Маркетинговые услуги: законодательный аспект
Понятие маркетинговых услуг определено в подп. 2.14 п. 2 ст. 13 НК: под ними понимаются услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Справочно.
Что может входить в маркетинговые услуги:
— исследование и анализ сферы производства и обращения товаров (работ, услуг), экономических условий;
— разработка и принятие мер по производству и обращению товаров (работ, услуг);
— разработка и принятие мер по улучшению либо формированию положительных экономических условий для производства и т.д.
Вместе с тем маркетинговая деятельность этим не ограничивается, и оказываемой услугой может быть также анализ и корректировка уже составленной маркетинговой стратегии, анализ и изучение потенциальных потребителей либо их потребностей и т.д.
Предмет договора и существенные условия
Согласно ст. 733 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 402 ГК определено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для договора возмездного оказания услуг существенными являются два условия:
1) предмет;
2) начальный и конечный сроки оказания услуг.
Среди наиболее распространенных условий, относительно которых стороны достигают соглашения, выделяют:
• цену;
• место оказания услуг;
• личное оказание услуг либо с привлечением третьих лиц.
Предметом договора возмездного оказания маркетинговых услуг является совершение исполнителем действий, определенных заказчиком.
Справочно.
Цели маркетинга:
— производственная — произвести то, что будет продано, а не продать то, что будет произведено;
— сбытовая — изучение рынка и потребителей с целью воздействия на них.
При этом необходимо, чтобы в договоре был определен вид услуги (маркетинговая), а также ее содержание. Определять содержание оказываемой услуги нужно во избежание споров относительно объема оказываемых услуг.
Пример формулировки:
«Исполнитель обязуется оказать маркетинговые услуги, а именно составить план с обозначением экономических условий для расширения линейки товаров Заказчика на одну позицию, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги. Требования к содержанию плана указаны в разделе 3 настоящего Договора».
Перечень и объем услуг
Объем оказываемой услуги (перечень действий) может быть определен как в самом тексте договора, так и в приложении к нему.
Приложение обычно оформляют, чтобы не перегружать договор, либо если вознаграждение исполнителя определяется за каждое действие, либо когда заказываемых услуг достаточно много.
Справочно.
Изменение/расторжение договора возмездного оказания маркетинговых услуг может быть осуществлено по трем основаниям:
1) по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения к договору (ст. 420 ГК);
2) в одностороннем порядке, если такое право предусмотрено договором (ст. 420 ГК);
3) по решению суда (если пп. 1 и 2 неприменимы).
При формулировании перечня услуг рекомендуется максимально точно определить, какие действия требуются от исполнителя. Так, при заказе анализа рынка потребителей в тексте договора лучше указать, что по результатам оформляется письменное заключение, которое должно содержать в себе, к примеру, сведения о том, откуда были взяты данные, за какой период, на чем основаны вычисления, выводы и рекомендации. Если требования к заключению определить трудно, то сторонами составляется техническое задание, согласно которому и будет выполняться анализ.
Если стороны договариваются о каком-то результате, то в договоре должно быть прямо указано, что они хотят видеть в итоге. К примеру:
1) если речь идет о бренде, то результатом может быть разработка корпоративных правил компании, разработка логотипа, фирменного стиля, визуализация плана помещений и промопродукции и т.д.;
2) если речь идет о формировании положительного имиджа, то результатом может быть увеличение количества подписчиков, положительных отзывов и комментариев, повышение узнаваемости продукта среди потребителей.
Отдельное внимание стоит обратить на объем услуг. В законодательстве отсутствует понятие объема услуг, в то же время это является важным нюансом при составлении договора.
К примеру, если предметом договора является увеличение доли рынка, то объем можно не определять, а поставить цель — до 14 % по республике за определенный период.
Важно.
Четко определить объем оказываемых услуг необходимо во избежание несогласованности предмета и признания договора незаключенным.
При задаче «придание организационной структуре гибкости» объем услуг может быть определен заданием: разработать штатный план по должностям и их обязанностям на количество сотрудников от 15 до 18.
Что нужно иметь в виду при оказании услуг
При составлении договора возмездного оказания маркетинговых услуг необходимо учесть следующие моменты.
1. Оказание услуг лично или с помощью третьих лиц.
Со стороны исполнителя возможность оказать услуги не лично дает такие преимущества, как экономия времени, сторонняя помощь и т.д. В то же время негативным последствием привлечения множества лиц может быть некорректное исполнение маркетинговой стратегии.
Если предвидится большой блок работ, то в договоре можно предусмотреть, какая часть из них исполняется лично, а какая — с возможностью делегирования.
2. Место оказания услуги.
Маркетинг может включать в себя различные виды действий: изучение рынка либо корректировка внутренней структуры компании. Понятно, что все действия, непосредственно связанные с производством, лучше выполнять на самом производстве, а услуги, которые можно оказать по месту нахождения исполнителя, лучше сохранить удаленными. Поэтому при определении объема рекомендуется выделить графу «по местонахождению заказчика/ по местонахождению исполнителя».
3. Доступ к коммерческой тайне заказчика.
Работа с брендом зачастую требует обращения к самому «сердцу» компании. Поэтому рекомендуется включить в договор раздел о конфиденциальности. При этом в рамках предприятия-заказчика необходимо установить режим коммерческой тайны. Это целый пакет документов и ряд мер, которые направлены на сохранение информации в тайне от третьих лиц.
Предоставление логинов и паролей также может быть оформлено в качестве передачи информации, которая не подлежит разглашению.
