вы
В течение месяца (если другой срок не установлен законодательством или договором) должны письменно уведомить отправителя претензии о результатах ее рассмотрения согласно п. 6 Приложения ХПК, т.е. направить в его адрес письмо и обозначить свою позицию по данному вопросу. Ответ должен быть подписан уполномоченным на это лицом и направлен заказным письмом с обратным уведомлением или врученным под подпись;
Если вы не согласны с претензией и хотите ее отклонить, то приложите к письму копии документов, которые обосновывают вашу позицию;
Вы можете попросить в ответе на претензию об отсрочке или рассрочке долга.
Важно.
Молчать в ответ на получение претензии не выгодно для ее получателя. В ответе на претензию можно обосновать свою позицию, если вы не согласны с требованиями или договориться об отсрочке или рассрочке долга.
9. Иной порядок досудебного урегулирования споров
1. Стороны в договоре могут предусмотреть иной порядок предъявления претензий, чем рассмотренный выше, или отказаться от претензионного порядка и установить иной порядок досудебного урегулирования спора, если законодательством это разрешено по данному виду спора (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК, ч. 3 ст. 6 ХПК, ч. 1 п. 10 постановления Пленума ВХС № 6).
2. При изменении, расторжении договора аренды следует предложить другой стороне сначала сделать это в добровольном порядке (п. 2 ст. 422 ГК). Также при расторжении договора аренды по требованию арендодателя до обращения в суд арендодатель письменно предупреждает арендатора, что он должен исполнить обязательства (ч. 3 ст. 590 ГК).
3. При споре между инвестором и Республикой Беларусь при осуществлении инвестиций предусмотрен досудебный порядок урегулирования путем переговоров (ч. 1 ст. 13 Закона от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», п. 2 ст. 124 ГК).
4. При подаче иска прокурор или государственные органы могут не соблюдать претензионный порядок (ч. 2‒4 ст. 6 ХПК).
5. Не требуется претензионный порядок для приказного производства (абз. 3 ч. 1 п. 11 постановления Пленума ВХС № 6).
6. Не требуется соблюдать претензионный порядок по долгам, взыскиваемым с помощью исполнительной надписи.
>>Подборка образцов документов по работе с дебиторской задолженностью и претензионно-исковой работе.