Вы на портале

Внесены изменения в систему регулирования цен на потребительские товары

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2023 № 713(4) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 и от 1 февраля 2023 г. № 713(2)» (далее – Постановление)

Вступил в силу: с 1 января 2024 г. (за исключением отдельных положений)

Постановлением внесены изменения в систему регулирования цен на потребительские товары.

Рассмотрим новшества, которые субъектам хозяйствования следует учесть в своей работе.


Согласовать: отпускную цену потребительского товара, если она превысила 0,3 % к максимальной отпускной цене реализации этого товара в предыдущем месяце.

Уведомить: государственные органы при установлении отпускной цены на новые товары за 5 рабочих дней до начала реализации соответствующего товара.



Шупляк Надежда
Шупляк Надежда

Юрист, редактор портала jurist.by

1681 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

1. Уточнен перечень регулируемых потребительских товаров. 

Часть позиций дополнена, расширен список исключений. Также внесены новые товары, в частности, некоторые виды молочной продукции. С обновленным перечнем можно ознакомиться здесь.

2. Установлен ежемесячный предел роста отпускных цен для производителей. Когда не нужно согласовывать повышение?

Сам механизм согласования повышения отпускных цен производителей сохранился. Однако Постановлением предусмотрен ежемесячный предел роста отпускных цен, когда согласование не требуется.

Вид товара
Когда не нужно согласовывать повышение отпускных цен?
Когда нужно согласовывать?
Потребительские товары
(перечень уточнен в приложении 1 к Постановлению)
Когда ежемесячно повышается цена не более чем на 0,3 % к максимальной отпускной цене реализации этого товара в предыдущем месяце.
Если товар не был реализован в предыдущем месяце, то 0,3 % к последней отпускной цене реализации данного товара
При повышении цены более чем на 0,3%
Потребительские товары, имеющие сезонный характер продаж (картофель, капуста, репчатый лук, свекла и другие товары, указанные в пп. 84‒90 и 99 приложения 1 к Постановлению), урожая 2022‒2023 гг.
Можно повышать цену не более чем на 3,5 % к соответствующему месяцу прошлого (2023) года
1. При повышении цены более чем на 3,5 %.
2. Если товар не был реализован в соответствующем месяце 2023 года

 

3. Уведомительный принцип установления цен на новые товары вместо разрешительного.

Вместо разрешительного механизма согласования цен введен уведомительный принцип установления цен на товары. Производитель уведомляет те же государственные органы, которые ранее согласовывали цену (МАРТ, облисполком, Минский горисполком и другие государственные органы и организации, перечисленные в п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен»).

МАРТ, облисполком, Минский горисполком наделены правом направить производителю обязательное для выполнения предписание об уменьшении установленной отпускной цены. В предписании указывается отпускная цена, которая является предельной максимальной отпускной ценой.

Исключение: не требуется направлять уведомления при установлении отпускной цены на новый потребительский товар с применением норматива рентабельности не более 20 %.

Пошаговые действия производителя при уведомлении соответствующего государственного органа

4. Введен максимальный предел надбавок для импортеров.

На определенные товарные группы, которые в достаточном объеме производятся в Беларуси, введен максимальный предел импортной надбавки не более 15 %.

5. Скорректирован порядок предоставления оптовых скидок с отпускных цен. 

Производитель самостоятельно определяет размер оптовых скидок, но он не должен превышать 15 %.

6. Разрешено торговым организациям напрямую (без посредников) оказывать рекламные услуги производителям.

Производитель выплачивает розничной организации вознаграждения:

1) за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы поставленных товаров:

 - внутри торгового объекта (за исключением платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на торговом оборудовании – предметах и средствах (мебели, устройствах, механизмах) для размещения, фасования, хранения, демонстрации товаров, продукции общественного питания);

- на капитальном строении (здании, сооружении) торгового объекта и (или) на средстве наружной рекламы, собственником которого является субъект, осуществляющий розничную торговлю;

- в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте субъекта, осуществляющего розничную торговлю;

2) за проведение в торговых объектах дегустаций продовольственных потребительских товаров.

Розничная организация размещает в открытом доступе на сайте в сети Интернет информацию о размере платы за рекламу и дегустацию и не может его менять чаще 1 раза в месяц.

Ограничение в размерах выплат – не больше 1 % от суммы поставленного рекламируемого товара.

С порядком приведения цен в соответствие с Постановлением можно ознакомиться здесь.

1681 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме