Подлежит ли аудиторской проверке вся хозяйственная деятельность организации за определенный период?
В Законе Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) сделан акцент на то, что аудит представляет собой не проверку финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица с целью выявления всех возможных нарушений, а независимую оценку бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности, которая позволит пользователям на основании этой отчетности делать правильные выводы о финансовом положении и финансовых результатах деятельности аудируемого лица, а также принимать обоснованные экономические решения, базирующиеся на этих выводах.
Аудит — это независимая оценка бухгалтерской (финансовой) отчетности, а не проверка финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Заказчики аудиторских услуг зачастую думают, что аудитор проверит каждую сделку, каждый документ, которым ее оформили, за определенный период. Однако это далеко не так, при аудиторской проверке аудитором оцениваются лишь:
- общий порядок составления и представления отчетности, ее состав и содержание;
- принятая учетная политика и ее соответствие отраженной в отчетности информации;
- обоснованность учетных оценок;
- уместность, полнота, сопоставимость, нейтральность и понятность информации, представленной в отчетности;
- правильность отражения в отчетности информации об имевших место хозяйственных операциях;
- достаточность раскрытия информации в отчетности для понимания влияния существенных хозяйственных операций на информацию, представленную в отчетности (Национальные правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 № 128).
Цель аудита – определение достоверности отчетности и определение уровня ее существенности, а не сплошная проверка, сопоставимая с ревизией или налоговой проверкой.
При составлении аудиторского заключения главным будет являться определение уровня существенности и ее системы базовых показателей. То есть это та информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, пропуск или искажение которой может повлиять на экономические решения аудируемого лица, принятые на ее основе (Национальные правила аудиторской деятельности «Существенность в аудите», утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.03.2001 № 24).
Рекомендации
Помимо внешнего аудита большее внимание стоит уделить полноценному внутреннему контролю за финансовым состоянием субъекта хозяйственной деятельности, который важен как со стороны учредителей (участников), так и со стороны финансовой (бухгалтерской) службы этого субъекта. Данному контролю будет способствовать внедрение и нормативное закрепление (не только в акционерных обществах, для которых это обязательно) внутренней проверки ревизионной комиссией (ревизором), а именно:
— закрепление в уставе (учредительном договоре) положений, регламентирующих: структуру, порядок избрания или образования, состав и компетенцию ревизионной комиссии (ревизора) по вопросам, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах); сроки проведения ежегодной ревизии и сроки проведения ревизии или проверки по требованию участников хозяйственного общества и пр.; права и обязанности ревизионной комиссии (ревизора);
Помимо внешнего аудита целесообразно внедрить и нормативно закрепить внутренние проверки ревизором (ревизионной комиссией).
— закрепление в локальном нормативном правовом акте (например, в Положении о ревизионной комиссии и проведении внутренней проверки) количественного состава и компетенции ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Законом о хозобществах; порядка работы ревизионной комиссии (ревизора); требований к составу ревизионной комиссии (ревизору) в части образования, стажа и навыков работы и прочих положений, которые необязательны и не включены в устав;
— закрепление в протоколе годового общего собрания участников общества (приказе по основной деятельности) вопросов, связанных с избранием (назначением) состава ревизионной комиссии (ревизора).
Какие дополнительные услуги можно получить при аудиторской проверке?
В ст. 16 Закона об аудиторской деятельности наряду с аудиторской деятельностью определяется перечень профессиональных услуг, которые могут оказывать аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели:
- ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в том числе в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов);
Дополнительные профессиональные услуги также могут оказываться одновременно с проведением аудита и охватить больший объем проверяемой финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. - постановка и восстановление бухгалтерского и (или) иного учета;
- анализ хозяйственной деятельности организации, оценка предпринимательских рисков, финансовое планирование и др.
Данный перечень является закрытым.
Таким образом, дополнительные профессиональные услуги также могут оказываться одновременно с проведением аудита и охватить больший объем проверяемой финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Рекомендации
Если в хозяйственной деятельности существуют такие моменты, на которых необходимо заострить особое внимание и которые следует более тщательно изучить при проведении аудита, пропишите конкретные дополнительные профессиональные услуги в договоре на оказание аудиторских услуг и проконтролируйте их исполнение.
В договоре на оказание аудиторских услуг целесообразно прописать конкретные дополнительные профессиональные услуги с целью изучения отдельных вопросов при проведении аудита.
При согласовании договора стоит привлечь соответствующие службы организации: главного бухгалтера, экономиста, юриста и прочих сотрудников, которые способны оценить необходимость получения определенной информации от аудиторской проверки.
Пример формулировки условия о предмете договора на оказание аудиторских услуг:
«Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению аудита достоверности годовой бухгалтерской отчетности Заказчика за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно, в том числе:
- провести проверку расчетов с лизинговыми организациями и правильности исчисления лизинговых платежей, выраженных в иностранной валюте;
- провести проверку наличия всей необходимой товаросопроводительной документации по отгруженным товарам с нерезидентами и правильности ее заполнения;
- провести проверку правильности начисления и выплаты окончательного расчета уволенным работникам».
Формулировки размещены на нашем сайте
Освобождает ли наличие аудиторского заключения от привлечения к административной ответственности?