Дополнительно стоит иметь в виду следующие аспекты:
— заказчик вправе контролировать ход оказания услуги, не вмешиваясь в деятельность исполнителя (ст. 669 ГК);
— по соглашению сторон в договоре может быть прописана обязанность исполнителя предоставлять промежуточную отчетность в указанные сроки либо по письменному запросу заказчика;
— учитывая прямое влияние маркетинговой деятельности на имидж компании, рекомендуется прописать в договоре предварительное согласование всех публикуемых материалов (фотографий, заявлений, текстов).
Срок оказания услуг
Глава 39 ГК не содержит условий о сроках оказания услуг, поэтому обратимся к ст. 662 ГК, где определено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Под начальным сроком понимают момент времени, в который исполнитель должен приступить к оказанию услуги, а под конечным — момент, в который исполнитель должен завершить оказание услуг.
Справочно.
Если иное не установлено законодательством или договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ (ст. 662 ГК).
Сроки могут быть определены:
— конкретными датами;
— временным периодом;
— наступлением какого-либо события (это событие должно быть неизбежным).
Поэтапное оказание услуг (промежуточные сроки) может найти свое отражение как в самом договоре, так и в приложениях к нему (графике, плане маркетинговых мероприятий и т.д.).
Конечно, проще установить стандартный срок (указание календарной даты начального и конечного срока), но в случае маркетинговых услуг пропадает возможность контролировать промежуточные результаты, корректировать стратегию и т.д. Если стороны добросовестные, то эти критерии можно поменять по соглашению сторон. Но если исполнитель халатно относится к выполнению своих обязанностей, то заказчик рискует получить не тот результат, который ожидал. При этом будет сложно предъявить претензии, если качество услуги не определено в цифровом выражении.
Вместе с тем если указывать промежуточные сроки нет нужды, то можно по тексту договора предусмотреть периодическую отчетность исполнителя.
Рекомендуется также добавлять в договор положение о том, что в случае увеличения объема оказываемых услуг их объем, стоимость и сроки согласовываются сторонами в дополнительном соглашении к договору.
Цена услуг, расчеты
Цена в договоре может быть определена в виде:
1) фиксированной суммы;
2) способа определения вознаграждения исходя из суммы всех оказанных услуг (при этом цена каждой услуги должна быть согласована сторонами) либо затраченных человеко-часов (стоимость консультации, стоимость часа работы привлеченных специалистов);
3) условия о приблизительной цене.
Приблизительная цена не так часто используется в силу того, что стороны предпочитают договориться в самом начале сотрудничества.
При определении цены в договоре необходимо отдельное внимание уделить учету налогов. Так, если налоги уплачиваются в общем порядке, то по тексту следует указать, входит ли в цену НДС (во избежание споров о размере гонорара). Если исполнитель не является плательщиком НДС, то необходимо это прямо указать: «Без НДС».
В договоре следует обозначить порядок расчетов, а также сроки проведения платежа. Так, оплата может быть совершена в форме:
— предварительной оплаты;
— оплаты по факту оказания и приемки услуги;
— поэтапной оплаты.
Если срок оплаты услуг в договоре не указан, то необходимо руководствоваться ст. 295 ГК, в силу которой для оплаты заказчику предоставляется разумный срок (7 дней с даты соответствующего требования исполнителя).
Качество услуг
Критерии качества определяются законодательством либо договором. В законодательстве отсутствуют специальные требования к маркетинговым услугам. Поэтому необходимо отдельное внимание в договоре уделить качеству. А именно прописать: что ожидается увидеть, какие показатели должны быть достигнуты, как отследить реакцию потребителей, какие изменения в компании должны наступить, какая документация появится, какие финансовые показатели сложатся.
Справочно.
За что можно установить неустойку по договору возмездного оказания маркетинговых услуг (помимо неоказания услуг или нерасчета за них):
— за неоказание услуг лично;
— нарушение исключительных прав третьих лиц;
— задержку предоставления документов, материалов исполнителю;
— заблокированный аккаунт или жалобу со стороны потребителя.
Порядок приемки оказанных услуг рекомендуется детализировать в договоре, если это возможно.
К примеру, если речь идет об исследовании, то нужно прописать порядок передачи результата, а также время на его вычитку (проверку). Если услуга касается достижения определенных показателей, то должны быть предоставлены материалы, доказывающие такое достижение.
Важно!
Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший результаты работы без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Заказчик, обнаруживший после приемки результата работы отступления от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе умышленно скрытые подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика по их обнаружении (ст. 673 ГК).
ЧЕК-ЛИСТ
Что важно знать при заключении договора возмездного оказания маркетинговых услуг
❒ Для данного вида договора нет каких-либо «своих» существенных условий, кроме установленных для договора возмездного оказания услуг (предмет и сроки оказания услуг).
❒ При формулировании перечня услуг рекомендуется максимально точно определить, какие действия требуются от исполнителя или какой результат должен быть достигнут.
❒ При оказании услуг обращайте внимание на следующие моменты:
— оказываются ли услуги лично или с помощью третьих лиц — это может повлиять как на качество оказанных услуг, так и на дополнительный документооборот;
— исполнитель чаще всего будет иметь доступ к коммерческой тайне заказчика. Это может потребовать дополнительных мер защиты такой информации;
— по соглашению сторон в договоре может быть прописана обязанность исполнителя предоставлять промежуточную отчетность в указанные сроки либо по письменному запросу заказчика.
❒ Заказчику целесообразно предусмотреть в договоре промежуточную отчетность исполнителя, чтобы контролировать ход оказания услуг.
❒ Если исполнителю необходимо выйти за оговоренный бюджет, в договоре следует указать механизм увеличения сметы.
❒ Учитывайте фактор НДС при составлении договора. Если налоги уплачиваются в общем порядке, по тексту нужно указать, входит ли в цену НДС (во избежание споров о размере гонорара). Если исполнитель не является плательщиком НДС, то необходимо это прямо указать: «Без НДС».