Зачастую организации, в отношении которых проведен, например, обязательный аудит, уверены в невозможности привлечения к административной ответственности в ходе предстоящей налоговой проверки. В такой ситуации субъект хозяйствования в состоянии заблуждения неосознанно перекладывает ответственность за возможные нарушения на аудиторскую организацию, что влечет за собой множество ошибок.
Проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не освобождает аудируемое лицо от ответственности за допущенные нарушения законодательства Республики Беларусь (часть вторая ст. 14 Закона об аудиторской деятельности).
Мнение аудиторской организации может способствовать большему доверию к бухгалтерской (финансовой) отчетности со стороны пользователей, но не должно трактоваться ими как гарантия того, что не существует каких-либо обстоятельств, способных повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением изложенных в аудиторском заключении) (п. 6 Национальных правил аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000 № 114 (далее — Правила № 114)). В п. 27 Правил № 114 прямо указывается на то, что аудит предполагает (обеспечивает) разумную, но не абсолютную гарантию достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, что рассматриваемая в целом такая отчетность не содержит существенных искажений. Кроме того, существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности, вызванные как недобросовестными действиями, так и ошибками, не будут обнаружены, несмотря на то что аудит был надлежащим образом спланирован и проводился в точном соответствии с республиканскими правилами аудиторской деятельности.
Также зачастую встречаются ситуации, когда в аудиторском заключении аудитор указывает на те моменты, которые обязано исправить аудируемое лицо, однако последнее не уделяет должного внимания таким указаниям и в дальнейшем, при налоговой проверке, это приводит к выявлению нарушения и привлечению к административной ответственности.
Рекомендации
Помимо полноценного перечня необходимых услуг в договоре с аудиторской организацией стоит прописать случаи ответственности данной организации и порядок определения ее размеров.
Ответственность аудиторов может быть выражена, например, в виде неустойки за каждое неисполнение и (или) неполное исполнение конкретной услуги, предусмотренной договором, которое может выявиться спустя определенный период. Также это убытки в виде наложенных уполномоченными государственными органами штрафов, пени.
Пример формулировки в договоре:
«Исполнитель несет ответственность в виде штрафа в размере 10 % от общей стоимости настоящего договора за каждый случай неисполнения и (или) неполного (ненадлежащего) исполнения услуг по настоящему договору, выразившийся:
- в невыявленном неправильном (недостающем) документе, подлежащем проверке аудитором;
- не выявленном в учете показателе, который должен (или не должен) был быть отражен (определен) по операции, по которой проводился аудит».
«Исполнитель обязан возместить Заказчику суммы штрафных санкций, наложенных уполномоченными контролирующими (надзорными) органами за нарушение финансово-хозяйственной деятельности Заказчика, которые входили в предмет аудиторской проверки и не были ею выявлены».
Формулировки размещены на нашем сайте
Как правильно выбрать аудиторскую организацию?
Не стоит безоговорочно полагаться на профессионализм и компетентность аудитора, проверяющего именно вас, тем более если выбор пал на того, кто предложил наименьшую цену. В некоторых случаях даже завышенная цена не может быть гарантией качества аудиторских услуг.
Таким образом, заказчикам нужно более ответственно и объективно относиться к выбору аудиторской организации (аудитора), учитывая следующие основные критерии:
- опыт (длительность) осуществления аудиторской деятельности;
- проведение аудита в организациях с аналогичными видами деятельности;
- квалификация и опыт работы аудиторов, силами которых предполагается проводить аудит;
- предоставление подробного плана проведения аудита и расчета уровня существенности;
- предоставление только письменных консультаций;
- предусмотренная в договоре ответственность за некачественное и (или) неполное оказание/неоказание услуг и убытки в виде штрафных санкций в случае их выставления уполномоченными государственными органами после проведения аудита;
- стоимость и условия оплаты аудиторских услуг;
- сроки проведения аудита и представления его итоговых документов.
Также очень важно наличие у аудиторской организации (аудитора) договора на страхование своей ответственности (за профессиональную небрежность, ошибки, упущения и непреднамеренную утрату документов). Наличие такого договора может облегчить привлечение к ответственности за нарушение условий договора на оказание аудиторских услуг, в котором стоит отдельно закрепить условие об обязательном наличии у исполнителя договора на страхование ответственности.
Для защиты от некачественных услуг аудируемые лица, заказчики аудиторских услуг наделены ст. 12 Закона об аудиторской деятельности следующими правами:
- отказаться от исполнения договора оказания аудиторских услуг либо потребовать замены аудитора в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения аудиторской организацией (аудитором) своих обязательств;
- сообщать о допущенных аудиторской организацией (аудитором) нарушениях законодательства в Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и иные уполномоченные органы;
- получать возмещение за причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг;
- и иными правами.
Рекомендации
При выборе аудиторской организации стоит подготовить анкету, в которой прописать все вопросы и требования, которые вы предъявляете к такой организации (примеры описаны выше), и разослать ее для заполнения заинтересовавшим аудиторским организациям. Полученная информация поможет вам сделать правильный выбор.
На стадии заключения договора требуйте подробные общую стратегию и план аудита, содержащие информацию об итоговых и промежуточных документах по результатам аудита и сроках их предоставления; о выявленных на этапе предварительного планирования участках бухгалтерского учета и отчетности, наиболее подверженных риску существенных искажений; о сроках проведения процедур оценки рисков существенных искажений, которые выполняются на начальном этапе аудита, а также информацию о сроках проведения аудиторских процедур в отношении проверки каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.